Психический рост ребёнка зависит от среды и свободы
М. Монтессори
Психика определяет структуру мышления личности ребёнка в силу того, что она отражает окружающую среду, сознание, эмоции и волевые качества.
Когнитивно-образовательная деятельность, по сути своей, является интеллектуальной, образовательной, отвечающей на ключевые вопросы.
- Что узнавать?
- Зачем узнавать?
- Как узнавать?
- Каким образом применить в жизненной, повседневной практике?
Возможно, поэтому бытует мнение, что отсутствие интеллекта затрудняет социализацию личности, и исключает её географическую мобильность.
Психика определяет структуру мышления ребёнка в ходе словесно-речевых процессов
Следует заметить, что М.А. Холодная в своих исследованиях «понятийного мышления» доказала, что словесно-речевые процессы выступают в качестве органичного компонента понятийной познавательной деятельности, без учёта которого в принципе оказывается невозможным уяснение особенностей психической организации концептуальных (понятийных) структур, механизмов их генеза.
Ряд учёных (Е.И. Бойко, М.М. Кольцова, Н.И. Чуприкова и др.) доказали в своих психофизиологических исследованиях преобразования «материала» прямого чувственного отражения невозможны без подключения словесных знаков.
Таким образом, речевая деятельность базируется на большом объёме словарного запаса ребёнка.
Психика определяет структуру мышления ребёнка в ходе рассудительно-мыслительного процесса
Именно слово как знак, определяет особенности организации рассудительно-мыслительного процесса в сознании самообучающейся личности ребёнка.
Часто педагоги недоумевают, почему ребёнок из этносреды так долго думает, хотя видно, что он понимает информацию. Им невдомёк, что в сознании ребёнка происходит огромная рассудительно-мыслительная работа. Именно в сознании ребёнка актуализируются словесно-речевые связи, которые включают процесс генерации, резко увеличивая, тем самым, количество возможных семантических комбинаций, но на родном языке.
Ну, как этому маленькому человечку из тундры быстро и чётко по-русски изложить свои мысли или сформулировать свои вопросы?
Может быть, в этот момент личность каждого ребёнка думает именно о том, как сказать так, чтобы учитель его понял. Но эгоцентризм учителя не позволяет ему принять позицию ребёнка.
Именно по этой причине любое новое математическое понятие в этнопособии вводится в процессе диалога персонажей. Потому что только в процессе спора словесно-речевые структуры работают с максимальной нагрузкой (М.А. Холодная).
Психика определяет структуру мышления ребёнка в ходе правильно выстроенного диалога
Напомню, в содержании этнопособия самообучения математике «Занимательная математика для северян» так выстроены диалоги, чтобы ребёнок не мучился над вопросом – поймёт ли меня учитель.
Потому что, если ребёнок не так выразил свою мысль, то может сослаться на персонажей, автор как бы даёт ребёнку «подушку безопасности», чтобы учитель не посмел разрушить его хрупкий «хрустальный» мир личностного восприятия объективной действительности, в которой переплетена паутина жизненных дорог.
О таких жизненных распутьях и поёт в своей песне Андрей Макаревич: «Впереди – крутой поворот, позади – обманчивый лёд!».
Вот и получается, что ребёнку надо смело и ответственно идти вперёд, а чтобы вписаться в крутой поворот, ему надо быть комплексно развитой самообучающейся личностью.
Ниже будет представлена схема формирования этого комплексного развития самообучающейся личности школьника – задачи № 1 для школьных учителей, которым родители доверили своё ЧУДО!
Заключение
В качестве заключения я привела схему комплексного детского саморазвития.
Как видно из схемы, что эта триединая задача формирования и развития самообучающейся личности школьника в ходе её когнитивно-образовательной деятельности решаема только в процессе коммуникативно-регулятивного сотрудничества педагогов, родителей и самих школьников.
Свежие комментарии