Выбрать страницу
0
(0)
Примерное время на чтение статьи: 5 минуты

В чём же всё-таки выражаются отличия между самообучающейся личностью и обучающимся учеником? Есть возможность — родителям и педагогам протестировать себя.

Невежество чаще рождает уверенность,

нежели знания

Чарльз Дарвин

Как же понять — кто может быть самообучающейся личностью? Или это всего лишь — игра слов?

В данной статье я попробую изложить собственное мнение, базирующееся на результатах психолого-этнодидактических исследований и на 25-летней педагогической практике работы в школьной среде.

Самообучающаяся личность ребёнка

Самообучающаяся личность ребёнка подсознательно мыслит категориями успеха, интуитивно планируя свои действия.

Если Вы спросите ребёнка: «Почему и как ты это сделал?», то не ждите словесную лавину объяснений и разъяснений, он просто не ответит на Ваш вопрос.

Я поясню свои слова. Вам достаточно для этого вспомнить притчу про сороконожку. Помните, когда её попросили, описать движение каждой ножки, то она перестала передвигаться из-за запутавшихся 40 ножек? Эта притча имеет скрытый смысл – а надо ли вообще задавать вопросы, если есть результат. Мы, школьные учителя, грешим этой несуразицей всю свою педагогическую жизнь. Мы заставляем ребёнка описать каждый шаг действий при решении текстовой задачи по математике, физике, химии и т.д.

А надо ли вытворять эту глупость, когда задача ребёнком решена?

Рассмотрим всего лишь три момента, которые определят – является ли Ваш ребёнок самообучающейся личностью или нет. Кстати, об этих трёх способах формирования самообучающейся личности я более подробно, с конкретными примерами, написала в своей электронной книге «3 Метода научить ребёнка самообучаться».

Первый момент

Что будет делать ребёнок, после того, как Вы ему предоставите свободу выбора? Постарайтесь молча, без слов наблюдать за мимикой, жестами, эмоциями ребёнка.

Поверьте, Вы получите массу полезной информации о собственном ребёнке, и испытаете неописуемую волну позитивных эмоций – ТОРНАДО!!!

Вы получите огромное наслаждение от увиденного реального жизненного сюжета и услышанной детской речи. Попробуйте!

Второй момент

DSC_0218Это РЕАКЦИЯ ребёнка на НЕУДАЧУ. Если вы понаблюдаете за реактивными действиями ребёнка, то обнаружите, что он снова и снова повторяет свои действия, пока не добьётся желаемого результата. И, наконец, он – ПОБЕДИТЕЛЬ!

Что даёт ребёнку многократное повторение?

Именно так он самостоятельно научается планировать свои действия. Потому что только план может обозримо представить ход действий, приводящего к достижению конкретного результата.

Вывод – двигаться без плана немыслимо, а потому МЕЧТА ребёнка не достижима. Иными словами, ПЛАН – это главный визуальный и умозрительно (мысленно) представимый смысл определённых действий.

Наблюдение за умением ребёнка планировать свои действия будет круче всяких сериалов.

Постарайтесь не вмешиваться, не мешать ему, преодолевать трудности, даже если, эти глазёнки будут молча просить Вас о помощи. Вы же хотите научить ребёнка думать? Так, не мешайте мозгу выполнить свою работу – наладить нейронные связи. Ни в коем случае не помогать, не подсказывать, а, тем более, за него выполнять эти действия.

Узнаёте ситуацию, когда Вы говорите по телефону или смотрите ТВ, а в этот момент ребёнок требовательно закричал? Что Вы делаете? Если у Вас есть ребёнок старше, чем крикун, то Вы его заставляете или просите о помощи малышу. А в чём? В привитии привычки – не думать?

Итак, ПЛАН – это умозрительный путь к желаемому завершению. Это аксиома ЖИЗНИ!

Не станет же хороший хозяин строить дом без разработки его плана.

Поверьте, у каждого ребёнка всегда есть свой собственный план, ведущий к заветной мечте, цели, но на подсознательном уровне.

Самообучающаяся личность ребёнка всегда знает, чего она хочет.

2016-01-25 11-46-51Приведу пример из своей многолетней педагогической практики, когда мама заставляет ребёнка заниматься немецким языком, а шестилетний ребёнок в это время читает энциклопедию о животных, и параллельно, используя трафареты, пишет собственный рассказ о собаке, причём прописными буквами.

Улавливаете, какой мощный объём когнитивно-образовательной деятельности ребёнок выполняет?

Как Вы думаете, авторитарная мамочка думала о свободе выбора ребёнка?

Эта шестилетняя девочка всё-таки создала свой проект «Рассказ о собаке», соединив 8 листов А4 в виде «раскладушки». Таких проектов она сделала 4, которые развесила в своей комнате.

Заметьте, каждый лист А4 – это конкретный сюжет эмоциональной жизни собаки. Девочка в каждом сюжете описывала чувства собаки, придавая эмоциональную окраску сюжету.

Это надо было видеть, с каким неподдельным интересом, открыв рот, дети её слушали, как заворожённо они смотрели на неё, проживали собачьи невзгоды.

У меня есть видеозапись этой «Защиты проекта», но, к сожалению, родители настояли, путём угроз обращения в Суд, не показывать видео и фотографии детей. По сути, эти детские фотографии и видео могли бы послужить наглядными уроками – как надо научить ребёнка самообучаться.

А сколько слёз разочарований пролито у этой шестилетней девочки? Пройдёт всего лишь 3-4 года, когда этих слёз умаления, просьбы о понимании у ребёнка уже не будет, но будут:

  • Слёзы у матери;
  • Слив семейного бюджета на гимназии, частные школы и т.д.;
  • Слив семейного бюджета на оплату услуг репетиторов, которые чаще стратегически безрезультатны;
  • Хождение по врачам, значит, и очередной слив семейного бюджета на оплату медицинских обследований, медицинских услуг, медикаменты. Экстрасенсов, терапевтов по иглоукалыванию и т.д.

Из практических наблюдений за девочкой мы плавно переходим к самому третьему моменту.

Третий момент

2016-02-03 10-42-57Знать сильные и слабые стороны собственного ребёнка, чтобы принимать его таким – какой он сеть, тогда Вы сможете избежать вековой проблемы «Отцов и детей».

Приведу пример из педагогической жизни.

Папа категорично заставляет пятилетнюю дочь заниматься шахматами, вопреки её желаниям. Он утвердительно вопрошает: «А что, другие дети будут уже уметь играть в шахматы, разгадывать «судоку», а моя дочь будет просто в игрушки играть?».

Он, конечно, со временем понял, что дочь его настолько уникальна, что ни один из 14 детей, даже старше её, не мог так искусно построить лабиринт из деревянных деталей с горками, зигзагами. Такие построения может соорудить только высококвалифицированный специалист инженерной направленности. Она настолько грамотно и стройно их сооружала, что цветные стеклянные шарики беспрепятственно катились по криволинейному и прямолинейному желобку. Это  не КИНЕМАТИКА?

Кстати, девочка через три дня сама изъявила желание – играть в шахматы и «судоку», и у неё это получалось прекрасно.

Вывод – родителям надо сконцентрироваться на том, в чём ребёнок особенно ХОРОШ!

Подведём некоторые итоги

Первый метод – дать ребёнку СВОБОДУ выбора.

Второй метод – наблюдать за тем, как ребёнок реагирует на НЕУДАЧУ.

  1. Если ребёнок, после неудачи, повторяет снова и снова свои действия, значит, он и есть самообучающаяся личность.
  2. Если ребёнок, после неудачи, ищет причины и виновных в них, то это обыкновенный ученик, чётко выполняющий указания учителей и родителей.

Третий метод – принять ребёнка таким, какой он есть, учитывая его сильные стороны. А не навязывать ему то, что Вы хотите. Знания «на всякий случай» не представляют собой никакой ценности, если их ребёнок не использует для достижения собственных целей.

Ниже будет представлено видео о некоторых базовых идеях Наполеона Хилла. Это видео предназначено для формирования и развития самообучающейся личности ВЗРОСЛОГО.

Хорошего просмотра!

Итак, определимся в структуре нашей

когнитивно-образовательной деятельности:

  • Чего мы хотим?
  • Сформулировать цель для достижения ожидаемого РЕЗУЛЬТАТА.
  • Запланировать шаги-действия (это наши конкретные задачи).
  • Фиксируем промежуточные итоги.
  • Корректируем вектор конкретных действий.
  • Повторяем путь с 1 по 5.
  • На горизонте нашего сознания «нарисовалась» новая МЕЧТА!!!

ВПЕРЁД – к МЕЧТЕ!!!

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.