Структура и содержание дидактического этнопособия по математике представляет собой логическую последовательность интеллектуальных программ самообучения.
Деятельность субъекта опосредуется и
регулируется психическим отражением реальности
А.Н. Леонтьев
В настоящее время трудно согласиться с тем фактом, что действующие учебники и всевозможные пособия соответствуют требованиям ФГОС.
В этой связи назрела необходимость описания структурно-содержательной целостности дидактического этнопособия самообучения математике.
Ни для кого не секрет, что в момент издания, публикации учебника или пособия знания, описанные в них, уже устаревают, сама подача информационной абстракции уже становится не столь актуальной.
Как конструктивно использовать событийные вчерашние знания?
Как часто приходится авторам расстраиваться по поводу запоздалой подачи знаний. В этот момент необходимо действовать конструктивно:
- спокойно проанализировать структуру и содержание учебника или пособия,
- извлечь для себя пользу,
- забыть некие неудачные моменты отчаяния основательно, не цепляясь за них.
Между тем, знание является СИЛОЙ только тогда, когда она применяется в практической житейской ситуации.
Как писал У. Шекспир: «Мудрец не сидит, опустив руки, не вопит о том, что потерял, но энергично старается возместить свой ущерб».
Особенности этнодидактического пособия
В контексте вышесказанного рассмотрим особенности этнодидактического пособия:
- структурно-содержательная целостность этнодидактического пособия позволяет запоминать информационно-функциональный материал осмысленно и осознанно. Осмысленное запоминание в своё время исследовал Н.А. Рыбников (1923), исследования которого показали что осмысленное запоминание в 22 раза успешнее механического, составляющими элементами которых является:
— полнота,
— скорость,
— точность,
— прочность.
- основные приёмы логической обработки информационного материала:
а) вычленение определённых смысловых частей в интеллектуальной программе «ситуативная конкретика»,
б) формирование опорных пунктов,
в) составление плана в интеллектуальной программе «опорные сигналы»,
г) соотнесение теоретических знаний в интеллектуальной программе «лист самоконтроля» были исследованы Т.П. Зинченко (1961).
Согласно исследованиям Т.П. Зинченко, формирование приёмов смысловой, логической обработки запоминаемого материала развивает память.
- интеллектуальные программы:
1) «ситуативная программа»,
2) «опорные сигналы»,
3) «лист самоконтроля»,
4) «самопроверка»,
5) «диагностический тест самообучения».
Все эти интеллектуальные программы этнодидактического пособия, связывая новую знаниевую информацию с ранее пережитым социокультурным опытом школьника, формируют опосредованную память:
- «обыкновенные дроби»,
- «десятичные дроби»,
- «процент»,
- «смешанное число»,
- «правильные дроби»,
- «неправильные дроби».
Дидактическое пособие самообучения математике «Занимательная математика для северян» была апробирована в ходе психолого-этнодидактического эксперимента на Таймыре.
Метод эксперимента
В основу метода эксперимента была положена совместная когнитивно-образовательная деятельность в формате коммуникативно-регулятивного сотрудничества педагогов, родителей и школьников.
Этот метод даёт более высокий результат, поскольку:
- необходимость организации совместной когнитивно-образовательной и коммуникативно-регулятивной видов деятельности была продиктована решением:
а) проблемы социализации, когда основу основ составляет преемственность поколений. Между тем, следует подчеркнуть, что многоколенность семей способствует ускоренному темпу комплексного развития детей.
б) проблемы развития психических функций:
- внимание,
- восприятие,
- память,
- мышление,
- речь.
Иными словами, формирования и развития «высших психических функций» (Л.С. Выготский).
Несомненно, основой для разных способов организации картины мира и получения новых знаний о нём являются одни и те же базовые мыслительные операции:
- анализ,
- синтез,
- обобщение,
- конкретизация
- механизм совместной деятельности взрослых и школьников подразумевает культурный контекст:
а) значения понятий, как обобщённых форм отражения ими общественно-исторического опыта в процессе их взаимодействия.
б) становление самообучающейся личности, осмысливающей понятия, опредмеченные в схемах действий, социальных ролях (педагог, родитель и школьник), нормах и ценностях.
Говоря о коммуникативно-регулятивном сотрудничестве педагога, родителя и ребёнка, сразу отметим, что задача педагога и родителя заключается в том, чтобы созидать!
Иными словами, заряжать будущее личности ребёнка энергией РАДОСТИ:
- от познания,
- от процесса исследования,
- от собственных открытий предметов, явлений, событий объективной действительности.
Как часто взрослые не учитывают непрерывный процесс саморазвития ребёнка, когда его душа трудится и день, и ночь. Он ежемоментно находится под воздействием СИСТЕМЫ, означающей талант любого человека + принципы, постигая которые ребёнок формируется как самообучающаяся личность.
А мы, взрослые, вместо этого понимания, вселяем в ребёнка СТРАХ, не учитывая того момента, что именно страх ребёнка перед взрослыми порождает болезни как психического, так и физического характера.
В жизни часто случается так, что именно анализ собственного поведения, поступка, высказанных слов наталкивает нас на то, что главным инструментом саморазвития являются ежемоментная интеллектуальная тренировка в закаливании воли, стойкости духа и в ежедневной ПОБЕДЕ над собой.
Хочу ещё раз уточнить, что высшая цель «Три-Л» — это ГАРМОНИЯ! Это БАЛАНС взаимоотношений трёх ЛИЧНОСТЕЙ:
- педагога,
- родителя,
- ребёнка.
Голубь и куропатка
В качестве наглядного примера расскажу реальную ситуацию диагностики готовности к школе детей из тундры медико-педагогической комиссией.
Однажды шестилетнего тундровичка комиссия решила продиагностировать на предмет его готовности к школьному обучению. Они показывают мальчику картинку, где изображён голубь.
— Какая это птица? – спрашивает психолог.
Мальчик долго, молча и сосредоточенно смотрел на эту птицу.
— Куропатка – он уверенно вымолвил.
— Нет. Это голубь! – поправил психолог.
— Тебе надо хорошо подготовиться к школе – скорополитно ответил педагог.
Медико-педагогическая комиссия состояла из пяти человек, и никому не пришла в голову мысль, что ребёнок не просто молчал, а вспоминал все виды северных птиц, и из них выбрал ту, которая по форме и по размеру больше напоминает голубя. Конечно же, это куропатка. Зимой куропатка бывает белой, её клюв больше похож на клюв голубя. Потому что клюв гуся, утки, лебедя сильно отличаются от клюва голубя и т.д.
Как можно было утвердительно заявлять о неготовности ребёнка к школе, когда у ребёнка уже сформирован мощный аналитико-синтетический навык мышления?
Это ещё надо подумать, кто способен мыслить, думая, и думать, вспоминая: педагоги, психологи или шестилетний тундровичок.
Что самое примечательное — это то, что дети от 3 до 5,5 лет одинаково прекрасно мыслят, рассуждая, и рассуждают вслух, размышляя над проблемой сотворения мира.
Сила позитивной мысли
Общеизвестно, что мысль — это интеллектуальная, психическая энергия, которой надо научить ребёнка управлять.
В одной из статей я описывала японский эксперимент с рисом, когда отваренный рис с позитивными посылами детей оказался намного свежее, чем рис с негативными посылами, запах которого вызывал отвращение у детей.
Вот и задумайтесь над той ситуацией, когда вы постоянно ребёнка укоряете, браните и унижаете чувство его достоинства.
Помните, пожалуйста, что основой детского саморазвития является активная позиция познающей личности ребёнка. А позитивная мысль взрослых является настроем на саморазвитие, который и есть, по сути своей, настрой на ритм ПРИРОДЫ.
Как говорил М. Норбеков: «Овладевший мыслью — владеет жизнью!».
Почему мысль должна быть позитивной?
Всем известно, что позитивная мысль расслабляет психику ребёнка, настраивая её на вектор саморазвития, поскольку нет детского страха и упрёка взрослых. К сожалению, детский страх формирует негативную мысль, обиду, которая разрушает ЗДОРОВЬЕ ребёнка на физическом плане, когда отсутствует гибкость, подвижность и крепость тела ребёнка.
Именно поэтому в Школе дошколят «Три-Л» когнитивно-образовательная деятельность детей грамотно сочеталась с их физической культурой саморазвития.
Кстати, этим и проигрывают детские дошкольные учреждения, что не уделяют должного внимания грамотной, с физиологической точки зрения, организации занятий физической культуры саморазвития личности ребёнка.
Впустить УСПЕХ саморазвития в жизнь ребёнка
Я не единожды писала о предоставлении ребёнку СВОБОДЫ выбора в личностно-интеллектуальной среде самообучения.
Что даёт личностно-интеллектуальная среда самообучения?
Она базируется на трёх «китах», представляющих собой:
- лёгкость наглядного восприятия информации за счёт набора дидактических материалов, которых много не бывает,
- свободу выбора сегмента личностно-интеллектуальной среды самообучения, предмет и содержание которого формирует понятийное мышление,
- могущество знаниево-мыслительного опыта, который формируется индивидуально, а потому он всегда уникален за счёт уникальности, неповторимости личности ребёнка. Как нет одинаковых звёзд на небе, так и нет одинаковых детей. Они талантливы одинаково, но в разных сферах жизнедеятельности.
Никому и в голову не придёт смеяться над великим А. Эйнштейном, хотя все знают факт его необучаемости в школе. Когда педагог отказался его обучать дед сказал: «Ничего, внук, ты станешь великим учёным!».
Вот оно то самое проявление силы позитивной мысли.
Между тем, позитивное мышление — это и есть сила сознания личности ребёнка, составляющими которого можно назвать:
- интуицию,
- визуализацию мысли,
- творчество, возникающее только в результате упорной практической деятельности, тренировок, самоотверженности.
Важно помнить, что ПОБЕДА приходит только к тому, кто умеет трудиться.
Вот, что должны усвоить наши сегодняшние малыши, и завтрашние ЛИДЕРЫ.
В Школе дошколят «Три-Л» малыши убедительно доказали правдивость сказанного.
Авраам Линкольн, 16-ый Президент США, как пишет Дейл Карнеги, сидел за школьной партой год, в общей сложности, но сумел самостоятельно выучиться грамоте и полюбил книги. И тот факт, что он вырос в бедной семье и много работал физически, лишний раз доказывает силу воли и крепость духа, потому что он был свободен в выборе траектории своего развития.
И таких примеров, в пользу формирования самообучающейся личности, великое множество, в которых есть одно общее условие — никто из родителей НЕ МЕШАЛ им саморазвиваться, самообучаться и самореализоваться, потому что родители верили в них.
Таким образом, ключевой настрой детского саморазвития заключается в ВЕРЕ в ПОБЕДУ над собой и личностное устремление к ней.
Для того чтобы ребёнок ощутил веру в себя, педагогу и родителю необходимо формировать наглядно-образное, вербально-визуальное мышление, которое формируется и развивается в движении, в пространственной и временной ориентациях.
В основном, только в динамике, в физической активности ребёнок ощущает энергию перемены, полную жизненную силу.
Общеизвестно, что этнокультурный контекст влияет на процесс школьного обучения, в ходе которого интеллектуально развивается личность ребёнка.
Безусловно,социокультурная среда влияет на характер:
- интеллектуальных стратегий саморазвития,
- когнитивных аспектов саморазвития,
- личностных предпочтений.
Специфика социокультурной среды жизнедеятельности проявляется в избирательной организации познавательных способностей личности, поскольку критерии оценки интеллектуальных возможностей школьника из Центральной части России не могут быть механически перенесены в культуры регионов полиэтничной Российской Федерации.
Действительно, интеллектуальный мир самообучающейся личности школьника качественно расширяется за счёт освоения вербально-логических средств когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности школьника путём погружения её в общечеловеческий опыт.
Известно, что школьник из тундры перед московским школьником проигрывает в плане большого объёма информации и впечатлений, но выигрывает в плане остроты восприятия предметно-практических аспектов объективной действительности.
Психология школьной этнодидактики
Психология школьной этнодидактики — это, по сути своей, хорошо забытое старое направление детского саморазвития, которое в новом звучании сложно принять. А на самом деле, дошкольная и школьная дидактика на психологической основе есть самообучение, саморазвитие, потому что всё меняется и обновляется.
Более того, психология школьной этнодидактики — это уникальный синтез психологии, дидактики и этнической культуры развития, содержащий в себе:
- Программу единства педагогики М. Монтессори и требований ФГОС,
- методический комплекс интеллектуальных программ «Тройного стимула»,
- дидактический инструментарий самообучения личности ребёнка.
Что даёт личностно-интеллектуальный процесс самообучения?
- устремлённость к УСПЕХУ,
- упорство в собственном развитии, в самоконкуренции,
- веру в себя, в свою уникальность, индивидуальность, непохожесть ни на кого,
- бесценный знаниево-мыслительный опыт как результат когнитивно-образовательной деятельности.
Давайте подытожим наши рассуждения:
- психология школьной этнодидактики — это ускоренный и расширенный курс на самообучение, саморазвитие, самореализацию всех субъектов когнитивно-образовательной деятельности в ходе личностно-интеллектуального процесса самообучения в партнёрстве, коммуникативно-регулятивном сотрудничестве.
- личностно-интеллектуальный процесс самообучения высоко эффективен, поскольку генеральным, ключевым его принципом является СВОБОДА выбора личности ребёнка. Потому что ни педагог, ни родитель не могут чувствовать и знать силу детской ИНТУИЦИИ.
Следовательно, взрослым надо научиться ДОВЕРЯТЬ подсознательной логике ребёнка.
ВЫХОД: взрослым остро необходимо научиться вести с ребёнком грамотный, доверительный диалог. Просто?
Нет, сложно! Потому как взрослый не привык вести диалог, его этому не научили в далёком детстве. Поэтому ему привычнее выполнять приказы, указы, требования — это его опыт прошлых лет.
Диалог с родителями
Первичная цель взрослого — быстро и беспощадно уничтожить в себе «раба». Слабо?
Фундаментальная цель — оздоровить свою ПСИХИКУ ради формирования и развития самообучающейся ЛИЧНОСТИ ребёнка, держащего курс на УСПЕХ.
Если ребёнок сам определил предмет и аспект исследования, изучения — это минимум (20%) усилия, то он готов часами держать ВНИМАНИЕ на нём, что вызывает позитивные ЭМОЦИИ, которые и формируют ПАМЯТЬ, служащую фундаментом для МЫШЛЕНИЯ — это и есть максимальный (80%) результат. Попробую завизуализировать описанный процесс саморазвития.
Внимание => Эмоции => Память => Мышление
Главное в саморазвитии — это ЦЕЛЬ!
В качестве примера приведу китайскую притчу, которую я позаимствовала у Юрия Хвана.
Однажды три воина поспорили, кто из них лучше выстрелит из лука. Устроили они состязание, а судьёй себе позвали старого мудрого монаха, который знал всё на свете. Решили так: чья стрела дольше всех летит, тот и победитель.
Вот первый воин натянул тетиву и похвалился: «Моя стрела улетит вон за тот дальний лес на противоположном берегу озера. Отсюда до этого леса три тысячи ри». Выстрелил он, и точно: стрела исчезла далеко за озером.
Собрался стрелять второй воин и воскликнул: «А моя стрела пролетит сквозь облака и тучи прямо в небесный свод. Это расстояние не измеришь, даже если сто пагод поставить одну на другую». Выстрелил он, и стрела скрылась в небе.
Третий воин не сказал ни слова, только наметил красной краской мишень на коре стоявшего неподалёку дерева, а потом поднял лук и выстрелил. Его стрела вонзилась точно в середину мишени. Ещё не затих звон его тетивы, а старый монах промолвил: «Ты победил, сынок». Двое других воинов стали возмущаться и поносить его решение, но монах покачал головой и сказал им так: «Знаете, какая стрела летит дольше всех? Та, что попала в намеченную цель».
ВЕРЬТЕ в себя и в ребёнка, тогда у Вас всё получится! Нет другой цели, благороднее и надёжнее ВЕРЫ.
Свежие комментарии