Выбрать страницу
0
(0)
Примерное время на чтение статьи: 7 минуты

Ни одна теория не является окончательной,…

М. Доналдсон

Знаниево-мыслительная активность дошкольника, будучи природной потребностью ребёнка, зависит от объёма информации для мозговой деятельности, полученного в 2 года.

Знаниево-мыслительная активность дошколят в процессе личностно-интеллектуального саморазвития

Современные дошколята успешно справляются с заданиями, сходными с известной задачей «Три горки» Ж. Пиаже. В этом можно легко убедиться, даже если просто прочитать детские рассуждения из «семейного дневника».

Если задачу о «трёх горках» Ж. Пиаже можно связать с житейским опытом личности ребёнка дошкольного возраста, то она интерпретируется несколько иначе, чем это сделал Ж. Пиаже.

Прочитайте детские реплики, и Вы сами убедитесь в том, что и с абстрактностью мышления тоже нет явных проблем.

Знаниево-мыслительная активность дошколят в моменты их любознательности и наблюдательности

  1. Диалог польского мальчика

— Зачем тебе уши? – спрашивает воспитательница Яна.

— Чтобы всё видеть.

— Но ведь для этого есть глаза.

— Так-то оно так. Но если не будет ушей, шапка сползёт на глаза и я ничего не увижу.

  1. Диалог русских мальчиков.

Два малыша пыхтят, разбирая поломанный будильник.

— Смотри, какие колёсики золотые. Наверно, дорогие.

— Ну и что, я таких могу много купить. Мне папа дал рубль. А в нём целых сто копеек.

— Покажи!

«Богач» вынимает из карманчика металлический рубль.

— Классный! А давай мы его тоже разберём на части.

  1. Диалог итальянского мальчика.

— Дедушка, а ты был маленьким?

— Был, внучек.

— Ну и смеялись, наверно, ребята над твоей бородой и лысиной!

  1. Диалог русской девочки.

— Мама! Ты говорила, что дядя сидит у тёти Алёны на шее, а он всё время сидит на стуле.

  1. Диалог украинского мальчика.

В Доме культуры демонстрировали фильм для детей. Миколка тоже пошёл. Протягивает деньги на билет, а кассир ему говорит:

— У тебя здесь только 5 карбованцев, а нужно 10.

— Ничего, я одним глазом посмотрю.

Ключевые условия понимания в момент знаниево-мыслительной активности дошколят

Однако легко видеть, что ключевые условия понимания ребёнком намерения взрослых, их требований и сути задания – эмоциональное переживание личности ребёнка.

Если ребёнок не выполнил задание, то оно означает, что требование является бессмысленным. Следовательно, ребёнок выполняет только те задания, содержание которых имеет для него, как личности, некий смысл.

Можно провести простой тест на «эгоцентризм» взрослого – игнор ребёнка. Если ребёнок проигнорировал просьбу, требование взрослого, то, значит, взрослый не проявил ключевую способность к коммуникативно-регулятивному сотрудничеству – он не встал на точку зрения ребёнка, не смог увидеть интеллектуальные и логические особенности детского мышления.

Как мы знаем из многолетнего педагогического опыта, для ребёнка значимы только те требования, которые в нём вызвали эмоциональное переживание – личностную значимость.

Приведём для полноты картины реальные диалоги детей дошкольного возраста из «семейного дневника».

  1. Диалог испанской девочки.

— Одевайся, доченька, ты уже большая.

— Дай мне отдохнуть, я же всю ночь спала!

  1. Диалог австралийского мальчика.

— Мама, у этого дяди нет ни одного волоска на голове!

— Тише, Питер, а то дядя услышит!

— А разве он этого не знает?

  1. Диалог американского мальчика.

В магазин игрушек вошёл мальчик и попросил завернуть ему легковой автомобильчик. Когда он протянул игрушечные деньги, тот засмеялся.

— А чего вы смеётесь? – не понял малыш. – Автомобиль тоже ведь не настоящий!

Легко заметить, что требования и вопросы взрослых часто детей приводит в недоумение противоречие увиденного и услышанного. Следовательно, ребёнок удивлён, а удивление ребёнка как раз и свидетельствует о наличии сознания.

Вывод: требования, просьбы и т.д. взрослых должны соответствовать не только интеллектуальным особенностям, но и возможностям детской знаниево-мыслительной деятельности.

Знаниево-мыслительная активность дошколят на кухне

SDC11361

Пятилетняя Нирмала удивляется, а значит, осознаёт то, что:

1) частицы, из которых состоит мука и сахар имеют разные размеры;

2) мука быстрее растворяется, чем сахар;

3) если мука образует некое вязкое вещество, то кристаллы сахара не только исчезают, но и не меняют прозрачность, бесцветие воды;

4) венчик ускоряет растворение веществ в воде;

5) при круговорете образуются некие слои круга;

6) густота теста зависит от количества муки;

7) молоко разжижает тесто и т.д.

Сказанное и описанное, не в меньшей мере, относится не только к речевому мышлению, но и мыслительной активности, имеющей прямое отношение к когнитивно-образовательной деятельности, в ходе которой ребёнок пополняет базовый объём словарного запаса и житейского социокультурного опыта.

Между тем, в область подсознания уходит любое понятие: жидкое тесто, густое тесто, количество муки, сахара; гладкость теста; распылённость муки; объём; толщина; высота; глубина; концентрация; состав; ингредиенты; свойства веществ; ёмкость сосуда и т.д.

SDC11342

Пятилетняя Нирмала видит, как порошок растворяется в воде — диффузия — взаимное проникновение молекул порошка в молекулы воды. Следовательно, для неё не составляет никакой трудности понятия: «молекула»; «диффузия».

Она наглядно и доступно может объяснить — почему пятно исчезает быстрее при намыливании грязного носочка, чем, если бы она стирала только в растворе порошка?

Она может легко объяснить без пояснений взрослого — почему грязная вещь быстрее и качественнее отстирывается в горячей воде, нежели в холодной. Девочка довольно просто оперирует понятиями: «температура», «скорость растворения», «время растворения», «время стирки», «трение», «вес», «ёмкость тазика», «комфортная высота» и т.д.

SDC11350

Пятилетняя Нирмала не просто вытирает пыль с книг, она понимает, что:

1) пыль оседает на предметы из-за того, что на неё действует Сила тяготения Земли, Сила трения;

2) обложка книги имеет: ширину, длину, можно даже вычислить периметр и площадь обложки;

3) книга имеет не только размеры, но и вес, объём, шероховатую и гладкую поверхность;

4) объём книги зависит от количества листов, которые можно посчитать или посмотреть номер страницы;

5) вес книги зависит от качества бумаги, толщины листа;

6) обложка книги обязательно иллюстрирована;

7) сюжет картинки подскажет содержание книги.

Вместе с тем, многие трудности ребёнка в понимании речи взрослых и, особенно в овладении чтением и письмом, зависят от того, насколько он овладел умениями – вычленять языковые явления как самостоятельные, не связанные с контекстом употребления. Владение этим умением часто недооценивается при начале самообучения ребёнка.

Приведём для полноты картины реальные диалоги детей дошкольного возраста из «семейного дневника».

  1. Диалог американских малышей.

Дети спрашивают у отца:

— Это правда, что Бог заботится о нас?

— Правда.

— И к ва нас принёс аист?

— Да.

— А подарки раздаёт Санта Клаус?

— Конечно.

— Тогда зачем с нами живёте вы?

  1. Диалог никарагуанского малыша.

Мама поинтересовалась у своего малыша:

— Что бы ты хотел получить на день рождения?

— Лошадку, пистолет и три дня не умываться.

  1. Диалог арабского малыша.

Семья смотрит скачки. Сын спрашивает:

— Мама, а за кем бегут эти кони?

— Не за кем, а за победой. Первая получит большой приз.

— Первая? А зачем тогда бегут остальные?

Собственно говоря, вышепредставленные диалоги уже в очередной раз наглядно демонстрируют факт – у детей по природе их развития не может быть и речи о «ведущей игровой деятельности».

Я не знаю, как ещё доказать неправильность этого абсурда. Играют взрослые:

  • в примерных и преданных работников-подчинённых, затаив и завуалировав собственную зависть к успехам начальника-работодателя;
  • в умных и начитанных «всезнаек», понимая то, что невозможно всё знать, а только много знать, и то относительно кого-то;
  • в успешных бизнесменов, которые легко и бессовестно обкрадывают наивных, а потому и чистых, доверчивых людей;
  • в преданного ДРУГА или ПОДРУГИ, чтобы сделать несчастными тех, кто доверяет им всецело.

Этот список можно продолжать и продолжать, но вряд ли учёные психологи согласятся с моими доказательствами. Но не это главное, а то, что родители, в конце концов, должны понять, что ребёнок не умеет играть, он целиком и полностью поглощён ПОЗНАНИЕМ МИРА реалий.

Заключение

В заключение, возможно, я напишу то, чего не ожидает прочитать ни один воспитатель детского сада.

Думаю, в дошкольных учреждениях должны работать ПРОФЕССОРА, в истинном смысле этого слова.

Именно об этом пойдёт речь в последующих моих статьях и книгах.

  1. Личностно-интеллектуальный процесс самообучения.
  2. Когнитивно-образовательная деятельность самообучающейся личности.
  3. Коммуникативно-регулятивное сотрудничество.
  4. Психические функции развития самообучающейся личности ребёнка.
  5. Знаниево-мыслительная деятельность самообучающейся личности ребёнка.
  6. Речевое мышление самообучающейся личности ребёнка.
  7. Мыслительная речь самообучающейся личности ребёнка.

Напомню о том, что в цифровом варианте имеется:

1) 260 электронных книг;

2) 30 брошюр с пошагово готовыми чек-листами;

3) 35 книг в бумажном варианте

Все книги содержат множество практических авторских методик, апробированных в ходе психолого-этнодидактических экспериментов дошколят и школьников 4 и 5 классов на Таймыре, в Москве, в Московской области.

Дети разновозрастной Школы преемственности «Три — Л» доказали правильность следующей структуры образования:

  • от 3 до 6,5 лет — дети легко и без психологических стрессов могут освоить Программу начального обучения;
  • от 6,5 до 9,5 лет — когнитивно-образовательная деятельность приобретает другое направление самообучения, поисково-исследовательского характера;
  • от 9,5 до 13 лет — когнитивно-образовательная деятельность приобретает проектный характер. Дети этого возраста азартно «штурмуют» жизнетрепещущие аспекты мозговой деятельности;
  • от 13 до 18 лет — когнитивно-образовательная деятельность приобретает форму «деловой игры».

Думаю, над этим стоит основательно задуматься разработчикам образовательных программ и авторам школьных учебников и учебных пособий, знания в которых, к большому сожалению, имеют свойство устаревать ещё до выхода из стен Издательств.

Поскольку личность ребёнка «закапывают» уже в детских садах, то родителям надо бить тревогу — СПАСИТЕ ДЕТСКИЕ ДУШИ!!!

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.