Выбрать страницу
0
(0)
Примерное время на чтение статьи: 5 минуты

Самообучаемость детей, как дошкольного, так и школьного возраста, способствует личностному становлению и развитию, что сказывается на географической мобильности ребёнка.

Положение в обществе

является следствием интеллекта

Р. Нисбетт

Самая распространённая проблема в российских регионах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока – дети северных этносов не успешны процессе школьного обучения.

Ключевые вопросы «школьной неуспешности»

malchik-1Причины их «школьной неуспешности» мы представим в виде ключевых вопросов и наших комментарий к ним.

  1. Почему школьники не понимают?

Значит, надо исследовать основное условие понимания – восприятие.

  1. Почему школьники не воспринимают содержание учебной программы?

Значит, надо исследовать менталитет как этнический способ восприятия и понимания объективной действительности.

  1. Почему школьники не умеют рассуждать?

Потому что в содержании учебной программы школьных предметов отражена российская действительность. Значит, надо разработать содержание учебного пособия с их этнической действительностью.

Характерные особенности этнической действительности

Что характерно для той или иной этнической действительности?

  1. оценочно-ценностная сфера;
  2. ценностный аспект сознания личности;
  3. совокупность этнических принципов осуществления суждений и оценок.
  4. несколько иная концептосфера, т.е. иная информационная база, набор единиц мысли, накопленных этническим когнитивным сознанием. Например, для северян деньги не представляют такую ценность как для азербайджанцев, армян, абхазцев и т.д. Для них ценность представляет человеческая взаимовыручка, надёжность, верность, честность.

Этническая особенность восприятия объективной реальности

Почему школьники не умеют решать текстовые задачи?

dolgany-1Привычка экономить время срабатывает на подсознательном уровне. Значит, надо составлять такие текстовые задачи, решая которые можно найти вариант выхода из реальных трудностей, встречающихся в жизни.

Следовательно, составлять такие текстовые задачи, содержание которых запускает механизм логической, концептуальной и когнитивной деятельности, свойственные этническому способу восприятия действительности – их менталитету.

Молчаливость — этническая особенность

Почему школьники из этнических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока замкнуты, мало говорят, либо вообще предпочитают игнорировать все замечания, требования педагогов школ-интернатов?

Между тем, та действительность, в которой они обучаются и воспитываются против их воли, не соответствует:

  •  совокупности норм традиций — жизненных принципов;
  • совокупности обычаев — нормы поведения;
  • общения,
  • взаимодействия, которая свойственна их этнокультурной действительности, отличающейся неким коммуникативным поведением представителей конкретного этноса.

Рассудительность — этническая особенность

Почему школьники из этносреды:

  • не общаются?
  • не рассуждают вслух?
  • не высказывают своего мнения, своих суждений?
  • не делают никаких умозаключений?

Очевидно они владеют в совершенстве своим этническим языком, для которого свойственно внешнее проявление такого когнитивного аспекта, как этноязыковое сознание личности ребёнка.

Почему у детей этнических групп характер чрезвычайно сложный?

Потому, что образовательная среда не соответствует той эмоционально-психологической сфере, которая присуща этнической среде воспитания и развития самообучающейся личности.

Почему дети этнических групп не воспринимают требования педагогов?

Такая особенность детского восприятия объясняется тем, что в этносреде требования выражаются несколько иначе, чем в школе-интернате. Потому что семья воспитывает, обучая:

  1. родитель показывает всегда ребёнку не только способ действий, но и эталон поведения.
  2. взрослый никогда не нарушает совокупность требований, отработанных вековыми традициями.
  3.  не повышает голоса на ребёнка, а только демонстрирует своё огорчение либо игнором на просьбу ребёнка, либо своим недоверием.

В результате, ребёнок начинает анализировать причину столь неадекватного поведения родителя, в итоге чего он находит причину и исправляет её.

Если родитель улыбнулся или, молча помог ему в чём-то, значит, он правильно принял решение.

Почему воспитанники школы-интерната раздражаются или молча, уходят, когда их педагог хвалит за что-то хорошее?

malchik-2В этнической среде обучающего воспитания и развития принято хвалить мальчика, если он достиг успеха после долгих тренировок в деле жизнебезопасности. Например,

  • быстро маутом поймал оленей для отправления в аргиш,
  • за ночь не потерял ни одного оленя,
  • раздобыл дрова,
  • наколол льда и т.д.

dolganochka-1Девочек хвалят за их:

  • чистоплотность,
  • умение шить,
  • вышивкой украсить одежду,
  • головной убор,
  • обувь,
  • воспитание младших,
  • за своевременный уход за младшими и т.д.

Почему воспитанники школы-интерната не понимают значение многих слов, которые должны быть им знакомы?

malchik-6Это объясняется фактом различий между «значением» и «смыслом» слова.

Потому что значение слова необходимо искать в толковых словарях русского языка. Значение слова означает то, что оно социально и культурно обработанный индивидуальный опыт.

А смысл слова понимается ребёнком как его индивидуальное знание, содержащее какое-то конкретное отношение.

Иными словами,  значение слова основывается на научном, понятийном мышлении. Оно выражается научно, а смысл объясняется «житейскими понятиями» (Л.С. Выготский).

Почему дети из этнических групп плохо изъясняются по-русски?

Потому что они уже владеют с малых лет словарём, грамматикой, системой произносительных и интонационных средств долганского (этнического) языка, незаметно для себя, чаще всего неосознанно, впитывают, и формы этнической материальной и духовной культуры (Л.П. Крысин, 2007, с. 104).

Кроме того, неоднородность вербального мышления необходимо искать в многообразии видов деятельности, распределённых в этносреде и выполняемых самообучающейся личностью ребёнка.

Этнодидактический принцип — синтез психологии развития и этнического воспитания

Таким образом, школьная этнодидактика основывается на принципах психологии развития и обучающего семейного воспитания:

  • принятых  в конкретной этносреде жизнедеятельности,
  • связанного с видами хозяйствования,
  • с природно-климатическими условиями жизни.

Более того, в основе своей школьная этнодидактика имеет дело с этническим менталитетом, связанного:

  1. с логической, концептуальной и когнитивной деятельностью сознания, самосознания ребёнка из определённой этнической среды жизнедеятельности.
  2. с совокупностью этнических принципов осуществления суждений и оценок.
  3. с этнической информационной базой, набором единиц мысли, накопленных этническим когнитивным сознанием ребёнка, т.е. концептосферой.
  4. с коммуникативным поведением в этнической среде, где есть свои традиции (принципы) и обычаи (правила поведения) общения и взаимодействия.

Таким образом, психология школьной этнодидактики базируется:

  1. на здравом смысле;
  2. на научных основах психологии, лингвистики, педагогики, дидактики и т.д.;
  3. на этнокультурной философии.

К сожалению, и сегодня современный педагог не стремится осваивать психологию  развития, особенности детского восприятия учебной информации, механизмы формирования и присвоения идей.

Без таких знаний педагогу будет весьма сложно продолжить возрастную преемственность привычки — самообучаться, что способствует географической мобильности самообучающейся личности ребёнка.

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.