Гармоничное коммуникативно-регулятивное сотрудничество триады субъектов когнитивно-образовательной деятельности является ключевым условием успеха.
В данной статье даётся анализ конкретной личностно-интеллектуальной ситуации самообучения детей дошкольного возраста с 3 до 6 лет.
Когнитивно-образовательной целью была сформулирована подготовка детей дошкольного возраста к личностно-интеллектуальному процессу самообучения в школьной среде. Иными словами, не было цели — научить детей считать, читать и писать. Именно с помощью метода тройного стимула вооружить деток интеллектуальными инструментами самообучения.
Данную цель стратегической Программы организации самообучения мы достигли с помощью чётких выполнений следующих задач:
Во-первых, создали средовые условия для организации когнитивно-образовательной деятельности детей в возрасте от 2,5 до 6,5 лет – локализация, согласно естественно-научным направлениям: Астрономия (космос), Анатомия человека, Ботаника (растительный мир), Зоология (животный мир), Биология, Физика, Химия, География, Геометрия, Математика, Арифметика. Данная средовая локализация естественнонаучной базы академических знаний является основой осознанного чтения, письма и счёта с помощью обогащения и активизации лексико-грамматического словаря каждого ребёнка.
Что делает личностно-интеллектуальная среда самообучения?
- Обогащает область подсознания.
- Формирует пространственную ориентацию.
- Формирует ориентировку во времени.
Во-вторых, предметно-дидактическая преемственность динамики возрастного развития: дошкольник → школьник осуществлялась по закону естественного развития личности ребёнка по быстро сменяемым этапам: «уровень актуального развития» → «зона ближайшего развития». Формируются ключевые компетенции, с одной стороны, ЗНАНИЯ (Что это? Кто это?) – «зона ближайшего развития». С другой стороны, ОПЫТ (знаю КАК?) – «уровень актуального развития».
В-третьих, требования ФГОС комплексно реализовывались с помощью набора сенсомоторных дидактических материалов М. Монтессори на основе ключевых принципов «Психологии школьной этнодидактики» по закону цикличности:
Д Е Й С Т В И Я стимулируют Ч У В С Т В А высвобождают Д Е Й С Т В И Я.
Разработаны авторские методики З.Н. Ичин-Норбу:
- Русский язык.
- «Звукобуквенный квадрат»;
- «Рукавички»;
- «Домик»;
- «Ромашка»;
- «Слоговый квадрат»;
- «Ребусный словарик»;
- Мини-книжка «Мой словарик».
- Арифметика.
Когнитивно-образовательная цель – составление авторских числовых примеров (равенств), уравнений, числовых неравенств, текстовых задач. Кузьмин С. (7 лет) легко научился выполнять сложение и вычитание не только положительных, но и отрицательных чисел на числовой оси. Он научилась отмечать точки на координатной плоскости, ориентируясь на координаты точек. А также легко научилась определять координаты вершин параллелограмма на координатной плоскости. Все дети научились с помощью «дециметровых штангов» измерять длину, высоту и ширину класса в дециметрах, и вычислять периметр, площадь и объём классной комнаты. Благодаря Монтессори-материалам «Банк Золотых материалов», дети легко переводили 1 метр в 10 дм, в 100 см, в 1000 мм. Любая информация из естественно-научной области была направлена на осознанное понимание: «столько же…», «на … больше», «на … меньше», «на … короче», «на … длиннее», «на … выше», «на … ниже», «на … теплее», «на … холоднее», «на … тяжелее», «на … легче», «на … толще», «на … тоньше», «на … быстрее», «на … медленнее», «на … старше», «на … моложе».
Когнитивная составляющая – познавательная активность личности ребёнка на основе её любопытства в сфере людских отношений и любознательности: Что? Кто? Зачем? Почему? Откуда? Как? Куда? И т.д.
Образовательная составляющая – формирование логики, речевого мышления, мыслительной речи, памяти: механической, вербально-смысловой, зрительно-смысловой, тактильно-моторной, опорно-двигательной (моторной), знаково-образной, ассоциативной, эмоциональной, конкретно-ситуативной и т.д.
- «Точечные кубики»;
- «Числовые кубики».
Каковы результаты работы Школы дошколят «ТРИАДА»?
Ноябрь (6 дн.) + Декабрь (19 дн.) + Январь (10 дн.) + Февраль (19 дн.) + Март (21 дн.) + Апрель (10 дн.) = 85 дней или 18 учебных недель. Если учесть что Программа обучения в первом классе рассчитана на 165 часов или 33 учебные недели.
ЧТЕНИЕ
Из 100 % детей – 20 %; 80 % — дети, не умеющие читать.
Рассмотрим сравнительно-наглядную таблицу.
10 % закончили изучение «Букваря» за 40 дней со скоростью чтения 16 слов в минуту, а ещё 10 % — за 35 дней со скоростью чтения 26 слов в минуту. Семилетний Семён за 2 месяца продемонстрировал следующую динамику скорости чтения: 32 слова в минуту → 38 → 46 → 68 → 76.
20 % дошколят 3-4 года за первое занятие по «Букварю» прочитали 13 страниц.
+ |
СЕНСОМОТОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Всех детей интересует тема «ПРОФЕССИИ».
ИНТЕЛЛЕКТ
Целеполагание (100 %), планирование действий (100 %) и положительный результат показали все 100 %.
Ум (интеллект) ребёнка насыщают позитивные, воодушевлённые и мотивирующие МЫСЛИ.
РЕЧЕВОЕ МЫШЛЕНИЕ
Логика рассуждений (100 %), формулировка суждений (100 %.) и формулировка умозаключений (100 %).
+ | + | + |
МЫСЛИТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ
Чтение (80 %), письмо (80 %), счёт и арифметические действия (100 %), активный категориальный словарь (100 %).
ПАМЯТЬ
Зрительная (цвет, форма, объём) — 100 %,
ориентировка в пространстве — 100 %,
слуховая (гласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные) — 100 %, тактильная память (качество поверхности, температура, вес).
ВОЛЯ
самодисциплина (100 %), самоорганизация (100 %), умение считаться с чужим выбором (100 %), умение договариваться (100 %).
НЕДЕЛЬНАЯ ПЛОТНОСТЬ
КОГНИТИВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ
(акценты)
Понедельник – акцент на формирование языковых компетенций: звукопроизношение, грамматика, лексика русского языка.
Вторник — акцент на формирование логики, математического, вербально-смыслового мышления. Шахматы и «Судоку».
Среда — акцент на формирование философских рассуждений, духовно-нравственных норм поведения – «социальная ситуация развития». Формирование представление о себе и других на основе житейских ситуаций и отечественной литературы. В ходе чтения, обсуждения и бесед ребёнок, как личность, приобретает УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ. Это означает, что он испытывает чувство собственной значимости, ценности и гордости.
Четверг — акцент на формирование языковых компетенций: звукопроизношение, грамматика, лексика русского, английского языков.
Пятница — акцент на формирование логики, математического, вербально-смыслового мышления. Шахматы и «Судоку».
Безусловно, каждый день ребёнок САМООБУЧАЕТСЯ!!!
Это значит, во-первых, он учится чётко и ясно формулировать цель путём её вербализации. Во-вторых, он индивидуализирует собственную цель. В-третьих, понимает стабильность своей каждодневной цели, благодаря технологии личностно-интеллектуального процесса самообучения. И наконец, у ребёнка формируются базово-знаниевые компетенции – это результат самоанализированных ошибок (опыт) в сжатом, концентрированном виде.
Сделайте всё возможное с Вашей стороны, а всё невозможное сделает БОГ!!!
Dear reader!
Judging by your emotional email, you agree with the contents of my article?
What exactly are you excited about in my article?