Уровень, качество развития личности само есть
условие её участия в жизни общества
К.А. Абульханова-Славская
Мы будем исходить из положения, что в основе познавательных потребностей ребёнка лежит категоризация, представляющая собой адаптивную функцию детской психики.
Детская категоризация
Если говорить естественным языком, а не научным, то данное понятие означает — познавать, узнавать, исследовать, изучать новое и неизвестное через или с помощью уже знакомых предметов, явлений, процессов и событий.
Например, в «Занимательной математике для северян» математическое понятие «Обыкновенная дробь» даётся через «кусочек юколы», «кусочек рыбного пирога» и т.д.
Можно ещё привести другой пример — диалог американских малышей.
Дети спрашивают у отца:
- Это правда, что Бог заботится о нас?
- Правда.
- И вам нас принёс аист?
- Да.
- А подарки раздаёт Санта Клаус?
- Конечно.
- Тогда зачем с нами живёте вы?
Как видим из диалога, ребёнок пытается понять суть окружения своего, познав которое он приспосабливается (адаптируется) к среде своей жизнедеятельности.
Адаптивная функция детской психики в виде категоризации
Функция, на языке математики, означает некую зависимость. Следовательно, приспособление (адаптация) ребёнка к окружающему миру зависит от того:
- на каком языке он познаёт мир;
- рядом с ним живут мама и папа или по одному;
- какие требования (традиции) и правила (обычаи) к нему предъявляет это общество;
- каким опытом познания владеют люди, с которыми он общается.
Можно привести множество условий, от которых зависит формирование и развитие личности ребёнка.
Роль этносемьи в формировании детской психики
Психика, если можно выразиться компьютерным языком, является той папкой, куда собираются разные файлы с некими информациями.
Психика является неким зеркалом души, фотографией души. Она способна запечатлевать:
- предметы быта среды жизнедеятельности;
- события: подарки, именины и т.д.;
- явления природы: гром, молния, гроза, дождь, снегопад и т.д.
- процессы: таяния льда, когда твёрдое состояние (лёд) переходит в жидкое (вода); письма, чтения, счёта и т.д.;
- межличностные отношения людей: родительские ссоры, товарищескую выручку, уважение между родителями, их уступчивость и т.д.
В данном перечне мы привели многофакторность окружающей действительности ребёнка. Мы не можем со всей ответственностью поручиться за то, что может отразиться в детской психике. Факторов много:
- конкретная модель семьи;
- чья-то личность;
- чей-то поступок;
- чьё-то слово;
- букашка на траве;
- радуга на небе и т.д.
Все факторы, либо в одиночку, либо в наборе, комплексе, совокупности «оседают» в подсознательной области психики ребёнка. Об этом хорошо свидетельствуют пословицы.
- «Как аукнется, так и откликнется»
- «Каков ПРИВЕТ, таков ОТВЕТ».
Можно в качестве наглядного примера привести диалог албанских малышей.
Во дворе мальчик таскает на верёвочке пустую консервную банку.
- Что ты делаешь? — подбежала к нему девочка.
- Не видишь что ли — собаку выгуливаю.
- Тогда немедленно надень на неё намордник!
Категоризация структурирует многофакторность стимулов окружающей среды
Каким образом категоризация структурирует многофакторность стимулов окружающей среды?
Данные фотографии без лишних слов ясно и доступно свидетельствуют о том, как детское мышление структурирует информацию о предметах, явлениях и процессах окружающей реальности, которые стимулируют формирование и развитие психики личности ребёнка.
Как показали исследования (Р. Бернс, У. Джемс, К. Роджерс, Дж. Мид и др.) в процессы категоризации включаются другие люди и сам ребёнок как субъект.
Воспринимая других людей, личность ребёнка акцентирует внимание на их сходстве и различии с собой.
Более того, ребёнок непрерывно находится в процессе мыслительной деятельности. Только взрослые не замечают, что ребёнок постоянно сравнивает, выявляет аналогии, чтобы собрать картину мира из «пазлов» житейских ситуаций.
Приведу как наглядный пример диалог грузинского мальчика.
Мама:
- Вано, смотри! Цыплёнок вылупился из яйца.
Вано (подумав):
- — Но как он туда залез?
Этнокультурная среда жизнедеятельности
Более того, этнокультурная среда жизнедеятельности, согласно теории социальной идентичности, позволяет ребёнку категоризировать себя и других по их внешнему виду, по манере одеваться, по манере говорить и вести себя в разных житейских ситуациях.
Опасность развития личности ребёнка вне семьи
В самом деле, если ребёнок, которого семья и окружающие воспринимают и оценивают как успешного, сильного, ответственного и самодостаточного, попадает в школьную и интернатную среду, а там его личностная ценность вытесняется на второй план другим ценностным ориентиром, то резко падает его самооценка как личностное суждение о собственной ценности, выражаемой в индивидуально-психологических установках.
Зависимость самооценки ребёнка от его сознания в этносемье и в школе
Между тем, психическая деятельность в разных социальных взаимодействиях определяется степенью самооценки, которая находится в полной зависимости от сознания ребёнка как личностного качества.
Потому что «позитивная самооценка» (Р. Бернс, У. Джемс) ребёнка проявляется в сознательных суждениях его «личности» (К. Роджерс), в которых личность каждого ребёнка практикуется сформулировать свою социально-личностную значимость.
Как следует из вышесказанного, составляющие всей системы оценочных представлений, образов поведения и оценок для социализации личности ребёнка (Л.С. Выготский) играют наиважнейшую роль в личностно-интеллектуальном процессе его самообучения.
Коммуникативно-регулятивное сотрудничество как интеграция этносемьи и школы
Именно по этой причине было организовано коммуникативно-регулятивное сотрудничество педагогов, родителей и детей в ходе краткосрочного эксперимента со школьниками на Таймыре.
Здесь следует заметить, что одна из приоритетных задач эксперимента заключалась в том, чтобы у ребёнка была сформирована адекватная и позитивная самооценка, потому что себя школьники могут понять только, с одной стороны, если они себя сравнивают с другими, а с другой — если они слышат некое мнение о себе: о своей внешности, об умственных способностях, о физических способностях и т.д.
Несомненно, в результаты полевых психолого-этнодидактических исследований школьников на Таймыре входил и показатель самооценки до эксперимента и после эксперимента.
Для определения самооценки каждого школьника, а затем определённого класса школьников мы воспользовались формулой вычисления самооценки личности У. Джемса:
Из этой замечательной формулы видно, что степень высокой самооценки ребёнка зависит от уровня его успеха.
Формула самооценки в этносемье
Но мы несколько изменили эту формулу.
При вычислении самооценки мы в числителе указали результат диагностической работы № 2 (после эксперимента), а в знаменателе – результат диагностической работы № 1 (до эксперимента).
И у нас получилась вполне рабочая формула для вычисления самооценки ребёнка.
Заключение
В качестве заключения о роли этносемьи в детской категоризации приведу результаты самооценки после выполнения когнитивно-образовательной деятельности:
1) качественные изменения в интеллекте ребёнка (показатель д/р № 2);
2) существенные изменения в психике, когда дети уверенно и грамотно рассуждали вслух — это и есть показатель формирования «высших психических функций»;
колоссальные изменения в личности, когда дети правильно (корректно) и объективно (адекватно) иллюстрировали позитивную самооценку.
Внимательный читатель должен заметить во всём, что сказано выше, существенный пробел, состоящий в существовании факта пренебрежения таким понятием, как «категоризация», которая является адаптивной функцией детской психики, структурирующей в комплекс категорий многофакторность стимулов окружающей действительности.
Свежие комментарии