Как доказала многолетняя педагогическая практика, только та личность ребёнка способна самостоятельно обучаться, которая замотивирована на получение понимаемого, осознанного результата собственных интеллектуальных действий.
Необходимо так подготовить среду,
чтобы ребёнок нашёл в ней средства самообучения
Мария Монтессори
Показателем самообучаемости является потребность в самостоятельном подражании кому-то:
- в манерах поведения;
- в стиле одежды;
- в привычках правильного питания;
- в привычках выполнять комплекс физических упражнений;
- в культуре речи;
- в культуре мышления.
Попробую условно разложить причинно-следственную закономерность процесса самообучения.
Причинно-следственная закономерность самообучения
Первая причина.
ЧТО это? — это причина, стимулирующая детское любопытство.
СЛЕДСТВИЕ — удовлетворение любопытства, любознательности путём запуска процесса самообучения, познания: предметов, явлений, событий и людей.
Вторая причина.
ЧТО и КАК делать?
СЛЕДСТВИЯ:
1) принять решение;
2) запланировать ход действий;
3) выполнять конкретные действия по плану;
4) сравнить полученный результат с образцом, эталоном.
Воля и мотивация — показатели результатов самообучения
Естественно, многократность повторений конкретных действий с предметом или текстом формирует волю, поскольку постоянные ошибки препятствуют получения результата, соответствующие эталону.
Нет ошибок, нет и волевого напряжения, поскольку ошибки стимулируют интеллектуальную активность личности ребёнка.
Третья причина.
Сравнение с желаемым результатом путём:
1) самопроверки;
2) самоконтроля;
3) самооценки;
4) самокоррекции;
5) достижение поставленных целей.
СЛЕДСТВИЕ — результат достигнут!
Вот тут-то и появляются знаниевые компетенции.
Знаниевые компетенции
Например. Девочка научилась правильно держать иголку, чтобы она не колола пальцы и не выпадала из них:
- мощная концентрация внимания;
- воли;
- памяти;
- мышления.
Знаниевые компетенции в умении шить иглой для девочки являются значимыми в её жизни. ©З.Н. Ичин-Норбу.
В чём проявляются знаниевые компетенции девочки?
Она сможет:
— обметать швы;
— вышивать крестиком и гладью;
— заштопать носки папе или братику;
— зашить дырку так, что «комар носа не подточит»;
— сшить себе любой аксессуар к одежде или к сумочке;
— сшить сувенир ко Дню рождения тех, кого она безумно ценит и т.д.
Знаниевые компетенции — результат самообучения
В чём проявляются знаниевые компетенции из области школьной математики?
Примеры житейских ситуаций, где применяются математические знаниевые компетенции
- Самостоятельно определять сумму сдачи маминых заказов в магазине, в салоне.
2. Вычислять площадь пола, количество пельменей, батута, на котором ему нравится прыгать.
3. Вычислять объём комнаты, светящегося шара для цветовых эффектов на дискотеке;
4. Рассчитывать расход краски для малярных работ.
5. Проверять расход и доход семейного бюджета.
6. Выстраивать туристический маршрут семейного отдыха или оздоровительного отдыха с друзьями с учётом скорости передвижения в час, день или неделю.
7. Строить маршрутную карту аргиша оленьих упряжек.
8. Рассчитывать затраты электроэнергии, чтобы сэкономить семейные деньги для карманных расходов и т.д.
ВАЖНО!
Во-первых, этнопедагогу-дидакту необходимо постоянно наблюдать в процессе когнитивно-образовательной деятельности за временем концентрации внимания на предмете исследования, изучения.
Во-вторых, родителям необходимо постоянно наблюдать в процессе этносемейного воспитания за временем концентрации внимания на предмете исследования, изучения.
В-третьих, этнопедагогам-дидактам и родителям наблюдать за количеством повторений конкретных действий.
И наконец, этнопедагогам-дидактам и родителям необходимо определить степень сформированности знаниевых компетенций, ответив на ключевые вопросы.
- Как долго ребёнок готов концентрировать внимание?
- Сколько раз ребёнок готов повторять одни и те же действия?
Принципиальное отличие этносемейного воспитания от школьного обучения
Чем принципиально отличается процесс семейного воспитания от процесса школьного обучения?
В процессе семейного воспитания личности каждого ребёнка не выставляется пятибалльная оценка.
В процессе школьного обучения в 80% школьникам выставляются необъективные оценки по пятибалльной шкале оценивания.
Возможно, именно поэтому школьные «троечники» во взрослой жизни становятся популярнейшими и известнейшими бизнесменами, а «отличники» устраиваются к ним на работу.
Как правило педагоги прекрасно знают все недостатки тех детей, которых они считают бездарными. Поэтому они им не уделяют достаточного количества времени, выставляя в журнале отметок «3», а «2» в уме.
Но не бывает худа без добра, именно эти никчёмные ученики во взрослой жизни имеют 4 преимущества перед «отличниками» — любимчиками педагогов.
Преимущества троечников-самоучек
Первое преимущество.
Троечники-самоучки умеют делегировать, перепоручать свои действия тем, кто более опытен в чём-то.
Второе преимущество.
Троечники-самоучки, как никто другой, умеют уважать чужое достоинство, и НИКОГДА себе не позволят кого-то унизить словом или поступком.
Третье преимущество.
Троечники-самоучки всегда всему обучаются САМИ.
Четвёртое преимущество.
Троечники-самоучки ВСЕГДА желают быть полезными кому-то и в чём-то.
Пятое преимущество.
Троечники-самоучки не просто перепоручают свои обязательства кому-то, они честно платят этому кому-то.
Может быть, именно педагогическая неприязнь к «никчёмным» ученикам делает их человечными, на этот вопрос трудно ответить, полагаясь только на свои ощущения и наблюдения.
Но, если кому интересно, то можете прочитать знаменитую книгу Наполеона Хилла «Думай, и богатей!».
Бизнесмен-самоучка формируется в этносемье
Почему бизнесмены не могут сами продвигать свой сайт?
Во-первых, чтобы продвигать свой сайт бизнесмену необходимо сочетать в себе следующих специалистов:
1. SEO-оптимизатора.
2. Программиста.
3. Веб-аналитика.
4. Дизайнера.
5. Верстальщика.
6. Контент-стратега.
7. Копирайтера.
8. Редактора.
9. SMM-щика.
Во-вторых, иметь большой опыт в той профессиональной сфере, где необходимо иметь не только определённую базу знаниевых компетенций, но и внушительную экспертность.
Как однажды мне писала одна из моих знакомых: «Когда заходишь на Ваш сайт, сразу ощущаешь мощный прессинг информации. На Вашем сайте такой большой объём информации, что просто теряешься, и хочется убежать от неё. А когда открываешь страницу «Об авторе», то ощущаешь мощь эксперта с огромным количеством регалий, что ощущаешь себя комариком».
В-третьих, уметь анализировать собственный профессиональный многолетний опыт.
Заключение
В заключение хочется сказать, что, как правило, многие успешные бизнесмены не смогли бы быть успешными, во-первых, если бы они не умели ставить чёткие ЦЕЛИ, ради достижения которой они самостоятельно обучались у настоящих профессионалов, не считаясь никакими большими суммами денег.
Во-вторых, если бы не тратили немерено времени, сил и денег на собственное обучение.
В-третьих, если бы они не имели единственную цель — БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ КОМУ-ТО.
И наконец, если бы они не уделяли пристального внимания своему здоровью.
Если новичок в бизнесе не соблюдает хотя бы один пункт, он НИКОГДА не станет настоящим БИЗНЕСМЕНОМ. Да, коммерсантом-воришкой будет, но не бизнесменом.
Человек, который жалеет тратить деньги на приобретение новых знаний и овладение новым опытом, НИКОГДА не станет настоящим ПРОФЕССИОНАЛОМ.
Потому что истинный ПРОФЕССИОНАЛИЗМ измеряется не количеством лет и суммой денег, а КАЧЕСТВОМ результатов, полученных в личностно-интеллектуальном процессе самообучения и в процессе этносемейного воспитания!
Свежие комментарии