- Главная
- /
- Психология школьной этнодидактики
- /
- Образовательные стратегии
- /
- Личностно-интеллектуальная среда самообучения
Личностно-интеллектуальная среда самообучения анализируется на основе результатов экспериментов на Таймыре и в Москве.
Ребёнок должен научиться подчиняться чужой воле более,
нежели своей
Мария Монтессори
Ключевые идеи по организации личностно-интеллектуальной среды самообучения
В ходе психолого-этнопедагогического эксперимента:
1) дошколят городских детских садов в условиях чума;
2) дошколят из тундры в городских условиях жизнедеятельности.
Дошколята составили разновозрастную группу, в результате чего возникли ключевые идеи.
Первая идея создания личностно-интеллектуальной среды самообучения
Цель – создать разновозрастную группу дошколят в возрасте от 1,7 до 6 лет.
Условия:
- с разновозрастной группой взаимодействует только один педагог-экспериментатор.
- родители только наблюдают за действиями детей.
Вторая идея создания личностно-интеллектуальной среды самообучения
Цель — организовать коммуникативно-регулятивное сотрудничество.
Условия:
- определены три субъекта когнитивно-образовательной деятельности:
родитель + педагог-экспериментатор + ребёнок.
- родители внимательно наблюдают за тем, как педагог-экспериментатор демонстрирует работу с сенсомоторным дидактическим материалом М. Монтессори.
- педагог-экспериментатор наглядно показывает двухступенчатую технологию личностно-интеллектуального процесса самообучения.
Третья идея создания личностно-интеллектуальной среды самообучения
Цель — создать личностно-интеллектуальную среду самообучения, согласно требованиям, заявленным ФГОС.
Условия самообучения личности каждого ребёнка
- Личностно-интеллектуальная среда.
- Коммуникативно-регулятивное сотрудничество педагогов, родителей и детей.
- Когнитивно-образовательная деятельность самообучающейся личности ребёнка.
Факторы формирования самообучающейся личности ребёнка
- Самоопределение личности ребёнка в выборе для изучения предмета когнитивно-образовательной деятельности.
- Умение соблюдать интеллектуальный порядок: взял дидактический материал → сенсорно изучил его содержание → вернул на место – это правило № 1, которое реализует принцип коллективного порядка.
- Уважение выбора дидактического материала другой личностью и ждать, когда освободится материал – это правило № 2.
- Соблюдать тишину во время занятия – правило № 3, потому что интеллект формируется в тишине, подчиняясь воле личности.
Компетенции самообучающейся личности каждого ребёнка
- Самостоятельное приобретение знаний.
- Высокий уровень концентрации внимания, характеризуемый умением наблюдать, сравнивать и запоминать.
- Самостоятельная рассудительно-мыслительная деятельность личности ребёнка, движимая любознательностью и сообразительностью личности ребёнка.
Социализация ребёнка как социальное взаимодействие в команде
Детская социализация — это, с одной стороны, умение детей взаимодействовать в социокультурной личностно-интеллектуальной среде самообучения.
С другой стороны, их умение общаться с людьми из окружающей реальности, излагая свои мысли грамотно, ясно и понятно для других, чтобы быть понятым и уметь понимать других.
Кроме того, скорость процесса социализации личности ребёнка находится в прямой зависимости от доступности и выполнимости правил поведения в детском социуме. Приведём эти три правила поведения личности ребёнка в личностно-интеллектуальной среде самообучения.
Правила коммуникативно-регулятивного сотрудничества
Правило № 1. Обучаюсь сам
- Дидактический материал выбрать.
- Самостоятельно изучить.
- Поставить на место.
Восприятие человеком внешней среды, как и любая область научного знания, имеет свою историю и грани исследований конкретных авторов:
- условные рефлексы — И.П. Павлов,
- влияния подсознания на деятельность человека — З. Фрейд,
- высшие психические функции — Л.С. Выготский.
Всевозможные практические упражнения на формирование логической структуры речевого мышления и мыслительной речи способствуют образованию прочных и осмысленных знаний, которые и составляют опыт приобретения знаний, умений принимать решения.
Правило № 2. Уважаю выбор других
Если заинтересовался дидактическим материалом, а его уже кто-то изучает, то молча наблюдать и ждать, сложив руки за спину.
Между тем, психическая деятельность в разных социальных взаимодействиях определяется степенью самооценки, которая находится в полной зависимости от сознания ребёнка как личностного качества.
Потому что «позитивная самооценка» (Р. Бернс, У. Джемс) ребёнка проявляется в сознательных суждениях его «личности» (К. Роджерс), в которых он практикуется сформулировать свою социально-личностную значимость.
Как следует из вышесказанного, составляющие всей системы оценочных представлений, образов поведения и оценок для социализации личности ребёнка (Л.С. Выготский) играют наиважнейшую роль в личностно-интеллектуальном процессе его самообучения.
Правило № 3. Мысль рождается в тишине.
Свободный выбор предмета исследования уже дисциплинирует ум личности ребёнка, для которой необходима тишина в классе.
Однако правила эти выполнимы, если есть чёткая грамотно структурированная среда самообучения, которая состоит из нескольких зон.
Сегменты личностно-интеллектуальной среды самообучения
Окружающая среда
животный, растительный и водный миры (ботаника, биология и зоология); анатомия человека; астрономия; география; физика; химия.
Пятилетняя Лаура К. обводит каждую деталь дерева, изучает её и подписывает её не просто печатными буквами, а прописными. Когда у неё не получается прописная буква, она берёт брошюрку по отработке написания буквы, тренируется и только потом возвращается к изучению дерева. Такие упражнения не только тренируют мелкую моторику, но и путём пояснения незнакомых слов, формирует речевое мышление и мыслительную речь ребёнка. Вот почему каждый ребёнок понимает, что детский ум формируется в тишине
Время
ПРОСТРАНСТВО: ориентация в пространстве.
Математика
- счёт и каллиграфия цифр;
- сравнение;
- сложение;
- умножение;
- вычитание;
- деление;
- арифметическая прогрессия.
- ЛОГИКА и МЫШЛЕНИЕ.
- ГЕОМЕТРИЯ: геометрические фигуры и тела.
- ГРАММАТИКА: звукобуквенный анализ слова. ЛЕКСИКА: пополнение активного словаря ребёнка.
- РАЗВИТИЕ РЕЧИ: фонематическое восприятие. ЧТЕНИЕ.
Пятилетний Игорь начал с изучения геометрических тел, затем, перешёл к счёту «чипсов», сопоставляя их количество со знаком — цифрой
Рабочий сегмент
Рабочий сегмент — это учебные принадлежности, стойки-портфели организуют когнитивно-образовательную деятельность ребёнка.
КРУГОВОЕ ПРОСТРАНСТВО СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ СИТУАЦИИ САМОРАЗВИТИЯ личности каждого ребёнка.
Помимо наличия научно-сегментированного образовательного пространства , необходима технология самообучения личности ребёнка.
Трёхэтапная технология самообучения в пространстве
1-ый этап – самоопределение в предмете когнитивно-образовательной деятельности.
2-ой этап — свободный выбор дидактического материала.
3-ий этап — двухступенчатая структура познания:
1) диалог педагога и ребёнка, в ходе которого ребёнок тренируется (упражняется) в алгоритме определённых действий;
2) самоконтроль и взаимоконтроль знаниевых компетенций.
Между тем, любая технология должна иметь набор дидактических инструментарий.
Заключение
Итак, процесс самообучения личности ребёнка возможен:
1) при наличии личностно-интеллектуальной среды;
2) в ходе коммуникативно-регулятивного сотрудничества триады субъектов когнитивно-образовательной деятельности;
3) при наличии чёткой и доступной технологии самообучения;
4) хорошо подобранного набора сенсомоторных дидактических материалов для самообучения.
Excuse me, but I really don’t understand you.
Maybe you have confused some with my website?
Sorry, but I sent your messages to SPAM.Sorry!
Dear reader!
I’m sorry, I didn’t realize you have a problem with a computer program to read my articles?
Главный жизненный принцип заключается в том, что ПОЗИТИВА в жизни больше!!!
Потому что, как правило, не нас обижают, а мы обижаемся на кого-то. В такие моменты разочарования, в силу своей впечатлительности, я всегда себе говорю: «Это я не поняла ПРАВИЛЬНО!». Удачи! И никогда не падайте ДУХом, потому что сильнее его нет!
adidas nmd http://www.adidasnmdshoes.us.com
Благодарю за Вашу отзывчивость и понимание!
Буду Вам весьма признательна, если Вы напишите то, что Вас взволновало или, наоборот, привело к несогласию в моих статьях и книгах. Вы правильно поняли, я книги создаю не ради финансовой выгоды, а чтобы читатели вдумчиво вчитывались в суть написанного. Когда читатель заплатит деньги, он захочет понять — за что заплатил?!
I am sincerely grateful for such a nice and sincere recognition! I’ll be sure to continue to write practical applied methods and forms of learning because it need a lot of people. Good Luck To You!!!
Thank You very much for Your sincere feedback and suggestion on the creation of e-books! I have them. It’s on my website are on sale! Be happy and successful!
Thank you for such a great review! I am very happy that somewhere, outside of Russia, there are people who understand me! With very best wishes, Zoya
Thank You very much for Your sincere feedback and suggestion on the creation of e-books! I have them. It’s on my website are on sale! Be happy and successful!
I sincerely thank You for such amazing words! I will continue to please You with useful and practically tested methods of formation and development of self-learning of the child’s personality. Good Luck To You!!!
I Express You huge gratitude for Your sincerity and openness! I am definitely going to continue to acquaint all, who wants to save your child’s future with my almost proven, and therefore useful, techniques. Good Luck To You!!!
My dear and wonderful readers, who have moreover students, I Express to you all my sincere thanks for what you are able to understand and accept! I will continue to generously share their techniques, tested in practice, for the sake of the kids! Good luck to you!!!
A generous thank You for Your lovely words! I will try You and Your colleagues not to disappoint. I will continue to generously share their practical experience. Be happy and successful!
I am very glad to You for Your concern and kind words! I’ll be sure to continue to generously share their techniques, tested in practice. Be happy and successful!!!