Осознанное понимание счёта у детей дошкольного возраста можно сформировать с помощью житейской ситуации покупателя, разменивая крупные купюры на более мелкие.
Тема. Нумерация в пределах первого десятка.
Цель – обучение счёту до10, 100, 1000.
Методы:
- Эмпирический (житейский) – размен монет (метод М. Монтессори).
- Абстрактный (научный) – дециметровые штанги (метод М. Монтессори).
- Двухступенчатая структура самообучения (З.Н. Ичин-Норбу).
- Сюжетно-ролевая ситуация развития личности ребёнка.
Дидактические материалы:
- Разменный ящик с десятью отделениями: 5 коп, 10 коп, 50 коп; 1 р, 2 р, 5 р, 10 р, 100 р, 500 р; 1000 р.
- Разменные монеты с достоинством:
5 коп, 10 коп, 50 коп; 1 р, 2 р, 5 р, 10 р, 100 р, 500 р; 1000 р.
- Монтессори-материал «шершавые цифры».
- Дидактический материал «радужные цифры» А.Б. Дурмановой.
- Рабочая тетрадь «Каллиграфия цифр» Л.Г. Петерсон.
- Ящики с фруктами, овощами, ягодами, кондитерскими изделиями.
- Карточки, в которых написаны прописными буквами все необходимые продукты.
- Бухгалтерские счёты.
Принципы психологии школьной этнодидактики:
- Связь школьной математики с социокультурным опытом личности ребёнка. Связь житейских и научных понятий.
- Пояснение незнакомых слов (обогащение индивидуального словаря ребёнка).
- Доступность самообучения путём плавного перехода от конкретных объектов окружающей действительности к абстрактной записи арифметических действий.
Понятия: цифра – число, арифметическое действие, сложение, вычитание, знаковая запись арифметического действия (технический язык математики).
Ход занятия
1-ый этап (диалог).
— Запиши, пожалуйста, ценники на всех кондитерских изделиях. Сколько стоит хлеб? Батон? Булочка? Ватрушка? В своей бухгалтерской тетради запиши продукты с ценниками, которые ты хочешь купить в магазине.
— Хлеб стоит 30 рублей.
— Отсчитай, пожалуйста, количество денег на хлеб. Распиши в своей тетради разменными монетами: 1р, 2р, 5, 10р.
— 30 р = 1р + 2р + 5р + 10р +2р + 2р + 5р + 1р + 2р + 2р.
— Но у тебя только 45 р, Сколько денег у тебя останется в кошельке?
— 45 – 30 = 15р.
— Какие разменные монеты у тебя остались?
— 2р + 2р + 1р +5р + 5р.
(с конкретным ребёнком урок будет разным).
2-ой этап (контрольный).
— Итак, покажи и запиши, пожалуйста, размены: 10 коп = …; 50 коп = …; 1р = …; 2р =…;
5р =…; 10р = …; 50р = …; 100р = …; 500р =…; 1000р =… . Посчитай, пожалуйста, сумму, потраченную на твою покупку.
Свежие комментарии