Межвозрастная преемственность развития представляет собой процесс плавного перехода личности ребёнка из одного сенситивного периода в другой по законам природы.
Каждый человек – это звезда
Джон Кехо
Собственно, наличием проблем преемственности: детский сад → начальная школа → средняя школа и была обусловлена разработка бизнес-проекта «Этнокультурный общеобразовательный комплекс» (ЭКООК).
Возрастная периодизация детского развития
Проблемы детского развития нешуточные.
Начнём с того, что:
- максимальный объём информации ребёнком достигается в 2 года;
- с 2-х до 3-х лет формируется моторно-речевой аппарат ребёнка;
- с 3-х до 6,5 лет формируется вся базовая знаниевая компетенция, которая по каким-то причинам перенесена на процесс обучения в начальной школе.
Именно в этом возрасте должна быть обеспечена передача большой мощности информации согласно природе развития ребёнка.
Сенсомоторная направленность детского развития
Следовательно, это сенсомоторная направленность развития личности ребёнка может быть успешно решена именно в этом возрасте.
Ещё один сложнейший момент связан с возрастом от 6,5 до 9,5 лет. На этом возрастном отрезке необходимо наиболее тщательно проработать все возможные технологии самообучения личности ребёнка и найти лучший вариант:
- психологических аспектов;
- педагогических методов и форм,
- дидактических инструментов.
Обязательно проводить на каждом отрезке возрастного развития комплексные исследования для того, чтобы простроить современную экономичную и эффективную Программу психолого-педагогических методов, форм и подходов в процессе личностно-интеллектуального развития самообучающейся личности ребёнка.
Программа детского развития
Кроме того, потребовалась детальная проработка Программы детского развития и календарно-тематическое планирование когнитивно-образовательной деятельности детей в логически и научно сегментированной личностно-интеллектуальной среде самообучения.
Напомню, что календарно-тематическое планирование когнитивно-образовательной деятельности, будучи детализированным, предметно-содержательным аспектом Программы личностно-интеллектуального процесса самообучения призвано сосредоточить психолого-этнодидактические ресурсы на поддержке наиболее уязвимых точек личностного и интеллектуального развития ребёнка.
ЛИСС как поддержка уникальности ребёнка
Важно, чтобы личностно-интеллектуальная среда самообучения с помощью дидактических материалов, стимулирующая формирование и развитие уникального интеллекта личности ребёнка согласно динамике возрастного развития, поддержала ребёнка на относительно приемлемом уровне его индивидуальности, уникальности.
Легко заметить, что конкретный интерес к условному предметно-содержательному аспекту ЛИСС – это и есть тот аспект, который определяет вид интеллекта личности ребёнка.
Если бы у нас был только логико-математический интеллект, то не было бы инновационных разработок различными предприятиями таких сфер реальности, как:
- транспортное машиностроение,
- жилищное строительство,
- автомобильная и лёгкая промышленности,
- предприятия по импортозамещению,
- сельское хозяйство и т.д.
Грамотная организация СВОБОДЫ выбора
Хочется отметить, что главным достоинством научно-сегментарной личностно-интеллектуальной среды самообучения является грамотная организация свободы выбора предмета и содержания когнитивно-образовательной деятельности личности ребёнка.
Для иллюстрации этого достаточно сказать, что самообучение зависит от согласованности возрастной динамики и следующих факторов:
- дидактических принципов;
- учебных программ;
- учебников и учебных пособий;
- форм и методов организации обучения.
Базовые характеристики ЛИСС
В известной степени ЛИСС обладает лучшими психолого-педагогическими и этнодидактическими характеристиками развития самообучающейся личности ребёнка:
- высокий уровень объёма информационной абстракции;
- самообучаемость личности ребёнка;
- социализация в сюжетно-ролевой ситуации развития;
- индивидуализация в ходе когнитивно-образовательной деятельности.
Этнодидактические принципы стимулируют детское развитие
В достаточной мере конструктивные этнодидактические принципы самообучения при любой комбинации интересов, самоопределяемости и мотивации личности ребёнка не создают искусственные ограничения детского развития, а, наоборот, стимулируют его.
Сформулируем принципы самообучения личности школьника:
1-ый принцип – собственное изложение, формулировки усваиваемого учебного этноматериала с приведением собственных примеров, как в устной, так и в письменной речи.
2-ой принцип – самостоятельное воспроизведение, переосмысление дидактического этноматериала, как содержания интеллектуальных программ этнопособия.
3-ий принцип – овладение содержанием дидактического этноматериала, используя технологию этнодидактического обучения математике.
4-ый принцип — осуществление перехода к сознательной, преднамеренной реконструкции собственного опыта: самостоятельные составления деформированных числовых и буквенных выражений, текстов «обратных» задач в интеллектуальных программах «самопроверка» и «диагностический (обучающий) тест».
Сила самообучающейся личности школьника определяется проявлением волевых качеств, наличием интеллекта, как умением мыслить и творить.
СОТРУДНИЧЕСТВО как ключевое требование ФГОС
Собственно говоря, рельефно выступает ещё один важный момент – при грамотно организованном наблюдении за самоопределением в предметно-содержательном аспекте когнитивно-образовательной деятельности личности ребёнка педагог сможет логически правильно выстроить режим синхронного коммуникативно-регулятивного сотрудничества, устойчиво реализуя требования ФГОС.
Поэтапная ПРОГРАММА организации когнитивно-образовательной деятельности (КОД) в личностно-интеллектуальной среде самообучения (ЛИСС)
№ п/п | Предмет и продолжительность
когнитивно-образовательной деятельности |
1. | ОБЩАЯ ИДЕЯ ДНЯ с 9:00 ч до 10:00 ч
I. Ориентация в ЛИСС – 30 минут. v Предметное самоопределение дошкольника в КОД. v Мотивация к самообучению. II. КРУГ. «Мозговой штурм» — 20 минут. III. Перемена – 10 минут. |
2. | МАТЕМАТИКА с 10:00 ч до 11:00 ч
I. Общая презентация дидактических Монтессори-материалов. Предметно-математическая когнитивная деятельность – 15 минут. II. Индивидуальная когнитивно-образовательная деятельность – 20 минут. v с сенсомоторными дидактическими материалами, v в рабочей тетради по математике Л.Г. Петерсон. III. Самоконтроль – 10 минут. IV. Перемена — 15 минут. |
3.
|
ЧИСТОПИСАНИЕ. РУССКИЙ ЯЗЫК с 11:00 ч до 12:00 ч
I. Общая презентация дидактических материалов. Предметно-лингвистическая когнитивная деятельность – 15 минут. II. Индивидуальная интеллектуальная деятельность – 20 минут. v с дидактическими материалами, v в рабочей тетради по грамматике, фонетике и лексике. III. Самоконтроль – 10 минут. IV. Перемена — 15 минут. |
4. | РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЧТЕНИЕ с 12:00 ч до 13:00 ч
I. Слоги и слова – 15 минут. II. Чтение по «Букварю» Н.С. Жуковой – 15 минут. III. Работа с толковым словарём – 15 минут. IV. Перемена – 15 минут. |
5. | СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ с 13:00 ч до 14:00 ч
I. Профессиональная ориентация – социализация – 30 минут
II. Взаимодействие и общение – 20 минут
III. Индивидуализация – 10 минут
|
Самообучение как основа межвозрастной преемственности детского развития
Такие действия не только повысят эффективность развития самообучающейся личности ребёнка, но и укрепят надёжность процессов:
- самообучения. Самообучение возможно только при условии наличия активного любопытства и интереса, а они возможны только, если ребёнок уверен в своих способностях.
- Самообразования. Образование объёма активного словаря тоже происходит только при наличии мотивации ребёнка. Ничто так не мотивирует ребёнка как вера родителей в его знаниево-мыслительные способности размышлять, рассуждать, сомневаться, удивляться и т.д.
- Саморазвития, когда меняется психика, реакции на события, физические навыки владения собственным телом, расширяются границы его познания и т.д.
- Самореализации личностных качеств – самоутверждения, когда ребёнок понимает, что некоторые вещи он может делать самостоятельно, например: писать, считать и читать.
Самообучающаяся личность как двигатель ПРОГРЕССА
Как показывает социально-экономическая, правовая реальность – современная Россия имеет:
- негатив: экстремально низкие цены, взлёт и падение рубля, антироссийские санкции, международная неустойчивость людских отношений и т.д.;
- позитив: реализуются процессы импортозамещения, механизм субсидирования процентных ставок тем предприятиям, которые реализовали и реализуют проекты по импортозамещению.
Кто же, если не самообучающаяся личность, способен изменить мир?
Куда ни кинь свой взор – везде социокультурная среда, и она разная, но личностно-интеллектуальная.
Вот почему, научная-практическая сегментарность личностно-интеллектуальной среды самообучения личности ребёнка создаётся в соответствии:
- с Программой ЛИПС,
- с обеспечением технологической устойчивостью интересов, мотивации самообучения,
- с реализацией преемственной связи периодов возрастного развития,
- с гармоничными и плавными переходами циклов: социализация → индивидуализация → социализация.
Итак, резюмируя вышеизложенное, можно сказать:
- личность ребёнка не может быть «учеником», а только самообучающейся личностью собственной когнитивно-образовательной деятельности в личностно-интеллектуальном процессе школьного обучения.
- в век нанотехнологий, когда скорость мыслей настолько высока, не должно быть учителя, а только управленец, стратег и тактик личностно-интеллектуального процесса школьного обучения. И как важно, чтобы педагог обладал выкопрофессиональным уровнем компетентности в сфере «рождения личности».
- именно педагог как стратег и тактик когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности школьника должен создать психологические условия и организовать коммуникативно-регулятивное сотрудничество взрослых и детей, опираясь на этнодидактические принципы личностно-интеллектуального процесса школьного обучения.
Свежие комментарии