Как превратить собственную неудачу в навязанном обучении в УСПЕХ, приобретённый в ходе самообучения, самообразования, саморазвития и самореализации?
Без предвидения народы гибнут
Соломон
При разумной организации когнитивно-образовательной деятельности в личностно-интеллектуальной среде самообучения могут быть благоприятные условия для коммуникативно-регулятивного сотрудничества.
Что такое когнитивно-образовательная деятельность
Когнитивно-образовательная деятельность — это процесс познавательно-знаниевой активности личности ребёнка.
Ни для кого не секрет, что знания о чём-то, о ком-то, где-то, как-то, когда-то и зачем-то возникают только тогда:
- когда любопытный ребёнок, к примеру, подслушивает разговор родителей, родственников, и вообще, взрослых людей. В качестве примера можно привести конкретный диалог еврейской девочки.
В гости пришла тётя Бася.
— Симочка, — с порога спрашивает она у племянницы, — как себя чувствуют папа с мамой?
— У них плохо со зрением, — отвечает девочка.
— Почему ты так решила?
— Когда вы позвонили, папа сказал: «Видеть не могу эту зануду!». А мама говорит: «А я ещё больше!»
- когда ребёнок любознательный, к примеру, пытается понять: почему рыбка в аквариуме плавает; ласточка летает в небе; петух важно кукарекает; страус прячет голову в песок и т.д. В качестве примера можно привести конкретный диалог двух русских мальчиков.
Два малыша пыхтят, разбирая поломанный будильник.
— Смотри, какие колёсики золотые. Наверно дорогие.
— Ну и что, я таких могу много купить. Мне папа дал рубль. А в нём целых сто копеек.
— Покажи!
«Богач» вынимает из карманчика металлический рубль.
— Классный! А давай мы его тоже разберём на части.
По поводу любознательности могу привести свой личный пример из жизни, когда мне было 7 лет.
Мой мудрый папа
Мне страшно хотелось узнать — как в радиоприёмнике помещаются певцы и музыканты со своими огромнейшими музыкальными инструментами.
Однажды, воспользовавшись тем, что мой папа уехал на рыбалку, я села и стала разбирать радиоприёмник по винтикам, болтикам, шурупам и гайкам. Старалась запомнить какой шуруп и гайку откуда взяла и куда положила, что бы на случай, когда музыканты начнут выбегать оттуда, тут же найти нужную гайку и шуруп. Разбирала я, разбирала, а люди всё прячутся, никак не выходят и тут вдруг… слышу за левым плечом папин голос:
— «И что ты делаешь?» – поинтересовался папа.
— Папа, я никак не могу найти твоих поющих певцов и музыкантов с инструментами. Вдруг они выскочили, убежали, а я их не заметила, а?
— Ну, если ты не соберёшь радиоприёмник обратно, то они обидятся и уже по вечерам я не смогу послушать новости, а ты – классическую музыку! – сказал и пошёл обедать.
Папа ещё не успел пообедать, как я быстро собрала радиоприёмник и со страхом включила его. Какова же моя беспредельная РАДОСТЬ была от того, что все вернулись в радиоприёмник? И больше я его не разбирала, пусть уже певцы-невидимки поют, танцоры танцуют, музыканты играют.
Я так благодарна мудрому папе, который не накричал на меня, в угол не поставил или как-то по-другому меня не наказал, а принял мою позицию — любознательного ребёнка. А ведь он даже не разрешал подходить к радиоприёмнику, так он дорожил им.
Собственные неудачи ребёнка
Откуда же берутся дети — «неудачники», а «неудачники» ли они вообще?
Даже при незначительном анализе становится ясно, что проблема «школьной неуспешности» имеет свои корни в дошкольном образовании.
Несомненно, дошкольник с самых первых дней своей жизни активно пытается осмыслить мир путём своих вопросов: Что это? Кто это? Почему? Зачем? А как? Где? Когда?
Перечисленные вопросы приобретают словесную форму – это первый этап к овладению речью путём языкового осознания.
Ребёнок всё время пытается активизироваться, действовать:
- хватать,
- ползать,
- ходить,
- бегать,
- догонять,
- стоять и т.д.
Совместимость и несовместимость детских представлений
Для наглядности тезиса представлю детские диалоги.
Диалог французской девочки.
Маленькая Сюзи, разглядывая в клетке канареек, спрашивает у матери:
— Мама, а почему одна птичка всё время поёт, а другая сидит молча?
— Видишь ли, Сюзи, — ответила мама, — та птичка, что много поёт, — самец, а молчаливая птичка – самка.
— Понятно! – радостно восклицает малышка. – Значит, ты – самец, а папа – самка, потому что он всегда молчит, когда ты начинаешь кричать!
Диалог канадского мальчика.
— Ты от кого слышал это ужасное слово, Том? – ужасается мама.
— От Санта Клауса, мамочка!
— Не может быть!
— Может! Он его сказал, когда Эд залепил ему снежком в глаз!
Диалог австралийского малыша.
— Папа, а почему попугаи – зелёные?
— Потому что их на пальмах укачивает.
Представленные детские диалоги свидетельствуют о том, что дети пытаются использовать представления о совместимости и несовместимости, чтобы:
- расширить границы сферы известного,
- уменьшить степень неуверенности.
Вот Вам и дедуктивный вывод конкретных малышей, когда внимание каждого ребёнка сосредоточено на противоречии с действительностью.
Детское недоумение
Можно представить и другие детские диалоги, в которых явно проявляются способности ребёнка не только внимательно слушать, но и путём причинно-следственной связи делать соответствующие выводы, очевидность которых ребёнка приводит в недоумение.
- Диалог малыша из Мордвы
Папа читал маленькому сыну сказку о рыбаке и золотой рыбке. Когда он дошёл до того места, где привередливая баба четвёртый раз посылает деда к морю просить рыбку, сын говорит:
— Неужели дед не додумается попросить рыбку, чтобы она ему другую бабу дала?
Диалог австралийских девочек.
Прошёл дождь. Трёхлетняя Ирэн вышла на улицу и, увидев молодую травку, села на землю.
Старшая сестра рассердилась:
— Ирэн, встань с сырой земли, а то простудишься!
— А зачем она сырая? Почему её не сварили?
Диалог сербского мальчика.
— Мама, а что, Бог серьёзно болен?
— С чего ты взял, Душан?
— Я только что слышал, как священник сказал: «Всевышний призвал к себе доктора Миллера».
Эти диалоги который раз нам доказывают, что дети особенно насыщенно и осмысленно рассуждают в возрасте от 3 до 6,5 лет.
В этой связи возникает вопрос формирования самообучающейся личности ребёнка, который необходимо ставить, рассматривать и пересматривать самым серьёзным образом в Программе дошкольного образования.
Динамика развития
Теперь ясно, что динамика возрастного развития характеризуется дошкольным опытом самообучения личности ребёнка, который складывается:
- из имеющихся знаний и представлений об окружающей действительности;
- из объёма словарного запаса;
- из имеющейся модели семьи, умеющей коммуникативно регулировать поведением ребёнка, прививая навыки коллективного распределения труда;
- из образа жизни, образа мыслей, образа поведения, которые конструирует этнокультурная среда с её географическими условиями жизнедеятельности.
Отсюда следует, что дошкольный социокультурный опыт ребёнка должен переходить в школьный опыт плавно и закономерно, а не зигзагами и отрывисто.
Социокультурный опыт дошкольника
Естественно, современное школьное образование не может быть в полной мере мощной опорой и стратегией развития личности ребёнка, когда есть:
- дети, застрявшие в «школьной неуспешности»,
- родители – в роли «слепых кутят»,
- педагоги, оказавшиеся в роли бездумных, бездушных роботов, исполняющих чужую волю, реализующих чужие идеи.
Вот она та самая ТРИАДА субъектов, а не объектов, потому что каждая из этих трёх ЛИЧНОСТЕЙ не должна никем управлять, никому не навязывать своё мышление, ни от кого не требовать проявления того или иного ИНТЕЛЛЕКТА.
В известной степени, основная часть педагогов и родителей по отношению к ребёнку эгоцентрична. Именно эгоцентризм порождает авторитарный стиль общения с ребёнком. Поскольку внимание эгоцентричных взрослых сконцентрировано только на самом себе, то они не способны:
- осознать точку зрения ребёнка;
- учесть индивидуальный объём знаний ребёнка;
- обратить внимание на индивидуальный социокультурный житейский опыт ребёнка.
Следует обратить внимание читателя на то, что именно из-за эгоцентризма взрослых возникла идея — коммуникативно-регулятивное сотрудничество.
Чем угрожает эгоцентризм взрослых?
Большой разрыв между взрослыми и детьми усложняет:
- возникновение процесса самообучения личности ребёнка;
- взаимопонимание;
- процесс личностного развития ребёнка.
В качестве наглядного примера приведу наблюдение за Семёном К. в возрасте 1г 7 мес.
Всем этим действиям годовалого ребёнка никто не обучал, он сам наблюдал, сравнивал, конструировал свой опыт, пусть на подсознательном уровне, он копировал действия взрослых, но это его личный социокультурный опыт.
Как годовалый копирует
Обратите внимание как годовалый держит карандаш и как взрослый.
Для того, чтобы ребёнок научился держать карандаш правильно в системе Марии Монтессори есть «презентация», почитайте в её работах.
Эгоцентризм и децентризм
По этому поводу можно привести пример.
Мама рассказала Юте, как определить спелость арбуза:
— Надо постучать по нему и послушать. Если звук гулкий, значит, арбуз хороший.
Назавтра малышка пошла в супермаркет, нашла лоток с арбузами и стала все их простукивать. Наконец служащий магазина не выдержал:
— Не отзываются? Значит, никого нет дома!
Обратите внимание на объяснение мамы. Она проявила эгоцентризм по отношению к своей дочурке.
- Откуда ребёнку понять что означает «гулкий».
- откуда ребёнку знать, что слово «хороший», в мамином понятии означает степень спелости, зрелости арбуза.
А теперь обратите внимание на реакцию служащего магазина. Он говорил с ребёнком с его позиции. Он проявил децентризм — понять позицию другого.
Поэтому ещё раз напоминаю, чтобы Вы, как взрослый человек с большим жизненным опытом, научились «фильтровать» свою речь, представив себя на месте ребёнка. Родитель, который умеет принимать позицию ребёнка, и в трудовом коллективе легко работает в команде.
ДЕРЗАЙТЕ!!!
Свежие комментарии