- Главная
- /
- психическое развитие
- /
- Программа когнитивно-образовательной деятельности дошколят
Программа когнитивно-образовательной деятельности дошколят представляет собой стратегию формирования и развития самообучающейся личности ребёнка: цели, задачи, результаты.
Цель – подготовка детей дошкольного возраста (3 – 6 лет) к личностно-интеллектуальному процессу самообучения в школьной среде в режиме коммуникативно-регулятивного сотрудничества.
ЛИЧНОСТНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СРЕДА. САМООБУЧЕНИЕ. СОТРУДНИЧЕСТВО.
3адачи:
- Создать личностно-интеллектуальную среду развития личности ребёнка дошкольного возраста.
- Осуществить предметно-дидактическую преемственность динамики возрастного развития: дошкольник-школьник.
- Интеллектуализировать сенсорные дидактические Монтессори-материалы согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов.
РЕЗУЛЬТАТЫ комплексного развития дошкольника:
- Личностное развитие – формирование качеств самообучающейся личности ребёнка: самосознание, самоопределение, сила воли, компетентность, ответственность, инициативность, самостоятельность в собственных решениях и действиях, креативность, корректная самооценка.
- Психическое развитие – формирование и развитие «высших психических функций»: произвольного внимания, осмысленного восприятия, логической памяти, речевого мышления, мыслительной (внутренней) речи, творческого (продуктивного) воображения.
- Интеллектуальное развитие – формирование базисных общекультурных компетенций: счёт, письмо, чтение.
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Цель – формирование качеств самообучающейся (конкурентоспособной) личности ребёнка.
Самосознание – представление ребёнка о себе, которое обгоняет поведение и является решающим показателем успешности личности ребёнка в личностно-интеллектуальном процессе самообучения. Влияние на самосознание личности ребёнка оказывают также и различные не столь существенные представления, действия, реакции и мысли.
Самоопределение – ребёнок сам определяет объём и продолжительность изучения дидактических материалов в зонах личностно-интеллектуальной среды.
Сила воли личности ребёнка формируется при концентрации внимания дошкольника, которая зависит от проявления интереса к предмету, событию, явлению, процессу и межличностному отношению.
Компетентность формируется в ходе когнитивной (познавательной) деятельности и интеллектуальных (умственных) действий (операций).
Ответственность ребёнка сочетается с верой в собственные силы и со степенью свободы выбора. Кроме того, личная ответственность означает высокий уровень самоконтроля, что, в свою очередь, даёт чувство свободы. Свобода же генерирует речевое мышление и мыслительную речь, следствием формирования, которых является целый спектр позитивных чувств.
Инициативность личности ребёнка зависит от ожиданий тех, кого она любит и ценит, кем дорожит. Когда ожидания успеха заранее определяют будущие результаты «школьной успешности». Именно личностные ожидания ребёнка очерчивают границы того, чего ребёнок в состоянии достичь.
Самостоятельность в собственных решениях и действиях ребёнка находятся в прямой зависимости от его базовых общекультурных компетенций и личностно-интеллектуальной компетентности. А также от степени ответственности личности ребёнка за собственные решения и действия. Ребёнок не просто выбирает сенсорный дидактический Монтессори-материал, самоопределяется в конкретном аспекте когнитивно-образовательной деятельности.
Креативность ребёнок проявляет только в том случае, когда ему никто не навязывает готовые шаблоны решения проблемных ситуаций.
Корректная самооценка личности ребёнка зависит от культуры мышления. Когда собственные мысли, идеи ребёнка становятся его действительностью и контролируют успешность внимания, воли, чувственных переживаний, эмоций и интеллекта личности ребёнка.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Цель – формирование и развитие «высших психических функций».
«Высшие психические функции» | Произвольное внимание | Осмысленное и осознанное восприятие | Логическая память | Речевое мышление | Мыслительная речь |
Факторы
Формирования и развития |
Концентрация внимания, воля | Житейские ситуации | Большой объём информации | Чтение, счёт, научные понятия | Письмо, сочинение |
Авторы частных методик | М. Монтессори
А.Б. Дурманова |
М. Монтессори
Л.Г. Петерсон А.Б. Дурманова |
М. Монтессори
Л.Г. Петерсон А.Б. Дурманова |
М. Монтессори
Н.С. Жукова А.Б. Дурманова |
М. Монтессори
Л.Г. Петерсон Н.С. Жукова А.Б. Дурманова |
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Цель – формирование базисных общекультурных компетенций.
Базовые общекультурные компетенции | Авторы частных методик | Авторы учебников, пособий |
МАТЕМАТИКА | М. Монтессори
А.Б. Дурманова З.Н. Ичин-Норбу |
Л.Г. Петерсон
З.Н. Ичин-Норбу |
ПИСЬМО
РУССКИЙ ЯЗЫК |
М. Монтессори
А.Б. Дурманова |
М. Монтессори
А.Б. Дурманова С.Е. Мазурина И.В. Зайцева |
ЧТЕНИЕ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ | М. Монтессори
А.Б. Дурманова |
Н.С. Жукова |
ЛИЧНОСТНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС САМООБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
Цель – научить детей тому, чего мы не умеем делать сами.
Актуальные причины, порождающие выше сформулированную цель:
- Информационный бум, когда объём знаний и опыта удваивается. Таким образом, увеличение объёма знаний означает рост технологических возможностей и тем самым интенсифицирует конкуренцию в условиях рыночных отношений.
- Технологический прогресс, который превосходит всякое привычное воображение.
- Конкуренция. Всеобщее соперничество – общенациональное, международное и глобальное – идёт сегодня разумнее, быстрее и агрессивнее, чем когда-либо в прошлом.
Задачи:
- Формировать и развивать самообучающуюся личность.
- Выстроить личностно-интеллектуальный процесс самообучения дошкольника.
- Организовать когнитивно-образовательную деятельность триады её субъектов: родителей, педагогов и детей.
Самообучающаяся личность.
1. Целеполагание.
Самообучающаяся личность умеет ставить цели, которые приносят уверенность в себе, укрепляют чувство собственного достоинства, личной гордости. Она движется по направлению от конкретной цели и модифицирует курс в соответствии с обстоятельствами. Один мудрый человек сказал: «Нет нереальных целей, есть только нереальные сроки реализации!». Цель должна быть ясно, чётко сформулирована, индивидуализирована и стабильна.
Чем точнее самообучающаяся личность вербализует свои цели и честолюбивые намерения, тем скорее её подсознание приступит к работе и превратит их в действительность. Подсознание всегда действует в соответствии с тем визуальным образом, который личность носит в себе. Подсознание старается поддержать гармонию между словом и поведением, с одной стороны, и представлением о самом себе – с другой. Слова представляют собой образ, внешнее представление мысли.
Успех – это точно сформулированная конкретная цель, всё остальное – лишь приложение. Успеха не бывает без неудач. Лишь обучаясь на собственных ошибках, самообучающаяся личность ребёнка приближается к победе. Как сказал Генри Форд, трижды разорившийся до нуля: «Поражение – лишь благоприятный случай, чтобы в следующий раз начать действовать умнее!». Успех личности ребёнка в процессе самообучения прямо пропорционален умению удивить окружающих. Слагаемые успеха самообучающейся личности ребёнка – концентрация и настойчивость. Продвигаясь к цели, личность ребёнка должна искать такую дорогу к ней, которая окажется более быстрой, качественной, современной, дешёвой, простой и эффективной.
Самообучающаяся личность в состоянии одновременно реализовать несколько идей – по крайней мере, две. Одна из них касается генеральной цели самообучения, а вторая – текущих задач когнитивно-образовательной деятельности в личностно-интеллектуальной Монтессори-среде. Подобная концентрация требует самоконтроля, самообладания и самодисциплины. Напряжённая личностно-интеллектуальная работа над продуктивными задачами даёт самообучающейся личности чувство контроля.
Высокие цели самообучающейся личности ребёнка высвобождают умственные (интеллектуальные) резервы личности ребёнка и заставляют активно работать всем известным законам: притяжения, ожидания, обратимости, привычек и эмоций. Они укрепляют силы самообучающейся личности ребёнка и придают её жизни смысл.
2.Планирование — это формирование самодисциплины и проявления силы воли, когда концентрация внимания позволяет сфокусироваться на одном деле и устремляться в одном направлении, чтобы в конечном итоге прийти к цели.
Способность к концентрации открывает дорогу к самым высоким достижениям. Каждому большому успеху предшествует длительный период концентрации внимания и подготовки.
Настойчивость – это самодисциплина в действии, а самодисциплина – это благоприятное и гарантированное условие успеха. Настойчивость и упорство – это мерило веры личности ребёнка в себя.
Мужество самообучающейся личности ребёнка позволяет ей следовать к своей перспективной мечте. 3. Компетенции.
Все знания и опыт (анализированные ошибки) суммируются, накапливаются, аккумулируются, образуя при этом ключевые компетенции. Проще говоря, компетенции – это опыт чтения, письма и счёта в сжатом, концентрированном виде.
Самообучающаяся личность ребёнка отличается от ученика, прежде всего, своей постоянной готовностью действовать. Действия самообучающейся личности стимулируют чувства точно также, как и чувства высвобождают определённые действия.
Самообучающаяся личность ребёнка насыщает свой ум позитивными, воодушевляющими, мотивирующими мыслями. Для самообучающейся личности ребёнка каждая неудача приносит пользу, причём всё более и более значительную.
Гибкость самообучающейся личности ребёнка проявляется в открытости переменам, в готовности к их проведению, в активном приспособлении к этнокультурным условиям среды жизнедеятельности. Самым мощным инструментом, имеющемся в распоряжении ребёнка, является его ум.
РЕЗУЛЬТАТЫ формирования самообучающейся личности ребёнка:
- Будучи самообучающейся личностью, ребёнок обладает силой перспективного видения собственного развития, является реалистом и возлагает всю ответственность за саморазвитие, самообразование и самореализацию только на себя.
- Самообучающаяся личность ребёнка оптимистична, креативна, конструктивна и постоянно готова помогать другим людям.
- Самообучающаяся личность непременно связана с тем, чтобы подавать пример окружающим.
- Самообучающаяся личность умеет формулировать цель и планировать собственные действия. Отсутствие планирования – это на самом деле планирование поражения.
- Действительно, уверенность в себе, чувство собственной значимости, ценности и гордости тесно связаны с умением плавно переходить к переменам, происходящим в жизни. У самообучающейся личности всегда есть выбор, существует альтернатива, когда она может сама решить, хочет ли владеть ситуацией или же пассивно подчиняться переменам, что мы видим в школах с традиционными формами и методами обучения.
- Самообучающаяся личность в нынешние времена работает, прежде всего, головой, а не руками.
Итак, ключом к максимальным достижениям успеха и формирования самообучающейся личности дошкольника является чувство ответственности за себя и уверенность в себе. Потому что люди с высокой степенью ответственности реагируют на события позитивно и контролируют познавательный (когнитивный), интеллектуальный (умственный), сознательный (личностный) аспекты своей деятельности (активности).
ТРИАДА когнитивно-образовательной деятельности
Одной из главных характеристик триады когнитивно-образовательной деятельности является неустанное наблюдение за собой и оценка собственных действий. Только такой подход позволяет внедрять нововведения согласно ФГОС. Субъекты когнитивно-образовательной деятельности (родители, педагоги и дети) должны совместно искать ответы на следующие вопросы:
- Что о нас слышно?
- Как мы функционируем?
- Движется ли дело вперёд?
- В чём состоят наши проблемы, где препятствия, каковы границы проблемного поля процесса самообучения и сотрудничества?
- Что именно нам мешает в командном коммуникативно-регулятивном сотрудничестве?
- Достигла ли наша ТРИАДА гармонии? Ведь гармоничное коммуникативно-регулятивное сотрудничество в процессе самообучения – это непременное условие УСПЕХА.
Итогом самонаблюдения триады когнитивно-образовательной деятельности является, как правило, внутренняя оценка её внешнего имиджа:
- Как воспринимается наш личностно-интелектуальный процесс самообучения ребёнка другими школами?
- Каким образом оценивают наши результаты и образовательные услуги родители и дети?
- Что мы готовы сделать с целью, по-настоящему, осчастливить их?
Непрекращающийся анализ и фиксация собственного продвижения вперёд являются необходимыми условиями триады когнитивно-образовательной деятельности, которая хочет достичь высоких показателей в личностно-интеллектуальном процессе самообучения личности ребёнка.
Важно заметить, что стиль управления триадой когнитивно-образовательной деятельности представляет собой партнёрское управление личностно-интеллектуальным процессом самообучения. Мы должны вести открытую дискуссию и стремиться совместно определить цели и задачи, формы и методы реализации личностно-интеллектуального процесса самообучения ребёнка.
Более того, приоритетами триады когнитивно-образовательной деятельности выступают 20 % экономии времени и 80 % оптимизации эффективности самообучения – это правило 80/20.
КОММУНИКАТИВНО-РЕГУЛЯТИВНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Коммуникативно-регулятивное сотрудничество – это умение работать в коллективе (в команде), когда всех объединяет единство целей. На современном рынке труда одним из самых важных и наиболее ценных личностных качеств является самообучение и самообразование. Это значит, 20 % членов коллектива выполняет 80 % работы.
Между тем, самый высокий уровень коллективных достижений достигается при чётком распределении заданий и ответственности между родителями, педагогами и детьми. Это значит, что все правила поведения, сформулированные и озвученные в личностно-интеллектуальной Монтессори-среде, должны беспрекословно выполняться в домашних условиях. Поэтому каждый субъект когнитивно-образовательной деятельности должен знать, чего он может ожидать от других и, спустя какое-то время. Если каждый педагог, родитель и ребёнок проинформирован о том, какой он вклад в самообразование должен внести и согласен с этим распределением, то педагог как управленец и координатор начинает иметь дело с самоуправляющим коллективом (ТРИАДОЙ), и благодаря этому, будет обеспечен успех в организации личностно-интеллектуального процесса самообучения личности ребёнка.
Следует особо отметить, что самоуправляемость состоит в том, что педагог не должен контролировать каждого ребёнка и родителя по отдельности – все они контролируют друг друга взаимно. В конце концов, субъекты когнитивно-образовательной деятельности ведь договорились взаимодействовать между собой.
Помимо всего прочего, такой личностно-интеллектуальный подход к самообучению личности ребёнка представляет собой самый эффективный способ мотивации. Если каждому субъекту триады когнитивно-образовательной деятельности будет выделено конкретное задание, хорошо известное другим, то триада оказывает давление, которое ускоряет достижение общего успеха в самообучении, самообразовании и саморазвитии.
Именно педагог, как управленец и координатор, в свою очередь, несёт ответственность за всё и за всех. Он неизменно активен и подаёт пример субъектам когнитивно-образовательной деятельности. Педагог должен всегда соблюдать принципы, которые приняты всей триадой (коллективом) в качестве обязательных требований. Педагог считает себя не столько начальником, сколько помощником, который систематически устраняет все возникающие препятствия с целью, обеспечить своей триаде возможность, продуктивно трудиться, и облегчает эффективную и качественную работу каждого из субъектов. Обучая других, педагог учится сам, причём гораздо быстрее.
Свежие комментарии