Выбрать страницу
5
(1)
Примерное время на чтение статьи: 4 минуты

Наблюдение, сравнение и анализ являются основными инструментами организации когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности ребёнка и взрослого

Освободите детей, и проявятся их скрытые силы

М. Монтессори

Как указывалось ранее, в активной когнитивно-образовательной деятельности проявляются индивидуальные отличия в мышлении детей. Эти отличии связаны с умением ребёнка и взрослого наблюдать.

Безусловно, в умении наблюдать ребёнок проявляет волевые усилия планомерно, последовательно воспринимать факты, явления, предметы и события окружающей действительности. Однако наблюдение не может быть без цели, без ожидания какого-то результата.

Кстати, как показала многолетняя педагогическая практика, дети из тундры сильно отличаются от детей из тундровых посёлков, именно своей способностью наблюдать, проявлять неподдельный интерес к исследуемому объекту.

Значение такого факта, как умение наблюдать имеет огромный архиважный смысл в формировании самообучающейся личности школьника. Поскольку самообучающейся личности школьника свойственно умение подмечать характерные, но малозаметные особенности, признаки, свойства предметов и явлений.

2016-02-08 12-16-16

Пятилетний Миша М. терпеливо выбирает каждую мелкую деталь, сочетая цвета так, как он считает нужным.

2016-01-25 11-46-51

Пятилетняя Лаура К. с огромным удовольствием и любопытством раскрывает секретные кармашки в книжке, но предварительно прочитав загадочное слово

2016-02-12 10-49-53

Пятилетняя Лаура К. даже во время перекуса находит некий смысл во фруктовой комбинации, оживляя каждый кусочек фрукта. В такие сюжетно-ролевые ситуации общения у ребёнка формируются и развиваются речевое мышление и мыслительная речь. Ребёнок кем-то услышан и кого-то услышал — эта ключевая ситуация личностного развития ребёнка имеет чрезвычайную важность в личностно-интеллектуальном процессе самообучения.

Следует заметить, что  взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами самообучающейся личности ребёнка и взрослого.

Следует заметить, что Н.А. Менчинская отмечала: «Объектами усвоения является непосредственно содержание учебного предмета и способы умственной деятельности, которые учащийся способен воспроизводить в видоизмененных ситуациях. … развитие учащегося происходит в форме приращивания нового на базе старого, то есть обобщение уже сложившихся частных способов и структур умственных действий в более общее. Основу мыслительного процесса составляет обобщение понятий по эмпирическому типу» (Н.А. Менчинская, 1970).

Как важно, чтобы ребёнок просто ощупал треугольный предмет и осознал, что это ТРЕУГОЛЬНИК. Часто родители берут якобы «развивающую книгу» и называют ребёнку геометрические фигуры, акцентируя его внимание на механическую память. А на самом деле, ребёнок запоминает то, что он воспринимает в режиме непроизвольного внимания.

2016-02-23 12-33-14 (23)

Трёхлетний Семён К. познаёт форму, цвет и размер детали игрушечного грузовика, ощупывая, принюхиваясь и прислушиваясь к тому, как каждая деталь издаёт свой звук.

К большому сожалению, и сегодня очень часто можно наблюдать, как педагоги дошкольных и школьных учреждений акцентирую внимание ребёнка на картинках, считая такой показ наглядным методом обучения. Они предоставляют детям один предмет со всеми его признаками. В основном, идёт непомерная нагрузка на механическую память школьника, которая утомляет и туманит сознание ребёнка, потому что нет определённого анализа объекта, выделения из него необходимого признака, в соответствии с которым можно было бы синтезировать, группировать множество предметов нужным образом.

В ходе личностно-интеллектуального процесса самообучения ключевую роль играют грамотность, научность и правильность организации когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности ребёнка. Кроме того, именно стремление упорядочивать, классифицировать, выделять  и различать наиболее значимые качества предметов, явлений, процессов и событий лежат в основе интеллектуального, личностного и психического развития ребёнка.

Возможно, выбор признаков необходим для использования предметов и явлений, для перехода от неопределённости к практическим действиям, потому что психосенсорная организация когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности ребёнка основана на отборе содержания предмета, объекта изучения, которые ребёнок выбирает сам.

Именно интеллект (ум) ребёнка выделяет существенные свойства предметов, явлений, процессов и событий, определённым образом связывает (ассоциирует) их. Благодаря грамотному отбору предметов изучения, структурируется матрица образов, лежащей в основе способности личности ребёнка формировать концепт вещи, рассуждать и делать соответствующие выводы.

Приведём пример из программы школьной геометрии, а именно пример доказательства теоремы Пифагора. Школьник должен сначала установить, что прямоугольник эквивалентен ромбу, а также квадрат тоже эквивалентен ромбу. Осознание и осмысление ребёнком данного факта приводит его к выводу, что квадрат и прямоугольник эквивалентны друг другу. Доказательство теоремы Пифагора с помощью 25-ти квадратов описано в этнопособии  самообучения математики в домашних условиях «Занимательная математика для северян».

Таким образом, из вышесказанного следует, что ребёнок, на умеющий наблюдать, не может анализировать содержание увиденного явления или услышанного сообщения.

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.