Выбрать страницу
0
(0)
Примерное время на чтение статьи: 6 минуты

Личностно-интеллектуальная среда самообучения анализируется на основе результатов экспериментов на Таймыре и в Москве.

Ребёнок должен научиться подчиняться чужой воле более,

нежели своей

Мария Монтессори

Ключевые идеи по организации личностно-интеллектуальной среды самообучения

В ходе психолого-этнопедагогического эксперимента:

1) дошколят городских детских садов в условиях чума;

 2) дошколят из тундры в городских условиях жизнедеятельности.

Дошколята составили разновозрастную группу, в результате чего возникли ключевые идеи.

 Первая идея создания личностно-интеллектуальной среды самообучения

Цель – создать разновозрастную группу дошколят в возрасте от 1,7 до 6 лет.

Условия:

  1. с разновозрастной группой взаимодействует только один педагог-экспериментатор.
  2. родители только наблюдают за действиями детей.

Вторая идея создания личностно-интеллектуальной среды самообучения

Три-Л

Цель — организовать коммуникативно-регулятивное сотрудничество.

Условия:

  1. определены три субъекта когнитивно-образовательной деятельности:

родитель + педагог-экспериментатор + ребёнок.

  1. родители внимательно наблюдают за тем, как педагог-экспериментатор демонстрирует работу с сенсомоторным дидактическим материалом М. Монтессори.
  2. педагог-экспериментатор наглядно показывает двухступенчатую технологию личностно-интеллектуального процесса самообучения.

Третья идея создания личностно-интеллектуальной среды самообучения

Цель — создать личностно-интеллектуальную среду самообучения, согласно требованиям, заявленным ФГОС.

Условия самообучения личности каждого ребёнка

  1. Личностно-интеллектуальная среда.
  1. Коммуникативно-регулятивное сотрудничество педагогов, родителей и детей.
  2. Когнитивно-образовательная деятельность самообучающейся личности ребёнка.

Факторы формирования самообучающейся личности ребёнка

2016-01-25 12-22-42
Целое состоит из частей.
  1. Самоопределение личности ребёнка в выборе для изучения предмета когнитивно-образовательной деятельности.
  2. Умение соблюдать интеллектуальный порядок: взял дидактический материал → сенсорно изучил его содержание → вернул на место – это правило № 1, которое реализует принцип коллективного порядка.
  3. Уважение выбора дидактического материала другой личностью и ждать, когда освободится материал – это правило № 2.
  4. Соблюдать тишину во время занятия – правило № 3, потому что интеллект формируется в тишине, подчиняясь воле личности.

Компетенции самообучающейся личности каждого ребёнка

  1. Самостоятельное приобретение знаний.
  2. Высокий уровень концентрации внимания, характеризуемый умением наблюдать, сравнивать и запоминать.
  3. Самостоятельная рассудительно-мыслительная деятельность личности ребёнка, движимая любознательностью и сообразительностью личности ребёнка.

Социализация ребёнка как социальное взаимодействие в команде

Детская социализация — это, с одной стороны, умение детей взаимодействовать в социокультурной личностно-интеллектуальной среде самообучения.

С другой стороны, их умение общаться с людьми из окружающей реальности, излагая свои мысли грамотно, ясно и понятно для других, чтобы быть понятым и уметь понимать других.

Кроме того, скорость процесса социализации личности ребёнка находится в прямой зависимости от доступности и выполнимости правил поведения в детском  социуме. Приведём эти три правила поведения личности ребёнка в личностно-интеллектуальной среде самообучения.

Правила коммуникативно-регулятивного сотрудничества

2016-01-22 10-32-33
Детская самостоятельность.

Правило № 1. Обучаюсь сам

  1. Дидактический материал выбрать.
  2. Самостоятельно изучить.
  3. Поставить на место.

Восприятие человеком внешней среды, как и любая область научного знания, имеет свою историю и грани исследований конкретных авторов:

  • условные рефлексы — И.П. Павлов,
  • влияния подсознания на деятельность человека — З. Фрейд,
  • высшие психические функции — Л.С. Выготский.

Всевозможные практические упражнения на формирование логической структуры речевого мышления и мыслительной речи способствуют образованию прочных и осмысленных знаний, которые и составляют опыт приобретения знаний, умений принимать решения.

2016-01-20 13-41-30

Правило № 2. Уважаю выбор других

Если заинтересовался дидактическим материалом, а его уже кто-то изучает, то молча наблюдать и ждать, сложив руки за спину.

Между тем, психическая деятельность в разных социальных взаимодействиях определяется степенью самооценки, которая находится в полной зависимости от сознания ребёнка как личностного качества.

Потому что «позитивная самооценка» (Р. Бернс, У. Джемс) ребёнка проявляется в сознательных суждениях его «личности» (К. Роджерс), в которых он практикуется сформулировать свою социально-личностную значимость.

Как следует из вышесказанного, составляющие всей системы оценочных представлений, образов поведения и оценок для социализации личности ребёнка (Л.С. Выготский) играют наиважнейшую роль в личностно-интеллектуальном процессе его  самообучения.

2016-02-15 09-42-22

Правило № 3. Мысль рождается в тишине.

Свободный выбор предмета исследования уже дисциплинирует ум личности ребёнка, для которой необходима тишина в классе.

Однако правила эти выполнимы, если есть чёткая грамотно структурированная среда самообучения, которая состоит из нескольких зон.

Сегменты личностно-интеллектуальной среды самообучения

2016-01-29 09-19-35

Окружающая среда

животный, растительный и водный миры (ботаника, биология и зоология); анатомия человека; астрономия; география; физика; химия.

Пятилетняя Лаура К. обводит каждую деталь дерева, изучает её и подписывает её не просто печатными буквами, а прописными. Когда у неё не получается прописная буква, она берёт брошюрку по отработке написания буквы, тренируется и только потом возвращается к изучению дерева. Такие упражнения не только тренируют мелкую моторику, но и путём пояснения незнакомых слов, формирует речевое мышление и мыслительную речь ребёнка. Вот почему каждый ребёнок понимает, что детский ум формируется в тишине

Время

Exif_JPEG_420
времена года, месяц, время суток, часы.

ПРОСТРАНСТВО: ориентация в пространстве.

Математика

2016-01-20 10-35-00
  • счёт и каллиграфия цифр;
  • сравнение;
  • сложение;
  • умножение;
  • вычитание;
  • деление;
  • арифметическая прогрессия.
  1. ЛОГИКА и МЫШЛЕНИЕ.
  2. ГЕОМЕТРИЯ: геометрические фигуры и тела.
  3. ГРАММАТИКА: звукобуквенный анализ слова. ЛЕКСИКА: пополнение активного словаря ребёнка.
  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ: фонематическое восприятие. ЧТЕНИЕ.

Пятилетний Игорь начал с изучения геометрических тел, затем, перешёл к счёту «чипсов», сопоставляя их количество со знаком — цифрой

Рабочий сегмент

Рабочий сегмент — это учебные принадлежности, стойки-портфели организуют когнитивно-образовательную деятельность ребёнка.

2016-01-20 13-17-34

КРУГОВОЕ ПРОСТРАНСТВО СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ СИТУАЦИИ САМОРАЗВИТИЯ личности каждого ребёнка.

Помимо наличия научно-сегментированного образовательного пространства , необходима технология самообучения личности ребёнка.

Трёхэтапная технология самообучения в пространстве

1-ый этапсамоопределение в предмете когнитивно-образовательной деятельности.

2-ой этап —  свободный выбор дидактического материала.

3-ий этап — двухступенчатая структура познания:

1) диалог педагога и ребёнка, в ходе которого ребёнок тренируется (упражняется) в алгоритме определённых действий;

2) самоконтроль и взаимоконтроль знаниевых компетенций.

Между тем, любая технология должна иметь набор дидактических инструментарий.

Заключение

Итак, процесс самообучения личности ребёнка возможен:

1) при наличии личностно-интеллектуальной среды;

2) в ходе коммуникативно-регулятивного сотрудничества триады субъектов когнитивно-образовательной деятельности;

3) при наличии чёткой и доступной технологии самообучения;

4) хорошо подобранного набора сенсомоторных дидактических материалов для самообучения.

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.