Выбрать страницу
0
(0)
Примерное время на чтение статьи: 3 минуты

Сенсомоторные навыки личности каждого ребёнка формируются только в процессе этносемейного воспитания.

Великая в хорошем смысле этого слова, Мария Монтессори, относилась к детям именно как строгая мама, а потому она тщательнейшим образом подбирала материал для своих сенсомоторных дидактических материалов.

Естественно, Монтессори-материалы столетней давности актуальны и по сей день в силу своей практичности в формировании внимания, воли и интеллекта в процессе самообучения

Суть самообучения личности ребёнка заключается в её собственных открытиях.

Сенсомоторные навыки формируются, благодаря грамотной организации личностно-интеллектуального пространства детского саморазвития

Области детского саморазвития при применении сенсомоторных дидактических Монтессори-материалов:

  • арифметика;
  • математика;
  • алгебра;
  • геометрия;
  • стереометрия.

Арифметика представляет собой подход к формированию математического мышления в соответствии с уровнем психического развития личности ребёнка с возрастной периодикой.

В ситуации этносемейного процесса воспитания и самообучения когнитивно-образовательная активность (деятельность) личности каждого ребёнка является прогрессом в формировании речевого мышления, стимулированная естественными потребностями детского ума к постоянному сенсорному и моторному познанию окружающей действительности.

Следовательно, формирование математических способностей происходит на базе сенсомоторного опыта психического отражения окружающей действительности.

Сенсомоторные навыки обусловлены психологическим этнодидактическим условием этносемейного воспитания

Психологическое этнодидактическое условие формирования математических способностей – окружить личность каждого ребёнка предметами их этносреды, которые можно пересчитать и выстраивать из них логическую последовательность по убыванию (убывающая арифметическая прогрессия) и по возрастанию (возрастающая арифметическая прогрессия).

Первое условие для сенсомоторного саморазвития детей в этносемье

Итак, первое условие – развитая сенсорика восприятия и моторика движения.

Что это значит?

Во-первых, понятия количества: больше – меньше; выше – ниже; длиннее – короче.

Во-вторых, понятия цветовой гаммы: темнее – светлее.

В-третьих, понятия равенства (тождества), неравенства (<,=, >).

И наконец, понятия категорий: фрукты, овощи, ягоды, мебель, посуда, транспорт, одежда, обувь, головной убор и т.д.

Сенсомоторные навыки как источник для детского саморазвития

Следует заметить, что когнитивно-образовательная деятельность личности каждого ребёнка является, по своей природе, проявлением самостоятельности в выборе:

  • предметов;
  • явлений;
  • событий;
  • межличностных отношений в ходе самообучения, познания.

Кроме того, сенсомоторные дидактические Монтессори-материалы изначально преследуют цель опосредованного (предмет стимулирует речь) самообучения личности ребёнка. Иными словами, дидактические Монтессори-материалы – это материализованные абстракции, потому что дают чёткое понимание: веса, размера, формы и цвета.

Сенсомоторные навыки как возможность овладения знаниями и опытом

Более того, ни один аспект окружающей действительности не сможет сформировать способ овладения её предметами, фактами, событиями и явлениями, как предмет математики в целом.

Безусловно, математическая целостность восприятия окружающей действительности, благодаря дидактическим Монтессори-материалам, выстраивается на основе концепции десятичной системы счисления на основе осознанного, осмысленного понимания, с одной стороны, перехода от одного десятка к другому, а с другой – принцип групп десятичных разрядов, движимые когнитивно-образовательной деятельностью личности ребёнка и образования математических научных понятий на основе эмоций и чувств.

В данной ситуации реализуется принцип психологии школьной этнодидактики – прояснение непонятных слов, которые становятся понятными за счёт плавного перехода от конкретных сенсорных и моторных впечатлений к формированию абстрактных научных понятий не только математики, но и других естественнонаучных понятий: астрономии, биологии, зоологии, физики, химии, географии и т.д.

Следует обратить внимание на то, что любой дидактический Монтессори-материал используется ребёнком в процессе самообучения до тех пор, пока не наступит момент в их ненужности – это и есть главная цель Монтессори-материала. Потому что если ребёнок после серии индивидуальных упражнений, тренировок перестал пользоваться материалом – это означает, что он сформировал навык: вычисления, измерения, сравнения и т.д. во внутреннем плане действий.

Иными словами, автоматизировал собственные действия, поднялся на высокий уровень абстракции, когда его интеллектуальная деятельность заключается в записи собственных действий, свидетельствующих об установлении нейроновых связей в мозговой деятельности.

Таким образом, можно описать некий поэтапный способ перехода от конкретного к абстрактному:

1-ый этап – счёт → арифметические действия с конкретными предметами.

2-ой этап – умение выполнять в уме: сравнение, сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень, извлечение квадратного и кубического корня без дидактических Монтессори-материалов: бусинок, стрежней из Банка Золотого материала, «дециметровых штангов», без настольных «штангов», кубиков, веретён и т.д.

Следует особо отметить главенствующее условие саморазвития личности ребёнка — коммуникативно-регулятивное сотрудничество педагогов и родителей. Коммуникативно-регулятивное сотрудничество взрослых и детей  — это регуляция  поведения ребёнка на основе его коммуникации со взрослыми: родителями и педагогами.

Заключение

Итак, математическая целостность восприятия окружающей действительности, благодаря дидактическим Монтессори-материалам, выстраивается на основе концепции десятичной системы счисления на основе осознанного, осмысленного понимания, с одной стороны, перехода от одного десятка к другому, а с другой – принцип групп десятичных разрядов, движимые когнитивно-образовательной деятельностью личности ребёнка и образования математических научных понятий на основе эмоций и чувств.

Естественно, любой дидактический Монтессори-материал используется ребёнком в процессе самообучения до тех пор, пока не наступит момент в их ненужности – это и есть главная цель Монтессори-материала.

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.