Мотивация является актом самоопределения ребёнка в личностно-интеллектуальном процессе самообучения в ходе когнитивно-образовательной деятельности.
Компетентность предполагает наличие у индивида
внутренней мотивации к качественному осуществлению
профессиональной деятельности,
присутствие профессиональных ценностей и
отношение к своей профессии как ценности
Н.П. Тропникова, Т.Ю. Угринова, В.О. Королёва
В ходе отчётов об успеваемости за полугодие и за год администрация Хатангской средней школы-интерната, как правило, обвиняет именно школьников в том, что у них низкая мотивация к учению, потому что они плохо обучаемы.
В данных в своих высказываниях, рассуждениях и утверждениях они глубоко не этичны. Потому что, в ходе эксперимента школьники показали обратное. Они, скорее всего, думали не о том, чтобы получить знания ради оценки, а были движимы мотивом когнитивно-образовательной деятельности — Что это? Зачем это? Как это делается?

Мотив, как правило, имеет две функции: побудительную и смыслообразующую.
Не зависимо от того, представителем какой группы являются, они с одинаковым интересом и азартом занимались математикой. Они легко составляли к уравнениям тексты задач, научившись составлять и решать числовые выражения, в чём и проявилась предметная преемственность, как показатель, с одной стороны, процесса самообучения, с другой – проявления эффективности этнодидактического обучения в целом.
Очень важно также учитывать психологические условия усвоения понятия, формирования когнитивно-образовательной деятельности личности школьника, во-первых, формирование мотивации, которая зависит от содержания этнодидактического пособия. Само содержание этноматериала по математике заинтриговал школьников, с одной стороны, дети долганского этноса с неподдельным интересом наблюдали за рассуждениями своих родителей, педагогов, работников школы. Взрослые настолько поглощались в этнокультурную среду, что в какой-то момент они забывали про свою функцию – только читать вслух и в темпе, потому что текстовый объём этноматериалов по математике очень велик, 68 страниц. Но самое главное, взрослые своей естественной включённостью в когнитивно-образовательную деятельность, на самом деле, стимулировали мотивацию школьников. Именно по этой причине экспериментатор не вмешивался в личностно-интеллектуальный процесс самообразования и самообучения взрослых.
Таким образом, подтвердилась гипотеза о том, что только самообучающаяся личность взрослого может стимулировать когнитивно-образовательную деятельность личности школьника.
В этой связи необходимо напомнить, что ключевая цель интеллектуальной программы «ситуативная конкретика» заключалась в социальной природе усвоения новых академических знаний, когда на основе «житейского понятия» формируется «научное понятие» как процесс поступательного преобразования когнитивно-образовательных действий, а понятия как продукта этого процесса.
Кроме того, в этнопособии рассматриваются темы школьной математики, которые, как показала многолетняя педагогическая практика, всегда вызывают затруднения у учащихся 5-11 классов. Если понятия «обыкновенная дробь», «процент», «десятичная дробь», не будут усвоены адекватно, то школьники будут испытывать трудности при изучении алгебры: «алгебраические дроби», «правила действий со степенями», «действия с корнями», «арифметическая и геометрическая прогрессии», «логарифм», «производная», «интеграл» и т.д.
Принято считать, что наглядность является условием доступности содержания. Что может быть нагляднее собственного житейского опыта?
Обучение по этнодидактическому пособию происходит без заучивания, но с прочным смысловым запоминанием, потому что занимательный житейский сюжет стимулировал их воображение и создавал психологический комфорт. Поскольку содержание этноматериала по математике построено на предметах, хорошо знакомых школьникам по принципу родовое понятие и видовое понятие, как часть родового понятия: жилище и балок, мясо и оленина, одежда и парка, обувь – унты и т.д. А также выполнен постепенный переход от «ситуативной конкретики» к «опорному сигналу» и «листу самоконтроля», то есть переход от практических, реальных действий школьника к символическим записям (материализация действия). При этом все выполняемые операции и все используемые величины постоянно формулируются в русскоязычной речи.
В качестве доказательства вышесказанному приведём сравнительную таблицу, где отражены показатели предметной преемственности, эффективности и самообучения интегрирующим основанием которых является формирование самообучающейся личности школьника.
Таблица предметной преемственности,
эффективности обучения и самообучения
Ступень школьного образования | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||||||||
Монокультурная среда (долганоязычная) | Поликультурная среда
(русскоязычная) |
Монокультурная среда (долганоязычная) | Поликультурная среда
(русскоязычная) |
|||||||||
Коэф.
преемств |
Коэф.
эффект. |
Коэф. само
обуч |
Коэф.
преемств |
Коэф.
эффект. |
Коэф. само
обуч |
Коэф.
преемств |
Коэф.
эффект. |
Коэф. само
обуч |
Коэф.
преемств |
Коэф.
эффект. |
Коэф. само
обуч |
|
Начальная школа | 86 % | 90 % | 83 % | 72 % | 93 % | 77 % | 21 % | 29 % | 59 % | 26 % | 33 % | 14 % |
Основная школа | 96 % | 97 % | 77 % | 91 % | 90 % | 73 % | 54 % | 56 % | 25 % | 39 % | 23 % | 16 % |
Совокупность показателей
преемственности, восприятия и самообучаемости
Из сводной таблицы и диаграммы видно, что показатели предметной преемственности и осознанного, осмысленного восприятия у пятиклассников из этносреды выше, как и должно быть согласно их возрастным особенностям развития.
Но в тоже время, интересен факт высокого уровня самообучаемости четвероклассников из этносреды, показатель которого у четвероклассников выше, чем у пятиклассников. Видимо, сказалась продуктивность коммуникативно-регулятивного сотрудничества взрослых и детей.
А вот в поликультурной среде жизнедеятельности, где не было полноценного коммуникативно-регулятивного сотрудничества, у четвероклассников показатели восприятия и самообучаемости выше, чем у пятиклассников. Но у пятиклассников из этносреды, из полисреды показатель предметной преемственности выше, чем у четвероклассников в силу их возрастных особенностей.
К этому следует добавить, что в ходе формирующего (обучающего) эксперимента изучалась динамика интересов, их развития, распада и перемещения в ходе самообучения на материалах этнодидактического пособия. Нас интересовали, во-первых, интерес, как акт самоопределения, который связан с конкретностью содержания этнодидактического пособия самообучения математике. Во-вторых, качество самообразования и самообучения, которые могли бы повлиять на динамику интересов. В-третьих, реализация способностей рассуждать, проверять на истинность свои высказывания, умение делать выводы, обобщая увиденное, прочитанное, сказанное, выслушанное, оспоримое, абстрагируясь от второстепенного и выделяя ключевое, существенное, овладевая тем самым системой теоретического знания. Стимулом формирования вышеописанных способностей послужил замысел разработки этнопособия, когда конкретный описательный и повествовательный этноматериал запустил механизм логической структуры мысли.
1 Комментарий