Ситуация формирования и развития этноязыкового сознания у педагогов, родителей и детей открывает горизонты взаимоотношений в ходе их общения и взаимодействия.
… мысль только в слове образуется и усовершенствуется,
потому что предметы чувственного воззрения
только тогда становятся понятиями,
когда превращены в предметы духовного воззрения
и в слове противопоставлены
Беккер
Как показала многолетняя педагогическая практика в школе, ситуация формирования и развития этнического сознания в области взаимоотношений:
- привносит доверие и уважение в значимые для них связи и контакты;
- помогает личности ребёнка заручиться поддержкой педагогов и родителей;
- помогает найти общие ключевые «точки соприкосновения» педагогов, родителей и детей;
- обрести взаимопонимание ребёнка с педагогами и родителями.
Рассмотрим три основных компонента ситуации формирования и развития общественного (этнического) сознания.
Авторитарный стиль общения
Авторитарный стиль общения педагогов и родителей с личностью ребёнка вносит строгость, холодность, формализм. Как правило, педагоги дошкольных учреждений, школьные учителя и родители стремятся поставить личность ребёнка в определённые поведенческие рамки и условности только потому, что так принято в кругу семьи — в детском саду — в школе — в колледже или гимназии — в вузе.
Следовательно, авторитарный стиль общения и взаимодействия может стать поводом для серьёзных разногласий, «комплекса неполноценности», как для ребёнка, так и для педагогов и родителей.
Как ни странно, порочный круг взаимоотношений тоже имеет свою цикличность:
- педагоги и родители из-за собственных заоблачных, сказочных ожиданий комплексуют ребёнка;
- неадекватное поведение, нестабильная успеваемость, взрывные выпады личности ребёнка — подростка — юноши/девушки вселяют в педагога комплекс «профессиональной непригодности», а в родителя — комплекс «некудышного родителя».
Итак, в чувствах каждый субъект когнитивно-образовательной деятельности должен полагаться не столько на традиции, сколько больше ориентироваться на общие интересы.
Между тем, грамотно организованный личностно-интеллектуальный процесс самообучения в перспективе поочерёдно будет формировать гармоничные аспекты коммуникативно-регулятивного сотрудничества, которые являются вполне значимыми и гармоничными отношениями для всей триады субъектов.
Коммуникативно-регулятивное сотрудничество
Коммуникативно-регулятивное сотрудничество педагогов, родителей и детей по умолчанию подразумевает партнёрские отношения. Каждый субъект этих партнёрских отношений является значимым стимулом для расширения профессиональных (для педагога), родительских и житейски-практических познаний, обретения нового опыта, детализации компетентности.
Коммуникативно-регулятивное сотрудничество — это благоприятный союз минимум на 13 лет. Неизменными элементами этой триады являются родители и дети с постоянно меняющейся переменной личностно-интеллектуального процесса самообучения — педагога: дошкольного образования — учителя начальной школы — предметника — преподавателя колледжа, института, университета.
Однако такое противостояние, как формализм ЕГЭ, вносит некий диссонанс (разногласие) в столь идиллическую и перспективную программу коммуникативно-регулятивного сотрудничества из-за недоверия и неискренности в отношениях. Педагоги и родители склонны преувеличивать свои ожидания, а ребёнок, в период возрастного кризиса, склонен неадекватно оценивать отношения педагогов, родителей и людей, его окружающих.
Возрастной кризис
В период возрастного кризиса активизируется противостояние пар:
- родитель и ребёнок;
- педагог и школьник.
Для определённого возрастного кризиса характерно бурное проявление чувств и эмоций, когда страсть может тесно переплетаться с агрессией, а родительская нежность с раздражительностью.
Как правило, в период возрастного кризиса поддерживать оптимистический настрой бывает непросто.
Более того, с одной стороны, создавать иллюзии, вызывать жалость к самому себе, как родителей, так и детей. С другой стороны, конкретное противостояние может провоцировать рассеянность и дезориентацию личности ребёнка, которые способны привести к душевным травмам в виде «комплекса неполноценности».
Между тем, противостояние субъектов когнитивно-образовательной деятельности сказывается и на физическом аспекте, когда усиливается депрессия, снижается иммунитет из-за чего, частенько, увеличивается предрасположенность к вирусным инфекциям.
Кроме того, в период возрастного кризиса не только ребёнок, но и педагоги, и родители становятся крайне впечатлительными и зависимыми от настроя окружающих их людей.
Такова динамика возрастного развития детей и взрослых, которая сопровождается, с одной стороны, падением, спадом в виде мрачного настроения, склонности к уединению, апатией. С другой стороны, ощущение душевного подъёма, взрыва креативности, психического, личностного и интеллектуального открытий, а также гармоничное коммуникативно-регулятивное сотрудничество педагогов, родителей и детей укрепит решимость, оптимизм и уверенность в себе.
Несомненно, в период подъёма каждый субъект когнитивно-образовательной деятельности может реализовать самые смелые и амбициозные замыслы.
Итак, гармония в отношениях триады субъектов когнитивно-образовательной деятельности принесёт педагогам, родителям и детям поддержку, покровительство, признание и помощь, как со стороны каждого субъекта, так и со стороны окружающих людей, занимающих более высокое положение или наделённых властью.
Иными словами, гармоничное взаимодействие всей триады субъектов:
- даст понимание существующих и перспективных социальных тенденций.
- поможет в принятии правильных решений;
- расширит границы взаимовлияния, взаимодействия;
- укрепит веру и духовные силы;
Однако для того, чтобы реализовались задуманные ожидания, необходимо:
- приложить определённые интеллектуальные усилия;
- проявить волевое терпение;
- личностное понимание.
Непременно, при грамотном и естественном сплочении педагогов, родителей и детей возможны удача и качественные результаты взаимопонимания, без которых нет смысла мечтать, планировать и экспериментировать свои гипотезы в разных жизненных сферах когнитивно-образовательной деятельности.
Разумеется, на житейском языке когнитивно-образовательная деятельность означает активность ума в ходе любознательности и любопытства (познания).
Следует уточнить, что ум — это:
- хорошая сосредоточенность (концентрация) внимания;
- прекрасная память на знаки, слова, жесты, мимику, звуки, запахи, вкусы, действия, чувства, эмоции и т.д.;
- умение мыслить, говоря и рассуждая;
- умение формулировать и произносить вслух свои мысли.
Как показал анализ житейского и педагогического опыта, родителям и детям не следует выяснять отношения, которые являются, по сути своей, высказыванием собственных эгоистичных претензий и требований. Проще подойти и сказать: «Я прощаю тебя, и ты прости меня», потому что у каждой стороны конфликта есть своя правда. А ведь, чтобы произнести «прощай» и «прости» нужны только секунды, но любой человек испытывает некий психологический барьер. В то время как выяснение отношений выливаются в часы обиды, агрессии, а то и в годы одиночества. Одиночество, по сути, есть бесперспективное проявление ЭГОИЗМА, себялюбия, себяжаления. Не стоит забывать о том, что жизнь, на самом деле, до неприличия коротка и быстротечна, поэтому не стоит на себе тащить груз обиды и непонимания, влекущие в глубокую, бездонную пропасть, откуда выбраться крайне тяжело. Как правило, только на смертном одре люди произносят эти заветные слова «прости» и «прощаю».
Итак, ситуация формирования и развития общественного (этнического) сознания личности ребёнка играет архиважное значение в период возрастного кризиса, когда особенно не приветствуется авторитарный стиль общения и взаимодействия.
Свежие комментарии