Главным этносемейным методом организации когнитивно-образовательной деятельности является умение не мешать личности каждого ребёнка самостоятельно познавать многогранную объективную реальность, состоящую из следующих областей научных знаний: астрономии, космоса, биологии, ботаники, зоологии, химии, физики, геометрии, алгебры, географии, русского языка и т.д.
Для учителя интерес к наблюдаемому объекту послужит
центром формирования новой личности
М. Монтессори
Главной темой этносемейного метода организации когнитивно-образовательной деятельности в личностно-интеллектуальной среде самообучения является генеральная идея дня.
В школе «ТРИ-Л» применялся именно этот этносемейный метод организации когнитивно-образовательной деятельности детей, когда, как бы невзначай, формируются умения счёта, письма и чтения.
Естественно, тема идеи дня никогда не афишируется, а просто проводится общая презентация сенсомоторных дидактических материалов, которая представляет собой кратковременный коллективный (фронтальный) показ (демонстрацию) способа, приёма познания на основе концентрации внимания. Иными словами, общая презентация сенсомоторных дидактических материалов – это «коллективный урок» (М. Монтессори).
Психологическая цель общей презентации заключается в научении личности каждого ребёнка подчинять собственные способности восприятия информации в социуме, со всеми, где во главу угла ставится самодисциплина, подчинение своей воли воле коллектива.
Этносемейный метод информационного восприятия
Между тем, коллективное восприятие информации – это результат упражнений в социальной дисциплине, когда происходит плавный переход личности ребёнка от режима «Я хочу!» в режим «Надо!». В процессе этого перехода педагогу, как воздух, необходимо такое качество, как терпение. Нетерпеливый школьный учитель чувствует лишь собственные желания и удовольствия.
Однако, в отличие от традиционных форм и методов обучения ученика, в школе «ТРИ-Л» для детей дошкольного возраста львиная доля занятий приходится на их индивидуальное самообучение.
В результате свободной когнитивно-образовательной деятельности личности каждого ребёнка наступает тот момент, когда учитель-традиционник готов кричать: «SOS!!!». А наблюдательный педагог увидит спасательный круг в ориентации личности каждого ребёнка в среде, их внимание и определит траекторию движения педагогической мысли. Вот здесь-то педагог находится под воздействием центробежного ускорения, в чём и заключается этносемейный метода информационного восприятия.
Этносемейный метод наблюдения
Следует особо подчеркнуть, что этносемейный метод наблюдения педагога заключается в его интуиции и умении самообучаться у личности любого ребёнка. Кульминация наблюдения достигается в тот самый момент, когда этнопедагоги и родители испытывают удивление от услышанной мудрости ребёнка. Наблюдать за рассуждениями ребёнка и уметь услышать «изюминку» мудрости детских суждений и определяет вектор личностно-интеллектуального процесса самообучения.
Главная задача этнопедагога – уметь опережать мысль и действия ребёнка, а они у него по своей хаотичности не уступают движению «броуновской частицы».
Опережать – это значит, вписаться в этот энергетический поток, а не тормозить динамику мыслительной деятельности личности каждого ребенка своими шаблонами, авторитарным тоном.
Надо этнопедагогу-дидакту просто расслабиться и довериться интеллектуальной интуиции личности каждого ребёнка, которой уже нет у школьных учителей в действующих учебных заведениях.
Это этносемейное МАСТЕРСТВО приходит не с наличием количества лет преподавания у доски, оно, как вспышка, приходит быстро, а уходит ещё быстрее, потому что ребёнок вырос.
А сегодняшний ребёнок дошкольного возраста взрослеет мгновенно, поэтому о чётких границах возрастной периодизации говорить не приходится. В век нанотехнологий возраст ребёнка – не показатель саморазвития. Показателем саморазвития может быть только умение личности каждого ребёнка самообучаться.
Более того, любая тема общей идеи дня определяется одним из принципов психологии этнодидактики – свободы выбора.
Этносемейный метод уважения свободы выбора
Что даёт свобода выбора в понимании психологии этнодидактики?
Во-первых, принцип свободы объекта изучения, исследования в ходе когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности ребёнка.
Во-вторых, принцип свободы от учительского навязывания шаблонов, объёма и содержания академических знаний и приобретения собственного опыта познания самообучающейся личностью ребёнка.
В-третьих, принцип свободы выбора темпа самообучения личности ребёнка.
И наконец, самообучающаяся личность этнопедагога-дидакта, родителя развивается по принципу – совершенство не знает границ.
Заключение
Резюмируя вышеизложенное, можно подвести некоторый итог.
Этнопедагог-дидакт должен владеть, во-первых, этносемейным методом организации когнитивно-образовательной деятельности личности каждого ребёнка.
Во-вторых, этносемейным методом коллективного каблюдения.
В-третьих, этносемейным методом информационного восприятия.
И наконец, этносемейным методом уважения свободы выбора личности каждого ребёнка.
Свежие комментарии