Какова структура семьи и какие функции семейного воспитания в этнокультурной среде жизнедеятельности?
Семья в этнокультурной среде северян — это не просто родители, братья и сёстры. Это и родственники или хорошие люди в оленеводческой и рыболовецкой бригадах.
Следует заметить, что функции семьи меняются в зависимости от этапов процесса семейного воспитания.
Как правило, в этносемейном воспитании ключевыми моментами являются:
- ответственность;
- дифференцированность ролей в семье;
- уважение старшим по возрасту в семье;
- честность;
- желание быть вместе;
- сходство интересов и ценностных ориентаций.
Ни для кого не секрет, что в суровых природно-климатических условиях жизнедеятельности северяне мобилизуют и интегрируют общение и взаимодействие в семье:
- гибкость взаимоотношений;
- чёткие ролевые ожидания;
- сплочённость семьи;
- открытость в восприятии окружающей реальности.
Базовые элементы семейного воспитания в этнокультурной среде жизнедеятельности
Из каких базовых элементов состоит процесс семейного воспитания?
- Стрессоустойчивость семьи тундровиков.
- Интеллектуальное принятие конкретных вариантов действий.
- Большее напряжение волевых усилий.
- Улучшение взаимопонимания.
Семья как целостность социума
Семья в процессе воспитания подрастающего поколения реагирует на трудности различного рода как целое, как единая система личностного воспитания.
Именно этой особенности семейного воспитания нет и быть не может в учебных заведениях интернатного типа.
Естественно, суровые природно-климатические условия жизнедеятельности способствуют формированию гибкости и открытости межличностных отношений:
- взаимной привязанности детей и их родителей, прародителей;
- возможной мобилизации семьи;
- усилению сплочённости;
- активизации совместных партнёрских действий;
- чёткому выполнению социальных ролей в семье.
Психические переживания вне семьи и этнокультурной среды
В школе-интернате дети из тундры испытывают психические переживания из-за разлуки с родителями, прародителями и родственников, что приводит к нарушению психического и физического здоровья (дети часто болеют), воздействуя на личность каждого ребёнка и психические процессы членов семьи.
Естественно, ядром психического здоровья является эмоциональное состояние личности каждого ребёнка в ситуативной конкретике, потому что эмоции детей участвуют в организации и интеграции психических процессов.
Иными словами, педагогам сложно управлять отрицательными переживаниями детей.
Школьная успеваемость как показатель правильного семейного воспитания
Откуда же и как возникает проблема школьной неуспешности детей из этнокультурной среды? Какие моменты провоцируют возникновение этой детской проблемы школьного обучения?
- Состояние неудовлетворённости у детей.
- Тоска по родителям, родственникам и окружающей среде с оленями и собаками.
- Подавленность.
- Тревога.
- Страх.
- Беспокойство.
- Неуверенность.
- Беспомощность состояний, возникающих при внутреннем конфликте и столкновении личности каждого ребёнка с непомерными препятствиями и трудностями.
Разумеется, в тундре дети знают, с одной стороны, какие трудности их ожидают, а с другой — понимают смысловую глубину их преодоления.
Свежие комментарии