Самообучаемость детей, как дошкольного, так и школьного возраста, способствует личностному становлению и развитию, что сказывается на географической мобильности ребёнка.
Положение в обществе
является следствием интеллекта
Р. Нисбетт
Самая распространённая проблема в российских регионах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока – дети северных этносов не успешны процессе школьного обучения.
Ключевые вопросы «школьной неуспешности»
Причины их «школьной неуспешности» мы представим в виде ключевых вопросов и наших комментарий к ним.
- Почему школьники не понимают?
Значит, надо исследовать основное условие понимания – восприятие.
- Почему школьники не воспринимают содержание учебной программы?
Значит, надо исследовать менталитет как этнический способ восприятия и понимания объективной действительности.
- Почему школьники не умеют рассуждать?
Потому что в содержании учебной программы школьных предметов отражена российская действительность. Значит, надо разработать содержание учебного пособия с их этнической действительностью.
Характерные особенности этнической действительности
Что характерно для той или иной этнической действительности?
- оценочно-ценностная сфера;
- ценностный аспект сознания личности;
- совокупность этнических принципов осуществления суждений и оценок.
- несколько иная концептосфера, т.е. иная информационная база, набор единиц мысли, накопленных этническим когнитивным сознанием. Например, для северян деньги не представляют такую ценность как для азербайджанцев, армян, абхазцев и т.д. Для них ценность представляет человеческая взаимовыручка, надёжность, верность, честность.
Этническая особенность восприятия объективной реальности
Почему школьники не умеют решать текстовые задачи?
Привычка экономить время срабатывает на подсознательном уровне. Значит, надо составлять такие текстовые задачи, решая которые можно найти вариант выхода из реальных трудностей, встречающихся в жизни.
Следовательно, составлять такие текстовые задачи, содержание которых запускает механизм логической, концептуальной и когнитивной деятельности, свойственные этническому способу восприятия действительности – их менталитету.
Молчаливость — этническая особенность
Почему школьники из этнических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока замкнуты, мало говорят, либо вообще предпочитают игнорировать все замечания, требования педагогов школ-интернатов?
Между тем, та действительность, в которой они обучаются и воспитываются против их воли, не соответствует:
- совокупности норм традиций — жизненных принципов;
- совокупности обычаев — нормы поведения;
- общения,
- взаимодействия, которая свойственна их этнокультурной действительности, отличающейся неким коммуникативным поведением представителей конкретного этноса.
Рассудительность — этническая особенность
Почему школьники из этносреды:
- не общаются?
- не рассуждают вслух?
- не высказывают своего мнения, своих суждений?
- не делают никаких умозаключений?
Очевидно они владеют в совершенстве своим этническим языком, для которого свойственно внешнее проявление такого когнитивного аспекта, как этноязыковое сознание личности ребёнка.
Почему у детей этнических групп характер чрезвычайно сложный?
Потому, что образовательная среда не соответствует той эмоционально-психологической сфере, которая присуща этнической среде воспитания и развития самообучающейся личности.
Почему дети этнических групп не воспринимают требования педагогов?
Такая особенность детского восприятия объясняется тем, что в этносреде требования выражаются несколько иначе, чем в школе-интернате. Потому что семья воспитывает, обучая:
- родитель показывает всегда ребёнку не только способ действий, но и эталон поведения.
- взрослый никогда не нарушает совокупность требований, отработанных вековыми традициями.
- не повышает голоса на ребёнка, а только демонстрирует своё огорчение либо игнором на просьбу ребёнка, либо своим недоверием.
В результате, ребёнок начинает анализировать причину столь неадекватного поведения родителя, в итоге чего он находит причину и исправляет её.
Если родитель улыбнулся или, молча помог ему в чём-то, значит, он правильно принял решение.
Почему воспитанники школы-интерната раздражаются или молча, уходят, когда их педагог хвалит за что-то хорошее?
В этнической среде обучающего воспитания и развития принято хвалить мальчика, если он достиг успеха после долгих тренировок в деле жизнебезопасности. Например,
- быстро маутом поймал оленей для отправления в аргиш,
- за ночь не потерял ни одного оленя,
- раздобыл дрова,
- наколол льда и т.д.
- чистоплотность,
- умение шить,
- вышивкой украсить одежду,
- головной убор,
- обувь,
- воспитание младших,
- за своевременный уход за младшими и т.д.
Почему воспитанники школы-интерната не понимают значение многих слов, которые должны быть им знакомы?
Это объясняется фактом различий между «значением» и «смыслом» слова.
Потому что значение слова необходимо искать в толковых словарях русского языка. Значение слова означает то, что оно социально и культурно обработанный индивидуальный опыт.
А смысл слова понимается ребёнком как его индивидуальное знание, содержащее какое-то конкретное отношение.
Иными словами, значение слова основывается на научном, понятийном мышлении. Оно выражается научно, а смысл объясняется «житейскими понятиями» (Л.С. Выготский).
Почему дети из этнических групп плохо изъясняются по-русски?
Потому что они уже владеют с малых лет словарём, грамматикой, системой произносительных и интонационных средств долганского (этнического) языка, незаметно для себя, чаще всего неосознанно, впитывают, и формы этнической материальной и духовной культуры (Л.П. Крысин, 2007, с. 104).
Кроме того, неоднородность вербального мышления необходимо искать в многообразии видов деятельности, распределённых в этносреде и выполняемых самообучающейся личностью ребёнка.
Этнодидактический принцип — синтез психологии развития и этнического воспитания
Таким образом, школьная этнодидактика основывается на принципах психологии развития и обучающего семейного воспитания:
- принятых в конкретной этносреде жизнедеятельности,
- связанного с видами хозяйствования,
- с природно-климатическими условиями жизни.
Более того, в основе своей школьная этнодидактика имеет дело с этническим менталитетом, связанного:
- с логической, концептуальной и когнитивной деятельностью сознания, самосознания ребёнка из определённой этнической среды жизнедеятельности.
- с совокупностью этнических принципов осуществления суждений и оценок.
- с этнической информационной базой, набором единиц мысли, накопленных этническим когнитивным сознанием ребёнка, т.е. концептосферой.
- с коммуникативным поведением в этнической среде, где есть свои традиции (принципы) и обычаи (правила поведения) общения и взаимодействия.
Таким образом, психология школьной этнодидактики базируется:
- на здравом смысле;
- на научных основах психологии, лингвистики, педагогики, дидактики и т.д.;
- на этнокультурной философии.
К сожалению, и сегодня современный педагог не стремится осваивать психологию развития, особенности детского восприятия учебной информации, механизмы формирования и присвоения идей.
Без таких знаний педагогу будет весьма сложно продолжить возрастную преемственность привычки — самообучаться, что способствует географической мобильности самообучающейся личности ребёнка.
Свежие комментарии