Стимул как мотив, причина, побуждающая личность ребёнка к самообучению, к проявлению заинтересованности в приобретении знаний и умений их применять в жизни
Метод самообучения – это хорошо направленная свобода когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности ребёнка
Для изменения ситуации
необходимо истинное образование
М. Монтессори
Самообучение — это грамотно организованная и целенаправленная свобода
Самообучение, как процесс познания окружающей действительности, не возникает самопроизвольно, потому что этот процесс должна запустить какая-то причина.
На данной фотографии пятилетняя Лаура, уверенная в своей свободе, не торопится воспользоваться ею.
Многие родители и педагоги муниципальных общеобразовательных учреждений часто прибывают в недоумении — Как можно ребёнку предоставлять свободу, вседозволенность?
Если личностно-интеллектуальная среда самообучения организована грамотно, следуя требованиям ФГОС, то у ребёнка возникает единственное желание — ПОЗНАВАТЬ.
Прежде всего, следует заострить внимание читателя на том моменте, что свобода означает самоориентацию ребёнка в сегментах культурно-образовательного пространства.
Свобода — это самый главный принцип детского развития, когда необходимо «… дать детству созреть в детях» (Ж.-Ж. Руссо).
Личностно-интеллектуальный процесс самообучения, без каких-либо внешних требований, навязывания темы, определённых действий со стороны педагога, возникает в режиме спонтанности, непроизвольности, но стимулирующий личность ребёнка прилагать колоссальные волевые усилия.
По этому поводу не скажешь точнее Марии Монтессори, которая утверждала: «Нужно владеть собой, чтобы увидеть и оценить окружающий мир». Иначе говоря, если нет воли, то нет и познавательной (когнитивной) активности самообучающейся личности.
Соревнование разрушает личность ребёнка
Единственная рекомендация здесь звучит достаточно банально — в личностно-интеллектуальном процессе самообучения не должно быть духа соревновательности, потому что «Соревнование портит душу» (Ж.-Ж. Руссо).
К сожалению, в некоторых Монтессори-школах практикуются баллы за обучение, которые в конце месяца подсчитываются и ребёнок награждается призом.
Ничто так легко и просто не разрушает личность ребёнка, которая находится в стадии созревания, как награда, поощрение ребёнка.
Многие монтессори-педагоги напрочь забывают о том, что сама Мария Монтессори писала о пагубности наград и поощрений.
Более того, награда, поощрение имеет принцип цепной реакции, когда поощрение одного ребёнка разрушает душу 20 и больше детей, которые не получили этой награды, поощрения учителя.
Первый стимульный момент когнитивно-образовательной деятельности
В качестве примера можно привести конкретную ситуацию с Семёном К., когда он познавал процессы и явления через внутреннее осознание признаков и свойств предметов.
Первый стимульный момент — во время коллективного знакомства с географией по теме «Страны и континенты», Семён К. встал и пошёл к полке с энциклопедиями, выбрал «Историю мира» и тихо листал, читал, рассматривал иллюстрации.
Педагог не остановил ребёнка, а продолжал свою «экскурсию» по глобусу.
Дети, привыкшие к свободе проявления познавательной деятельности, не отвлеклись на действия Семёна. Они продолжали уже сами на глобусе рассматривать континенты.
Затем, с помощью дидактического материала развивающего характера «Страны и континенты» подбирали детали-магниты к соответствующему контуру материка, стран и т.д.
Второй стимульный момент когнитивно-образовательной деятельности

Сегмент образовательного пространства Личностно-интеллектуальной среды самообучения «Русский язык: Грамматика, фонетика, лексика»
Второй стимульный момент возник во время озвучивания названия континентов и стран. Педагог показал детям карточку с названиями континентов и стран, которые были написаны прописными буквами.
В их задачу входило обведение каждой буквы. Эту методику я назвала «След в след».
Как только возникали трудности с написанием конкретной буквы, каждый шёл к сегменту «Русский язык: Грамматика, фонетика, лексика», где выбрал себе индивидуальную брошюрку «ПРОПИСИ» А.Б. Дурмановой и уже писал в своём режиме и темпе, выбирая страницы.
Третий стимульный момент когнитивно-образовательной деятельности
Третий стимульный момент возник, когда дети, чтобы написать слово начали считать количество букв.
Каждый начал называть количество букв в слове. Вот тут-то и обнаружилась другая проблема – не все дети знают, как написать эту цифру.
Поэтому каждый выбрал индивидуальный набор «Радужные цифры» А.Б. Дурмановой.
Следует заметить, что понятие числа и формы – это воспроизведение естественного хода развития природы, а вот средство измерения и вычисления является глубоким осознанием реально существующих соотношений.
Каждый ребёнок тренировался, упражнялся написанию прописной цифры, обводя её семи цветами радуги, но при этом они проговаривали: «каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
К полке с карандашами подошли сразу три человека, но при этом, никто никого не расталкивал, а терпеливо дожидался своей очереди.
Вот что бывает, когда отсутствует соревновательность «расталкивание локтями».
Проявление эгоцентризма в личностно-интеллектуальной среде самообучения по определению невозможно, потому что функционирует правило № 2 – сложи ручки за спину и жди.
Это правило искусственно подменяет негатив эгоистичного отношения ребёнка на позитивное, когда проявляются:
- воля,
- уважение к другому,
- коллективизм,
- индивидуальность, неповторимость, уникальность личности и т.д.
Социокультурный опыт приобретения знаний
Знание чего-то означает не что иное, как формирование опыта — знаю как. Знание, основанное на осознании, осмыслении, создаёт некий порядок в уме личности ребёнка. Когда ребёнок постоянно упражняется, тренируется в таких мыслительных операциях, как:
- наблюдение,
- сравнение,
- анализ,
- синтез,
- обобщение суждений,
то у него упорядочивается услышанная, увиденная, практически проверенная информация, образуя знаниевую компетенцию, опыт.
И, как правило, опора на социокультурный опыт позволяет личности ребёнка минимизировать волнения, беспокойство и страх перед педагогом и родителем.
Мой маленький совет педагогам и родителям — постарайтесь вовремя отгородиться от «неуспешности» ребёнка и сосредоточиться:
- на сильных сторонах его личности;
- на приятном и радостном событии, связанном с его рождением;
- на умении принять его позицию.
Итак, для того, чтобы ребёнок самообучался, что значит, получал удовольствие от результатов когнитивно-образовательной деятельности, его надо стимулировать не наградой, поощрением, а самим предметом познания.
Помните! Для самообучающейся личности ребёнка необходима интрига, загадка, тайна мира, им ещё неизведанного.
ДЕРЗАЙТЕ!!!
Свежие комментарии