Сигнальный базис интеллекта — это интеллектуальная программа «Опорные сигналы», в содержании которой особо акцентируется внимание на опорных речевых элементах.
… структура языка определяется структурой мышления
Джон Р. Андерсон
В данной статье речь пойдёт об интеллектуальной программе этнодидактического пособия самообучения математике, а именно об «Опорных сигналах».
Интеллектуальная программа «Опорные сигналы»

Брошюра «ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ» содержит в себе 17 циклов этнодидактического пособия самообучения математике «Занимательная математика для северян».
Итак, остановлюсь на содержании интеллектуальной программы этнопособия «Опорные сигналы», в которой важными моментами являются опорные речевые элементы, когда правое полушарие «лепит» образ.
Иными словами, перевод информации в образы формирует образную память, при этом не теряя из виду смысловую (логическую) память, то есть:
- Логическое осмысление содержания познавательного материала.
- Систематизацию.
- Выделение главных логических компонентов информации.
Интеллектуальная программа «Опорные сигналы» (ОС) — это кодировка новых:
- математических понятий,
- правил,
- алгоритмов решения.

Каждый опорный сигнал — это знак, в котором закодирована, зашифрована, абстрагирована определённая информация.
Это фрагменты интеллектуальной программы «Ситуативная конкретика», схематично представленные в виде:
- формальных мыслительных операций, которые необходимо выполнить для освоения нового теоретического материала.
- Решения конкретной текстовой задачи.
Принцип «Опорных сигналов» – вижу и говорю, вспоминая (припоминая). Правое полушарие «лепит» образ, а левое полушарие подыскивает для него словесное выражение.
Цель «Опорных сигналов» заключается:
- Визуализация речевого мышления и мыслительной речи,
- Умение школьников абстрагироваться от жизненной ситуации путём схем, знаков, рисунков и т.д.
Психологическая установка интеллектуальной программы «Опорные сигналы» — это кодировка и расшифровка содержания информаций, полученных в «ситуативной конкретике» через рефлексию.
Психологическая этнодидактическая особенность интеллектуальной программы «опорные сигналы» — кодировка новых математических понятий, правил, алгоритмов решения.
В этом смысле схема является конечным этапом интеллектуализации образа и играет в мышлении значительную роль, потому что дополняет и объясняет (антиципирует) в сознании ещё не развёрнутую систему мыслей.
Чрезвычайно важным компонентом в интеллектуальной программе «Опорные сигналы» является схема, в которой информационная абстракция из «ситуативной конкретики» расшифровывается с помощью речи, слова, поскольку слово является носителем (средством) интеллектуального содержания мысли в понятиях.
По существу, слово является:
- Формой мысли.
- Наглядным чувственным представлением.
В то же время, интеллектуальные программы «Ситуативная конкретика» и «Опорные сигналы» образуют теснейшее гармоничное сплетение логического мышления в понятиях с наглядным содержанием.
Потому что житейская ситуация, по сути своей, образует чувственно-наглядную основу логического речевого мышления, которое и является абстрактным.
Легко видеть, что в восприятии речи соблюдается некая уровневая структура:
- Анализ и синтез звуков.
- Понимание речи, которое характеризует анализ и синтез сигнальных, смысловых сторон речи.
Как известно, существуют различные виды речи:
- Речь жестов (мимика и пантомимика).
- Звуковая речь.
- Письменная речь:
- Деловая.
- научная, более безличная, направленная на передачу более отвлечённого содержания.
- контекстная речь, требует особенной продуманности, плановости, сознательности, требует более систематического, логически связного изложения;
- Устная как разговорная речь,
- Речь-беседа в условиях непосредственного контакта с собеседником, рождается из непосредственного переживания, регулирование речи говорящего со стороны собеседника или слушателя, ораторское выступление, доклад, лекция;
- Внешняя речь.
- Речь внутренняя, которая посвящена:
- Размышлению.
- Рассуждению.
- Аргументации.
- Эмоционально насыщенная речь, которая отображает структуру речи, сложившуюся в процессе общения и взаимодействия.

Школьная этнодидактика представляет собой конгломерат этнической культуры, который будет способствовать осознанному, осмысленному восприятию информационной абстракции в школьных учебниках.
Легко заметить, что в долганской, как и в любой другой этнокультурной лексике, преобладает многозначность долганских слов.
Надо полагать, что в речи отлагаются и запечатлеваются формы мышления определённой этнической культуры. Более того, соответствующие формы речи, возникшие и закреплённые в этнической речи, как правило, неизбежно расходятся с мышлением носителей других этнических культур.
Смею заметить, что живой этнокультурной речью личность ребёнка овладевает в процессе жизненно мотивированной активности в общении с окружающими людьми, а русскую речь школьники изучают в процессе школьного обучения.
Вот здесь то и начинаются детские беды, когда одни и те же предметы, явления, процессы и житейские ситуации по разному называются. Поэтому для ускорения понимания русских слов ребёнку из этнокультурной среды необходимы не словесные объяснения, а иллюстративные фотографии или рисунки.
Кроме того, чтобы овладеть языковыми навыками русской речи в совершенстве, личности ребёнка необходимо обучаться в полиактивной социокультурной школьной среде, чтобы язык был не просто выучен, а в процессе употребления русских слов.
Легко видеть, чтобы удовлетворить реальные потребности педагога в донесении до школьников тему урока, необходимо ему математические понятия включить в знакомые ситуации жизнедеятельности личности ребёнка.
Хочется особо подчеркнуть, что речевая деятельность личности любого ребёнка связана с работой больших полушарий головного мозга.
Общеизвестно, что левое полушарие является ведущим в речевой деятельности (М. В. Гамезо, И. А. Домашенко, 2006, с. 96).

Детская способность мыслить означает то, что личность ребёнка проявляет когнитивную активность в образовании конкретных знаний, возникающих в процессе запоминания и решения проблемы.
Значит, если личность ребёнка из этнокультурной среды будет иметь достаточный объём запаса слов русского языка, то её логика включится в мыслительный процесс автоматически.
Потому как логика мышления личности ребёнка уже сформирована этнической культурой мышления, поведения и внешними экстремальными природно-климатическими условиями среды проживания и выживания.
Этот ключевой момент детского саморазвития и разрешит то противоречие, о котором пишут и говорят на конференциях исследователи, утверждающие об отсутствии у северян логики.
Как ни странно, факт их выживания в экстремальных условиях жизнедеятельности показывает и доказывает обратное. Доказательством наличия логики у северян является, например, чум, которому не страшны ураганы, а вот грузовики, палатки, сотворённые людьми с логическими способностями (левополушарниками), почему-то ураган переворачивает как игрушечные предметы.
Уже этот пример с чумом опровергает утверждение исследователей, считающих северян правополушарниками.
Ни для кого не секрет, что нет в природе только левополушарников или правополушарников, потому как всё в жизни относительно.
Свежие комментарии