Комплексное саморазвитие дошкольника в разы злободневнее, чем развитие школьника, потому что именно в этом возрасте закладывается ФУНДАМЕНТ успешной ЛИЧНОСТИ.
Человек живёт не в мире изолированных световых
или цветовых пятен, звуков и прикосновений.
Он живёт в мире вещей,
предметов и форм,
в мире сложных ситуаций
А.Р. Лурия
Когда говорю о таком понятии, как «комплексное саморазвитие личности дошкольника», то я имею в виду трёхвекторность направления процесса саморазвития:
- Личностное саморазвитие – формирование качеств самообучающейся личности ребёнка: самосознание, самоопределение, сила воли, компетентность, ответственность, инициативность, самостоятельность в собственных решениях и действиях, креативность, корректная самооценка.
- Психическое саморазвитие – формирование и развитие «высших психических функций»: произвольного внимания, осмысленного восприятия, логической памяти, речевого мышления, мыслительной (внутренней) речи, творческого (продуктивного) воображения.
- Интеллектуальное саморазвитие – формирование базисных общекультурных компетенций: счёт, письмо, чтение.
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Цель – формирование качеств самообучающейся и конкурентоспособной личности ребёнка.
Для дальнейшего понимания принципов, форм и методов «Психологии школьной этнодидактики», начальным этапом которой является ступень дошкольного саморазвития личности ребёнка, я приведу краткий ГЛОССАРИЙ.
- Инициативность личности ребёнка зависит от ожиданий тех, кого она любит и ценит, кем дорожит. Когда ожидания успеха заранее определяют будущие результаты «школьной успешности». Именно личностные ожидания ребёнка очерчивают границы того, чего ребёнок в состоянии достичь.
- Компетентность формируется в ходе когнитивной (познавательной) деятельности и интеллектуальных (умственных) действий (операций).
- Корректная самооценка личности ребёнка зависит от культуры мышления. Когда собственные мысли, идеи ребёнка становятся его действительностью и контролируют успешность внимания, воли, чувственных переживаний, эмоций и интеллекта личности ребёнка.
- Креативность ребёнок проявляет только в том случае, когда ему никто не навязывает готовые шаблоны решения проблемных ситуаций.
- Ответственность ребёнка сочетается с верой в собственные силы и со степенью свободы выбора. Кроме того, личная ответственность означает высокий уровень самоконтроля, что, в свою очередь, даёт чувство свободы. Свобода же генерирует речевое мышление и мыслительную речь, следствием формирования, которых является целый спектр позитивных чувств.
- Самоопределение – ребёнок сам определяет объём и продолжительность изучения дидактических материалов в зонах личностно-интеллектуальной Монтессори-среды.
- Самосознание – представление ребёнка о себе, которое обгоняет поведение и является решающим показателем успешности личности ребёнка в личностно-интеллектуальном процессе самообучения. Влияние на самосознание личности ребёнка оказывают также и различные не столь существенные представления, действия, реакции и мысли.
- Самостоятельность в собственных решениях и действиях ребёнка находятся в прямой зависимости от его базовых общекультурных компетенций и личностно-интеллектуальной компетентности. А также от степени ответственности личности ребёнка за собственные решения и действия. Ребёнок не просто выбирает сенсорный дидактический Монтессори-материал, самоопределяется в конкретном аспекте когнитивно-образовательной деятельности.
- Сила воли личности ребёнка формируется при концентрации внимания дошкольника, которая зависит от проявления интереса к предмету, событию, явлению, процессу и межличностному отношению.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Цель – формирование и развитие «высших психических функций».
«Высшие психические функции» | Произвольное внимание | Осмысленное и осознанное восприятие | Логическая память | Речевое мышление | Мыслительная речь |
Факторы
Формирования и развития | Концентрация внимания, воля | Житейские ситуации | Большой объём информации | Чтение, счёт, научные понятия | Письмо, сочинение |
Авторы частных методик | М. Монтессори
А.Б. Дурманова | М. Монтессори
Л.Г. Петерсон А.Б. Дурманова | М. Монтессори
Л.Г. Петерсон А.Б. Дурманова | М. Монтессори
Н.С. Жукова А.Б. Дурманова | М. Монтессори
Л.Г. Петерсон Н.С. Жукова А.Б. Дурманова
|
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Цель – формирование базисных общекультурных знаниевых компетенций.
Базовые общекультурные компетенции | Авторы частных методик | Авторы учебников |
МАТЕМАТИКА | М. Монтессори
А.Б. Дурманова | Л.Г. Петерсон |
ПИСЬМО
РУССКИЙ ЯЗЫК | М. Монтессори
А.Б. Дурманова | М. Монтессори
А.Б. Дурманова С.Е. Мазурина И.В. Зайцева |
ЧТЕНИЕ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ | М. Монтессори
А.Б. Дурманова | Н.С. Жукова |
ЛИЧНОСТНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
САМООБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
Цель – научить детей тому, чего мы не умеем делать сами.
Актуальные причины, порождающие выше сформулированную цель:
- Информационный бум, когда объём знаний и опыта удваивается. Таким образом, увеличение объёма знаний означает рост технологических возможностей и тем самым интенсифицирует конкуренцию в условиях рыночных отношений.
- Технологический прогресс, который превосходит всякое привычное воображение.
- Конкуренция. Всеобщее соперничество – общенациональное, международное и глобальное – идёт сегодня разумнее, быстрее и агрессивнее, чем когда-либо в прошлом.
Задачи:
- Формировать и развивать самообучающуюся личность.
- Выстроить личностно-интеллектуальный процесс самообучения дошкольника.
- Организовать когнитивно-образовательную деятельность триады её субъектов: родителей, педагогов и детей.
Поэтапность самообучения личности ребёнка
1. Целеполагание.
Естественно, самообучающаяся личность умеет ставить цели, которые приносят уверенность в себе, укрепляют чувство собственного достоинства, личной гордости.
Она движется по направлению от конкретной цели и модифицирует курс в соответствии с обстоятельствами. Один мудрый человек сказал: «Нет нереальных целей, есть только нереальные сроки реализации!».
Заметьте, цель должна быть ясно, чётко сформулирована, индивидуализирована и стабильна.
Чем точнее самообучающаяся личность ребёнка вербализует свои цели и честолюбивые намерения, тем скорее её подсознание приступит к работе и превратит их в действительность.
Ни для кого не секрет, что подсознание всегда действует в соответствии с тем визуальным образом, который личность носит в себе. Подсознание старается поддержать гармонию между словом и поведением, с одной стороны, и представлением о самом себе – с другой. Слова представляют собой образ, внешнее представление мысли.
Разумеется, успех является точно сформулированной конкретной целью, всё остальное – лишь приложение.
Однако успеха не бывает без неудач. Лишь обучаясь на собственных ошибках, самообучающаяся личность ребёнка приближается к победе.
Как сказал Генри Форд, трижды разорившийся до нуля: «Поражение – лишь благоприятный случай, чтобы в следующий раз начать действовать умнее!».
Следовательно, успех личности ребёнка в процессе самообучения прямо пропорционален умению удивить окружающих.
Не стоит забывать и о том, что слагаемыми успеха самообучающейся личности ребёнка являются концентрация и настойчивость.
Значит, продвигаясь к цели, личность ребёнка должна искать такую дорогу к ней, которая окажется более:
- Быстрой.
- Качественной.
- Современной.
- Простой.
- Эффективной.
Несомненно, самообучающаяся личность в состоянии одновременно реализовать несколько идей – по крайней мере, две. Одна из них касается генеральной цели самообучения, а вторая – идея текущих задач когнитивно-образовательной деятельности в личностно-интеллектуальной среде самообучения.
Между тем, подобная концентрация требует:
- Самоконтроля.
- Самообладания.
- Самодисциплины.
Конечно, напряжённая личностно-интеллектуальная активность при решении продуктивных задач даёт самообучающейся личности чувство самоконтроля.
Вот и получается, что высокие цели самообучающейся личности ребёнка высвобождают умственные (интеллектуальные) резервы личности ребёнка и заставляют её активно работать всем известным законам:
- Притяжения удачи, радости, удовлетворения.
- Ожидания результатов достижения желаний, потребностей, какого-то ЧУДА.
- Обратимости действий. Ребёнок понимает, что можно что-то исправить. Например, кого-то обидел, то можно извиниться, чтобы вновь возобновилась дружба, взаимопонимание.
- Привычек, которые формируются в результате неоднократных действий.
- Эмоций, которые в зависимости от ситуаций могут быть негативными (печаль, тоска и т.д.) или позитивными (радость, самоудовлетворение и т.д.).
Естественно, эти законы природы саморазвития укрепляют силы самообучающейся личности ребёнка и придают её жизни смысл.
2. Планирование
Следует уточнить, что именно навыки планирования формируют самодисциплину и стимулируют проявление силы воли.
Кроме того, формирование детской ВОЛИ играет ключевую роль в саморазвитии, потому что воля – это мощная концентрация внимания, позволяющая личности ребёнка сфокусироваться на одном деле и устремляться в одном направлении, чтобы в конечном итоге прийти к цели.
Более того, способность к концентрации открывает перспективу саморазвития в «дороге» к самым высоким достижениям.
Общеизвестно, что каждому большому успеху предшествует длительный период концентрации внимания и подготовки.
Между тем, и настойчивость личности ребёнка способствует формированию самодисциплины в действии, а самодисциплина – это благоприятное и гарантированное условие успеха.
Таким образом, настойчивость и упорство являются неким мерилом веры личности ребёнка в себя.
Однако мужество самообучающейся личности ребёнка, которое формируется в результате порядка в мыслях и действиях ребёнка, позволяет ей следовать к своей перспективной мечте.
3. Знаниевые компетенции.
Все знания и опыт (анализированные ошибки) суммируются, накапливаются, аккумулируются, образуя при этом ключевые компетенции.
К знаниевым компетенция относится: опыт чтения, письма и счёта в сжатом, концентрированном виде.
Стоит особо отметить, что самообучающаяся личность ребёнка отличается от ученика, прежде всего, своей постоянной готовностью действовать. Действия самообучающейся личности стимулируют чувства точно также, как и чувства высвобождают определённые действия.
Разумеется, самообучающаяся личность ребёнка насыщает свой ум позитивными, воодушевляющими, мотивирующими мыслями. Для самообучающейся личности ребёнка каждая неудача приносит пользу, причём всё более и более значительную.
Гибкость самообучающейся личности ребёнка проявляется:
- В открытости переменам.
- В готовности к их проведению.
- В активном приспособлении к обстоятельствам.
Иначе говоря, самым мощным инструментом, имеющемся в распоряжении ребёнка, является его ум.
Результаты формирования СОЛ
Будучи самообучающейся личностью, ребёнок, хотя и на интуитивном, подсознательном уровне, обладает силой перспективного видения собственного развития.
Поэтому чрезвычайную важность в саморазвитии личности ребёнка играет педагог и родитель, которые своим примером показывают то, что они – РЕАЛИСТЫ, а потому возлагают всю ответственность за саморазвитие, самообразование и самореализацию только на себя.
Именно в этом и заключается особенность самообучающейся личности взрослого. Потому что самообучающаяся личность взрослого непременно связана с тем, чтобы подавать пример не только своему ребёнку, но и окружающим.
Что отличает ребёнка от взрослого?
Самообучающаяся личность ребёнка:
- Оптимистична.
- Креативна.
- В какой-то степени, конструктивна.
- Постоянно готова помогать родителям, близким, друзьям и просто хорошим людям.
- Самообучающаяся личность умеет формулировать цель и планировать собственные действия. Отсутствие планирования – это на самом деле планирование поражения.
Действительно, уверенность в себе, чувство собственной значимости, ценности и гордости тесно связаны с умением плавно переходить к переменам, происходящим в жизни.
У самообучающейся личности всегда есть выбор, существует альтернатива, когда она может сама решить, хочет ли владеть ситуацией или же пассивно подчиняться переменам, что мы видим в школах с традиционными формами и методами обучения.
Следовательно, самообучающаяся личность в нынешние времена работает, прежде всего, головой, а не руками.
Итак, ключом к максимальным достижениям успеха и формирования самообучающейся личности дошкольника является чувство ответственности за себя и уверенность в себе. Потому что люди с высокой степенью ответственности реагируют на события позитивно и контролируют познавательный (когнитивный), интеллектуальный (умственный), сознательный (личностный) аспекты своей деятельности (активности).
Комплексное саморазвитие дошколят на основе триединства когнитивно-образовательной деятельности
Одной из главных характеристик триады когнитивно-образовательной деятельности является неустанное наблюдение за собой и оценка собственных действий. Только такой подход позволяет внедрять нововведения ФГОС. Субъекты когнитивно-образовательной деятельности (родители, педагоги и дети) должны совместно искать комплекс решений следующих проблем:
- Дети цитируют заученные фразы, не понимая, что они означают. Не реализуется принцип прояснения непонятных слов.
- Ребёнок живёт в виртуальном мире, не зная, чем заняться в реальном. Не реализуется принцип самообучения.
- У детей нет мотивации – ЧТО-ТО изменить. Не реализуется принцип самоопределения в предмете и содержании когнитивно-образовательной деятельности.
- Выпускники общеобразовательных учреждений не могут найти своё предназначение. Не реализуется принцип профориентационного самоопределения. Как ни странно, но именно в возрасте от 3 до 6 лет педагоги и родители смогут обнаружить профессиональную наклонность, заинтересованность. А также, при чётком наблюдении за ребёнком, взрослые воочию увидят область развития и вид ИНТЕЛЛЕКТА.
- Ребёнок принимает чужие образы и стереотипы. Не реализуется принцип СВОБОДЫ выбора.
Итогом самонаблюдения триады когнитивно-образовательной деятельности является, как правило, внутренняя оценка её внешнего имиджа:
Таким образом, непрекращающийся анализ и фиксация собственного продвижения вперёд являются необходимыми условиями триады когнитивно-образовательной деятельности, которая хочет достичь высоких показателей в личностно-интеллектуальном процессе самообучения личности ребёнка.
Важно заметить, что стиль управления триадой когнитивно-образовательной деятельности представляет собой партнёрское управление личностно-интеллектуальным процессом самообучения.
Следовательно, взрослые должны вести открытую дискуссию и стремиться совместно определить цели и задачи, формы и методы реализации личностно-интеллектуального процесса самообучения ребёнка.
Более того, приоритетами триады когнитивно-образовательной деятельности выступают 20 % экономии времени и 80 % оптимизации эффективности самообучения – это правило 80/20.
Коммуникативно-регулятивное СОТРУДНИЧЕСТВО
Коммуникативно-регулятивное сотрудничество – это умение работать в коллективе, в команде, когда всех объединяет единство целей.
Возможно, поэтому на современном рынке труда одним из самых важных и наиболее ценных личностных качеств является самообучение и самообразование. Это значит, 20 % членов коллектива выполняет 80 % работы.
Между тем, самый высокий уровень коллективных достижений достигается при чётком распределении заданий и ответственности между родителями, педагогами и детьми. Это значит, что все правила поведения, сформулированные и озвученные в личностно-интеллектуальной среде самообучения, должны беспрекословно выполняться в домашних условиях.
Поэтому каждый субъект когнитивно-образовательной деятельности должен знать, чего он может ожидать от других и, спустя какое-то время.
Если каждый педагог, родитель и ребёнок проинформирован о том, какой он вклад в самообразование должен внести и согласен с этим распределением, то педагог как управленец и координатор начинает иметь дело с коллективом «Три – Л», и благодаря этому, будет обеспечен успех в организации личностно-интеллектуального процесса самообучения личности ребёнка.
Заключение
Следует особо отметить, что самоуправляемость состоит в том, что педагог не должен контролировать каждого ребёнка и родителя по отдельности – все они контролируют друг друга взаимно. В конце концов, субъекты когнитивно-образовательной деятельности ведь договорились взаимодействовать между собой.
Помимо всего прочего, такой личностно-интеллектуальный подход к самообучению личности ребёнка представляет собой самый эффективный способ мотивации.
Если каждому субъекту триады когнитивно-образовательной деятельности будет выделено конкретное задание, хорошо известное другим, то триада оказывает давление, которое ускоряет достижение общего успеха в самообучении, самообразовании и саморазвитии.
Именно педагог, как управленец и координатор, в свою очередь, несёт ответственность за всё и за всех.
Он неизменно активен и подаёт пример родителям и детям. Педагог должен всегда соблюдать принципы, которые приняты всей коллективом «Три-Л» в качестве обязательных требований.
Следует заметить, что педагог считает себя не столько начальником, сколько помощником, который систематически устраняет все возникающие препятствия с целью, обеспечить своей триединой команде возможность, продуктивно трудиться, и облегчает эффективную и качественную работу каждого из субъектов.
Более того, обучая других, педагог учится сам, причём гораздо быстрее.
Свежие комментарии