Творческое мышление сопряжено с когнитивными свойствами детской психики и образованием социокультурного опыта на основе добывания и приобретения знаний об окружающей реальности
Дисциплина в свободе —
вот великий принцип,
который нелегко понять
стороннику традиционных школьных методов
Мария Монтессори
В данной статье я представлю принцип составления СЛОВАРЯ-РУКОВОДСТВА, который довольно поверхностно, но структурно и содержательно описала в статье «Словарь-руководство».
Чтобы не отнимать дефицитную субстанцию — ВРЕМЯ у своего разумного читателя, я приведу в качестве примера только одно понятие «Творческое мышление».
Творческое мышление
Творческое мышление базируется:
- На таких когнитивных свойствах детской психики, как:
- Непроизвольное внимание:
- Резкий звук, шум воды, крики птиц, людей и животных.
- Непривычный размер чего-то или кого-то.
- Яркий цвет на фоне тёмного или тёмный цвет на фоне яркого, белого.
- Странная форма чего-то или кого-то.
- Горячий или холодный предмет, от температуры которого ребёнок испытывает комфорт или дискомфорт.
- Шероховатая, колючая, гладкая, твёрдая, мягкая поверхность чего-то или кого-то.
- Горький, кислый, сладкий вкус чего-то.
- Приятный или неприятный запах чего-то или кого-то.
ВНИМАНИЕ! По сути, я представила перед Вами некую по логической стройности ПРОГРАММУ формирования когнитивной активности ЛИЧНОСТИ ребёнка, поскольку УНИКАЛЬНОСТЬ, неповторимость ребёнка определит предмет, содержание и восприятие выше перечисленной последовательности сенсомоторных впечатлений. Сенсорно, чувствительно личность ребёнка познаёт органами чувств, которые имеют свой моторный аппарат: уши, глаза, язык, кожа, нос. Это их рецепторы реагируют, моторят на явления, предметы и действия с ними.
- Концентрация внимания:
- Проявление настырности, упорства, усидчивости, в которых оттачивается ВОЛЯ, дисциплинируя ум личности ребёнка.
- Проявление любопытства, в котором личность ребёнка отслеживает причинно-следственную связь.
- Проявление любознательности, в которой личность ребёнка учится грамотно описывать увиденное.
- Речь.
- Чем больше предметов будет показано ребёнком с сопровождением их названий, тем богаче будет словарный запас слов. НЕЛЬЗЯ на горячий предмет говорить «ТАТА», а надо говорить: «Это горячо! Это горячий чай! Языку будет больно! Это горячая духовка! Ручка получит ожог! Ожог – это больно! Нож острый! Будет больно пальчику! Пойдёт кровь!» и т.д. Чем больше правильных слов будет слышать ребёнок, тем быстрее у его личности формируется грамотная речь. ПОМНИТЕ! Личность чувствует, мыслит, говорит и творит.
- Воображение увиденных предметов в умственных представлениях.
- Мышление – это поток мыслей, опирающихся:
- На конкретных словах-названиях; слова-действиях; словах-признаках качества и отношения.
- На представлениях образов конкретных предметов, людей, животных, растений, насекомых, рыб.
- На эмоциональных ощущениях радости или печали, счастья или тоски, которые ассоциируются с конкретными событиями, ситуациями, фактами.
- На образовании опыта использования этих свойств психики путём постижения ПРИРОДЫ и человеческой, исторически отработанной КУЛЬТУРЫ.
Итак, творческое мышление – это процесс исследовательской, проектной когнитивно-образовательной деятельности личности ребёнка.
Вы заметили, что у личности ребёнка образуются некие связи, отношения только в результате приобретения знаний (познания) об окружающей действительности?
Следовательно, когнитивно-образовательная деятельность личности ребёнка полностью опирается на САМОСТОЯТЕЛЬНО добытых впечатлениях об окружающей реальности.
Иными словами, творческое мышление – это процесс интеграции информации и содержания социокультурного опыта:
- Самостоятельного приобретения личностно-значимых знаний.
- Партнёрского взаимодействия.
- Познавательного общения.
- Ответственного отношения к любому принятому решению.
- Умений и навыков применять сформированные знаниевые компетенции на практике проблемных ситуаций.
- Проявления мыслительной деятельности на основе воображения.
Разумный способ формирования математического мышления
За свой многолетний педагогический опыт я не встречала ни одного ребёнка в любом возрасте, который бы не испытывал к математике неисчерпаемую любознательность.
- Когнитивная цель – на сенсомоторном, деятельностном и эмоциональном уровнях сформировать способность овладения:
- Предметами окружающей реальности зримо и осязаемо.
- Фактами житейских ситуаций и событий.
- Явлениями в природе и в обществе.
- Отношениями:
- Между людьми.
- Между людьми и предметами.
- Между людьми и событиями.
- Образовательная цель – сформировать опыт перехода из конкретных тактильных ощущений, зрительного и слухового способов восприятия предметов окружающей реальности к информационной абстракции понятий. Этот опыт перехода от житейской конкретики к понятийной абстракции позволяет личности ребёнка приобрести точность в понимании математического языка реальных явлений в природе и обществе.
Личность ребёнка в своей когнитивно-образовательной деятельности проходит два этапа саморазвития:
1-ый этап – при счёте предметов, с которыми ребёнок выполняет конкретные действия, когда он:
- Складывает в целое.
- Вычитает часть из целого.
- Увеличивает количество частей в несколько раз, умножая их.
- Делит ЦЕЛОЕ на одинаковые части.
2-ой этап – усвоив арифметические действия с физическими предметами, ребёнок выполняет эти же действия в уме, интеллектуально, поскольку интеллектуальная деятельность – это виртуальная активность личности ребёнка.
РЕКОМЕНДАЦИИ. Желательно, чтобы ребёнок обязательно своими ручонками ощупал ложки, вилки, тарелки, чашки, стол, стул, фрукты и овощи, книги и коробки, которые он потом абстрагирует:
- В бусинки.
- В стержни из бусинок.
- В кубики.
- В брусочки с цветовыми делениями на равные части. Эта идея гениально реализована Марией Монтессори в дидактическом материале «Штанги». Советую, не называть свой материал «штангами», потому что у ребёнка в голове произойдёт путаница на уровне восприятия предметов. У ребёнка понятие «штанга» уже сформировано, и ассоциируется с спортивным снарядом в спортзале.
Думаю, Вы сейчас имеете некое представление о СЛОВАРЕ-РУКОВОДСТВЕ, и поняли, что даю не просто дефиниции к понятиям, но представляю всегда практическую программу действий.
Свежие комментарии