Три фундаментальные характеристики личностно-интеллектуального процесса самообучения — это общекультурно-образовательная ТРИАДА, на которой базируется личность.
Человечество любит язык противоположностей
Джон Дьюи
Три составляющие личностно-интеллектуального процесса самообучения ребёнка играют фундаментальную роль в школьном образовании России.
Представим некую схему личностно-интеллектуального процесса самообучения, базирующуюся на трёх составляющих образования.
Межкультурная коммуникация
Этнокультурный социум – среда, где ребёнок уже сформировался как личность перед тем, как обучаться в школе.
Надо полагать, что школьная среда — это и есть та среда, в которой детям разной национальности, различных этносов предстоит общаться и взаимодействовать. В данном случае на первый план выходит проблема межкультурной коммуникации, которая базируется:
- на хорошем знании структуры русского языка и владении им;
- на общей закономерности этнических языков, которая образует некое ядро для взаимопонимания: жесты, сленги, мимика, мультфильмы и т.д.;
- на интересе к другой этнической культуре.
Как бы там ни было, сколько бы педагоги не игнорировали, но никак нельзя исключать факт СТРЕССА ребёнка, выросшего в другой этнической культуре.
В новой межкультурной школьной среде личности ребёнка вновь приходится испытывать базовые факторы выживания такие как:
- страх, как нормальную реакцию организма;
- физико-географические условия района выживания. Данный фактор особенно актуален для детей из южных широт, которые попали в условия Крайнего Севера;
- отсутствие активной позиции, которая не может сразу проявиться у детей.
Межвозрастная преемственность поколений
Межвозрастная (межколенная) преемственность, когда:
- не только педагог, но и все взрослые, окружающие ребёнка должны быть связующим звеном прошлого, настоящего и будущего времени самообразования и саморазвития личности.
- каждый возраст детского развития прекрасен по-своему и потому надо относиться к нему не как к чему-то ужасному, а как к старту перед прыжком в новый рубеж саморазвития. И не надо бояться возрастного кризиса, поскольку он и есть главный показатель уже «созревших» особенностей актуального возраста.
- Для взрослых он является индикатором взросления, потому что каждый родитель взрослеет вместе с ребёнком и этим он должен быть благодарен ему. Потому что, по сути своей, взрослый, а не ребёнок, является дополнением к жизни ребёнка.
- Возрастной кризис — это тот самый сигнал, предупреждающий родителей и педагогов о необходимости смены методов, форм общения и взаимодействия с ребёнком.
Междисциплинарный интеллект
Междисциплинарный интеллект позволяет воспринимать объективный мир целостно и в динамике его развития. Поскольку междисциплинарный интеллект – это система научных знаний, то он и является основой мировоззрения, миропонимания личности школьника в его целостности.
Следует заметить, что в этнодидактическом пособии самообучения математике диалог Уйбачи (брата) и Мати (сестры) подготавливают школьника к осмысленному восприятию содержания математического этноматериала через их активный диалог, который на самом деле является рационально организованным мыслительным актом, когда читатели незаметно для себя включаются в личностно-интеллектуальный процесс самообучения.
К этому следует добавить, что личностно-интеллектуальный процесс самообучения в ходе эксперимента был построен с учётом социокультурного опыта ребёнка, как единства трёх видов опыта (А.Н. Леонтьев):
- врождённого,
- индивидуального, надстраивающегося над врождённым,
- социального.
Таким образом, ещё одно подтверждение тому, что школьник становится значимым для общества, а значит, самообучающейся личностью, имеющей внутреннюю свободу, которую не может иметь ученик. Более того, самообучающаяся личность школьника склонна совершать деятельность экспромтом, когда каждый этап личностно-интеллектуального процесса самообучения реализуется на основе программы, оперативно порождаемой самой самообучающейся личностью, как деятелем.
Ученик — объект учебно-воспитательного процесса
Излагая эту же мысль другими словами, можно сказать, что ученик в учебно-воспитательном процессе находится в ситуации усвоения, то есть приобретаемый им опыт не открывается им самим, а получается в готовом виде от учителя, как носителя культуры и информации. В то время как самообучающаяся личность школьника находится в ситуации исследования, когда она самостоятельно обрабатывает приобретаемый опыт, добиваясь соответствия его особенностям восприятия, памяти и мышления, исходного уровня знаний и умений для осуществления подготовки всех остальных структурных моментов познавательного компонента усвоения.
Следовательно, поэтапность личностно-интеллектуального процесса самообучения создаёт условия для того, чтобы самообучающаяся личность школьника как субъект познания самостоятельно приобретала определённый опыт.
Социализация личности ребёнка
Более того, в личностно-интеллектуальном процессе самообучения должна учитываться социализация. Социализация — это освоение социальных норм и ролей, приобретения социальных установок самообучающейся личности. Между тем, социокультурная адаптация самообучающейся личности ребёнка формирует её социальный и национальный характер. Потому что личность ребёнка является типичного членом той или иной общности, в которой формируются и развиваются этнопсихологические особенности.
В ходе личностно-интеллектуального процесса самообучения в центре интеллектуального, психического и личностного развития самообучающейся личности рассматривается проблема её:
- активности (деятельности),
- самосознания, формирования человеческого «Я»,
- творчества личности,
- борьбы мотивов,
- воспитания индивидуального характера,
- способностей, личностного выбора,
- самореализации,
- бесконечного поиска смыслообразующей составляющей в жизни.
Знаниевая компетенция
В личностно-интеллектуальном процессе самообучения система научных знаний, умений их применять на практике являются средством достижения цели интеллектуального, психического и личностного развития, а социальная среда источником триединого развития. Следует напомнить, что система научных знаний и умение их применять на практике представляет собой не что иное, как знаниевую компетенцию.
Итак, задачей личностно-интеллектуального процесса самообучения личности школьника является формирование:
- базовой культуры её самоопределения,
- понимание самоценности человеческой жизни,
- её индивидуальности и неповторимости (А.Г. Асмолов, А.В. Петровский).
Самообучающаяся личность может позволить преодолеть отчуждение и, обеспечить её деятельностное включение в новое социально-экономическое условие жизни в обществе.
Разумеется, личностно-интеллектуальный процесс самообучения личности школьника в её когнитивно-образовательной деятельности может быть только составной частью всего школьного образования.
Трекбеки/Пинги