Три условия эффективного детского развития, обозначенные в стратегии психологии школьной этнодидактики, определяют ключевые векторы самообучения и саморазвития.
… существуют орудия для руки,
существуют орудия и для ума…
Джером Брунер
В стратегии Психологии школьной этнодидактики чётко определены ключевые векторы детского развития, для которых необходимы соответствующие условия:
- личностно-интеллектуальная среда самообучения;
- коммуникативно-регулятивное сотрудничество взрослых и детей;
- программа организации возрастного этапа когнитивно-образовательной деятельности.
Личностно-интеллектуальная среда самообучения
В виде базовых принципов разработана единая стратегия формирования и развития самообучающейся личности ребёнка, которая продиктована наиболее глобальной стратегией современного дошкольного и школьного звеньев образования, намеченных в виде ФГОС.
Личностно-интеллектуальная среда самообучения — это то научно-сегментированное образовательное пространство, которого не достаёт для реализации требований ФГОС в полной мере.
Сенсомоторные дидактические Монтессори-материалы
Сенсомоторные дидактические Монтессори-материалы столетней давности актуальны и по сей день в силу своей практичности в формировании:
- внимания,
- воли,
- интеллекта
в процессе самообучения
Суть самообучения личности ребёнка заключается в её собственных открытиях.
Области развития при применении сенсомоторных дидактических Монтессори-материалов:
- арифметика,
- математика,
- алгебра,
- геометрия,
- стереометрия.
Арифметика представляет собой подход к формированию математического мышления в соответствии с уровнем психического развития личности ребёнка в динамике возрастного развития.
В ситуации самообучения когнитивно-образовательная (мыслительно-знаниевая) активность (деятельность) ребёнка является прогрессом в формировании речевого мышления, стимулированная естественными потребностями детского ума к постоянному сенсорному и моторному познанию окружающей действительности.
Следовательно, формирование математических способностей происходит на базе сенсомоторного опыта психического отражения окружающей действительности.
Психологическое этнодидактическое условие
Психологическое этнодидактическое условие формирования математических способностей – окружить личность ребёнка предметами, которые можно пересчитать и выстраивать из них логическую последовательность:
- по убыванию (убывающая арифметическая прогрессия);
- по возрастанию (возрастающая арифметическая прогрессия).
Итак, первое условие – развитая сенсорика восприятия и моторика движения. Это значит:
- Понятия количества: больше – меньше; выше – ниже; длиннее – короче.
- Понятия цветовой гаммы: темнее – светлее.
- Понятия равенства(тождества), неравенства (<,=, >).
- Понятия категорий: фрукты, овощи, ягоды, мебель, посуда, транспорт, одежда, обувь, головной убор и т.д.
Свобода выбора — это самостоятельность и ответственность
Следует заметить, что когнитивно-образовательная деятельность личности ребёнка является, по своей природе, проявлением самостоятельности в выборе:
- предметов,
- явлений,
- событий,
- межличностных отношений
в ходе самообучения как самостоятельного познания окружающей реальности.
Опосредование как процесс стимулирования речи
Кроме того, сенсомоторные дидактические Монтессори-материалы изначально преследуют цель опосредованного (предмет стимулирует речь) самообучения личности ребёнка.
Иными словами, сенсомоторные дидактические материалы Марии Монтессори– это материализованные абстракции, потому что дают чёткое понимание:
- веса,
- размера,
- формы,
- цвета.
Более того, ни один аспект окружающей действительности не сможет сформировать способ овладения её предметами, фактами, событиями и явлениями, как предмет математики в целом.
Математическая целостность восприятия объективного мира
Безусловно, математическая целостность восприятия окружающей действительности, благодаря дидактическим материалам М. Монтессори, выстраивается на основе:
- концепции десятичной системы счисления;
- осознанного, осмысленного понимания:
- с одной стороны, перехода от одного десятка к другому,
- а с другой – принцип групп десятичных разрядов, движимые когнитивно-образовательной деятельностью личности ребёнка и образования математических научных понятий на основе эмоций и чувств.
Прояснение непонятных слов — принцип ПШЭД
В данной ситуации реализуется принцип психологии школьной этнодидактики – прояснение непонятных слов, которые становятся понятными за счёт плавного перехода от конкретных сенсорных и моторных впечатлений к формированию абстрактных научных понятий не только математики, но и других естественнонаучных понятий:
- астрономии,
- биологии,
- зоологии,
- физики,
- химии,
- географии,
- анатомии человека и т.д.
Формирование абстрактных понятий
Формирование научных (абстрактных) понятий описывается в электронной книге «3 метода научить ребёнка самообучаться»
Следует обратить внимание на то, что любой дидактический Монтессори-материал используется ребёнком в процессе самообучения до тех пор, пока не наступит момент в их ненужности – это и есть главная цель Монтессори-материала.
Потому что если ребёнок после серии индивидуальных упражнений, тренировок перестал пользоваться материалом – это означает, что он сформировал навык:
- вычисления,
- измерения,
- сравнения и т.д.
во внутреннем плане действий.
Иными словами, автоматизировал собственные действия, поднялся на высокий уровень абстракции, когда его интеллектуальная деятельность заключается в записи собственных действий, свидетельствующих об установлении нейроновых связей в мозговой деятельности.
Переход от конкретного опыта восприятия
к абстрактному понятийному мышлению
Таким образом, можно описать некий поэтапный способ перехода от конкретного к абстрактному:
1-ый этап – счёт → арифметические действия с конкретными предметами.
2-ой этап – умение выполнять в уме:
- сравнение,
- сложение,
- вычитание,
- умножение,
- деление,
- возведение в степень,
- извлечение квадратного корня,
- извлечение кубического корня
не представляется возможности без дидактических Монтессори-материалов:
- бусинок,
- стрежней из Банка Золотого материала,
- «дециметровых штангов»,
- без настольных «штангов»,
- кубиков,
- веретён и т.д.
Коммуникативно-регулятивное сотрудничество как разумное и гармоничное партнёрство
Следует особо отметить главенствующее условие саморазвития личности ребёнка — коммуникативно-регулятивное сотрудничество педагогов и родителей.
Коммуникативно-регулятивное сотрудничество взрослых и детей — это процесс саморегуляции поведения ребёнком на основе его коммуникации со взрослыми: родителями и педагогами. Это то самое разумно организованное и гармоничное партнёрство педагога, родителя и ребёнка — личностный треугольник самообучения, саморазвития и самореализации.
Будет уместным напомнить, что психология школьной этнодидактики – это неразрывная и взаимодополняющая связь психологии и этнических традиций воспитания подрастающего поколения.
В этой связи следует понять:
- как дети самообучаются?
- Какие действия взрослых могут способствовать эффективности когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности ребёнка?
- Как работоспособность и жизнерадостность педагогов способствует правильной организации личностно-интеллектуальной среды самообучения?
Буду весьма признательна и благодарна родителям, педагогам и психологам за вдумчивые замечания и полезные обсуждения.
Многие мои книги, отражая суть концепции «психологии школьной этнодидактики», более:
- глубоко,
- наглядно,
- детально
дополняют, конкретизируют и обогащают главы монографии «Психология школьной этнодидактики».
Ключевые проблемы школьного образования
Нетрудно заметить, что в моих книгах раскрываются довольно глобальные проблему стремительного падение уровня дошкольного и школьного образования.
К сожалению, армию безработных из года в год пополняют выпускники школ, которые не имеют достаточного умения читать и считать, неспособные заработать себе на жизнь.
С каждым годом растёт количество недовольных, разочарованных молодых людей, которые отказываются от борьбы, даже не попытавшись начать её.
Цель психологии школьной этнодидактики – обратить дошкольный опыт самообучения на благо самообучения в школьной конкурентоспособной среде саморазвития.
Как важно, чтобы ребёнок уже до школы имел навыки:
- самообучения,
- языковой саморегуляции, когда устная речь ребёнка представляет собой осознание им самостоятельной структуры языка,
- знаниево-мыслительной самоориентации, позволяющей ребёнку умение отвлекаться от ситуативной конкретики,
- самодисциплины, как проявления воли, решительности и ответственности,
- когнитивно-образовательного самоопределения.
Как уже говорилось, когнитивная стратегия управления личностно-интеллектуальным процессом самообучения направлена на уровневое, поэтапное осознание языка.
Когнитивная стратегия управления образованием
Попробую представить эти этапы осознания, опираясь на свой многолетний педагогический опыт:
1-ый этап – контроль ребёнка за собственной речью.
2-ой этап – чёткое знание значения слова, пользуясь толковым словарём.
3-ий этап – умение осмыслить такую языковую структуру как высказывание.
Как уже ни один раз говорилось, личность ребёнка – это субъект, в которого верят родители. Если родители верят в то, что их ребёнок – успешная личность, лидер, то они её и сформируют в нём.
Поэтому, на самом деле, подсознание родителей играет немаловажную роль в становлении самообучающейся личности ребёнка.
Я согласна с утверждением Джона Кехо: «Мозг способен искажать восприятие действительности, чтобы привнести его в соответствии с вашими взглядами. … стоит поверить, что вы победитель или что из всего можно сделать деньги, что вы обладаете отличным здоровьем, и сразу обнаружатся реальные доказательства этих убеждений» (Джон Кехо, 2015, с. 87).
Так что, сформируйте убеждение, что Ваш ребёнок – Гений, и этим убеждением Вы сможете вселить в ребёнка ВЕРУ в себя, а мысль, материализуясь, изменит ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ вокруг ребёнка.
Поверьте, нет никчёмных, бездарных детей, а есть:
- родители, неуверенные в жизни,
- педагоги, неуверенные в собственных профессиональных компетенциях.
Я глубоко убеждена, что все эти проблемы решаемы.
ДЕРЗАЙТЕ!!!
Свежие комментарии