Выбрать страницу
0
(0)
Примерное время на чтение статьи: 3 минуты

Мотивация является актом самоопределения ребёнка в личностно-интеллектуальном процессе самообучения в ходе когнитивно-образовательной деятельности.

Компетентность предполагает наличие у индивида

внутренней мотивации к качественному осуществлению

профессиональной деятельности,

присутствие профессиональных ценностей и

отношение к своей профессии как ценности

Н.П. Тропникова, Т.Ю. Угринова, В.О. Королёва

В ходе отчётов об успеваемости за полугодие и за год администрация Хатангской средней школы-интерната, как правило, обвиняет именно школьников в том, что у них низкая мотивация к учению, потому что они плохо обучаемы.

В данных в своих высказываниях, рассуждениях и утверждениях они глубоко не этичны. Потому что, в ходе эксперимента школьники показали обратное.  Они, скорее всего, думали не о том, чтобы получить знания ради оценки, а были движимы мотивом когнитивно-образовательной деятельности — Что это? Зачем это? Как это делается?

2016-04-19_14-33-50

Мотив, как правило, имеет две функции: побудительную и смыслообразующую.

Не зависимо от того, представителем какой группы являются, они с одинаковым  интересом и азартом занимались математикой. Они легко составляли к уравнениям тексты задач, научившись составлять и решать числовые выражения, в чём и проявилась предметная преемственность, как показатель, с одной стороны, процесса самообучения, с другой – проявления эффективности этнодидактического обучения в целом.

Очень важно также учитывать психологические условия усвоения понятия, формирования когнитивно-образовательной деятельности личности школьника, во-первых, формирование мотивации, которая зависит от содержания этнодидактического пособия. Само содержание этноматериала по математике заинтриговал школьников, с одной стороны, дети долганского этноса с неподдельным интересом наблюдали за рассуждениями своих родителей, педагогов, работников школы. Взрослые настолько поглощались в этнокультурную среду, что в какой-то момент они забывали про свою функцию – только читать вслух и в темпе, потому что текстовый объём этноматериалов по математике очень велик, 68 страниц. Но самое главное, взрослые своей естественной включённостью в когнитивно-образовательную деятельность, на самом деле, стимулировали мотивацию школьников. Именно по этой причине экспериментатор не вмешивался в личностно-интеллектуальный процесс самообразования и самообучения взрослых.

Таким образом, подтвердилась гипотеза о том, что только самообучающаяся личность взрослого может  стимулировать когнитивно-образовательную деятельность личности школьника.

В этой связи необходимо напомнить, что ключевая цель интеллектуальной программы «ситуативная конкретика» заключалась в социальной природе усвоения новых академических знаний, когда на основе «житейского понятия» формируется «научное понятие» как процесс поступательного преобразования когнитивно-образовательных действий, а понятия как продукта этого процесса.

Кроме того, в этнопособии рассматриваются темы школьной математики, которые, как показала многолетняя педагогическая практика, всегда вызывают затруднения у учащихся 5-11 классов. Если понятия «обыкновенная дробь», «процент», «десятичная дробь», не будут усвоены адекватно, то школьники будут испытывать трудности при изучении алгебры: «алгебраические дроби», «правила действий со степенями», «действия с корнями», «арифметическая и геометрическая прогрессии», «логарифм», «производная», «интеграл» и т.д.

Принято считать, что наглядность является условием доступности содержания. Что может быть нагляднее собственного житейского опыта?

Обучение по этнодидактическому пособию происходит без заучивания, но с прочным смысловым запоминанием, потому что занимательный житейский сюжет стимулировал их воображение и создавал психологический комфорт. Поскольку содержание этноматериала по математике построено на предметах, хорошо знакомых школьникам по принципу родовое понятие и видовое понятие, как часть родового понятия: жилище и балок, мясо и оленина, одежда и парка, обувь – унты и т.д. А также выполнен постепенный переход от «ситуативной конкретики» к «опорному сигналу» и «листу самоконтроля», то есть переход от практических, реальных действий школьника к символическим записям (материализация действия). При этом все выполняемые операции и все используемые величины постоянно формулируются в русскоязычной речи.

В качестве доказательства вышесказанному приведём сравнительную таблицу, где отражены показатели предметной преемственности, эффективности и самообучения интегрирующим основанием которых является формирование самообучающейся личности школьника.

Таблица предметной преемственности,

эффективности обучения и самообучения

Ступень школьного образования Экспериментальная группа Контрольная группа
Монокультурная среда (долганоязычная) Поликультурная среда

(русскоязычная)

Монокультурная среда (долганоязычная) Поликультурная среда

(русскоязычная)

Коэф.

преемств

Коэф.

эффект.

Коэф. само

обуч

Коэф.

преемств

Коэф.

эффект.

Коэф. само

обуч

Коэф.

преемств

Коэф.

эффект.

Коэф. само

обуч

Коэф.

преемств

Коэф.

эффект.

Коэф. само

обуч

Начальная школа 86 % 90 % 83 % 72 % 93 % 77 % 21 % 29 % 59 % 26 % 33 % 14 %
Основная школа 96 % 97 % 77 % 91 % 90 % 73 % 54 % 56 % 25 % 39 % 23 % 16 %

2016-04-19_14-35-33Совокупность показателей

преемственности, восприятия и самообучаемости

Из сводной таблицы и диаграммы видно, что показатели предметной преемственности и осознанного, осмысленного восприятия у пятиклассников из этносреды выше, как и должно быть согласно их возрастным особенностям развития.

Но в тоже время, интересен факт высокого уровня самообучаемости четвероклассников из этносреды, показатель которого у четвероклассников выше, чем у пятиклассников. Видимо, сказалась продуктивность коммуникативно-регулятивного сотрудничества взрослых и детей.

А вот в поликультурной среде жизнедеятельности, где не было полноценного коммуникативно-регулятивного сотрудничества, у четвероклассников показатели восприятия и самообучаемости выше, чем у пятиклассников. Но у пятиклассников из этносреды, из  полисреды показатель предметной преемственности выше, чем у четвероклассников в силу их возрастных особенностей.

К этому следует добавить, что в ходе формирующего (обучающего) эксперимента изучалась динамика интересов, их развития, распада и перемещения в ходе самообучения на материалах этнодидактического пособия. Нас интересовали, во-первых, интерес, как акт самоопределения, который связан с конкретностью содержания  этнодидактического пособия самообучения математике. Во-вторых, качество самообразования и самообучения, которые могли бы повлиять на динамику интересов. В-третьих, реализация способностей рассуждать, проверять на истинность свои высказывания, умение делать выводы, обобщая увиденное, прочитанное, сказанное, выслушанное, оспоримое, абстрагируясь от второстепенного и выделяя ключевое, существенное, овладевая тем самым системой теоретического знания. Стимулом формирования вышеописанных способностей послужил замысел разработки этнопособия, когда конкретный описательный и повествовательный этноматериал запустил механизм логической структуры мысли.

 

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.