Результаты таймырского эксперимента обсуждались в ряде Международных, Всероссийских научных конференциях в Татарстане и на Международном симпозиуме в Ижевске.
Мысли, приводящие к уверенности,
имеют особое значение,
которое ведёт к рефлективному мышлению,
к добросовестному исследованию природы,
условий и вида уверенности
Дж. Дьюи
Принципы «Психологии школьной этнодидактики» были проверены в ряде начальных школ, начальных школ-интернатов, в средних общеобразовательных школах, средних школах-интернатах с.п. Хатанга Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края и в Монтессори-школе в Москве.
Опора на социокультурный опыт ребёнка
Ниже будет представлена таблица, которая очередной раз подтверждает результативность этнодидактического принципа в личностно-интеллектуальном процессе самообучения о необходимости учёта и опоры на социокультурный опыт ребёнка.
Общеизвестно, что развивает мысль ребёнка-исследователя, подтверждает или опровергает её прошлый опыт прежних знаний и умений ребёнка:
1. обдумывать вещь,
2. размышлять,
3. искать добавочные данные, некие новые факты.
Естественные средства формирования мысли ребёнка
Можно, однако, указать и на тот момент, что в этнических традициях воспитания подрастающего поколения всегда делается акцент на естественные средства формирования мысли ребёнка:
а) любопытство,
б) внушение или вызывание представлений,
в) некая упорядоченность,
г) её природа (Дж. Дьюи).
Экспериментальное мышление ребёнка
Обратимся ещё к одному понятию Дж. Дьюи, а именно к «экспериментальному мышлению или «научному рассуждению», которое автор формулирует так: «Экспериментальное мышление или научное рассуждение является, таким образом, соединённым процессом анализа, синтеза или, выражаясь менее специально, разложения и объединения, или отождествления» (Дж. Дьюи, 1999, с. 120).
А как же обстояло дело с «экспериментальным мышлением» школьников во время эксперимента на Таймыре?
Скорее всего, «экспериментальное мышление» (Дж. Дьюи) и лежит в основе личностно-интеллектуального процесса самообучения. Об этом недвусмысленно свидетельствует ниже приведённая сводная таблица.
Результаты трёх этапов формирующего (обучающего) эксперимент
№
п/п |
Общеобразовательное учреждение | Успеваемость по математике за предыдущий учебный год | группа | д/р № 1 | д/р № 2 | Δ д/р | ||||
«2» | «3» | «4» | «5» | Экс | к/р | |||||
1. | Сындасская начальная школа-интернат | — | 58 % | 42 % | — | 86 % | 14 % | 5 % | 97 % | 92 % |
2. | Новорыбинская средняя школа
(4 класс) |
— | 33% | 67 % | — | 86 % | 14 % | 4,3% | 65 % | 60,7 % |
Новорыбинская средняя школа
(5 класс) |
— | 100 % | — | — | 78 % | 22 % | 7,1% | 74 % | 66,9 % | |
3. | Хетская средняя школа-интернат
(4 класс) |
— | 100 % | — | — | 100 % | — | 10,4 % | 88,4% | 78% |
Хетская средняя школа-интернат
(5 класс) |
— | 38 % | 62 % | — | 80 % | 20 % | 45 % | 95 % | 50 % | |
4. | Хатангская средняя школа № 1 (4 «А» класс) | — | 38 % | 62 % | — | 93 % | 7
% |
27 % | 93 % | 66 % |
Хатангская средняя школа № 1 (4 «Б» класс) | 10 % | 40 % | 40 % | 10 % | 30 % | 70 % | 3,1% | 43,4 % | 40,3 % | |
Хатангская средняя школа № 1 (5 «А» класс) | — | 56 % | 34 % | — | 50 % | 50 % | 28 % | 74 % | 46 % | |
Хатангская средняя школа № 1 (5 «Б» класс) | — | 76 % | 24 % | — | 86 % | 14 % | 31 % | 94 % | 63 % |
Приращение знаний
Резюмируя результаты формирующего (обучающего) эксперимента можно сказать следующее, что:
1. приращение знаний (ΔД) экспериментальной группы больше (ΔД) контрольной группы, потому что наблюдается влияние содержания и структуры подачи учебной информации этноматериала, базирующихся:
а) на социокультурном жизненно-практическом опыте самообучающейся личности школьника.
б) на совместной когнитивно-образовательной деятельности в ходе коммуникативно-регулятивного сотрудничества, как с взрослыми, так и сверстниками (одноклассниками).
Следует заметить, что (ΔД) экспериментальной группы больше (ΔД) – это показатель целостности триады субъектов когнитивно-образовательной деятельности. В данной ситуации форма сотрудничества подтверждает:
а) положение Б. Ф. Ломова о функциональном триединстве совместной деятельности взрослых и школьников,
б) совместная деятельность взрослых и школьников, в свою очередь, создаёт «зону ближайшего развития» ребёнка.
2. самое высокое значение (ΔД) у учащихся Сындасской начальной школы-интерната по сравнению с (ΔД) других экспериментальных школ (Новорыбинской, Хетской и Хатангских).
Данная разница доказывает истинность предположения о том, что на степень самообучаемости детей коренных малочисленных народов Крайнего Севера существенно влияют факторы социокультурной этнической среды:
а) культурно-бытовой уклад жизни,
б) владение лексикой родного языка;
в) традиции семейного воспитания.
3. результаты диагностической работы № 2 есть прямое доказательство формирования самосознания школьника, которое возникает при плодотворном коммуникативно-регулятивном сотрудничестве взрослых и детей, т.е. при определённом способе жизни, основанном на свойствах отношений с миром и людьми.
4. Большую роль в ходе эксперимента сыграла привычка детей из этносреды быстро и чётко самоорганизовываться.
Приведём в качестве примера определение понятия «самоорганизация (саморегуляция)», которую М. Е. Кузнецов формулирует как: «… сознательную работу обучаемого над собой в целях совершенствования познавательных, практических, эмоциональных, нравственных, и волевых способностей и черт характера, а не только средство достижения частных целей обучения» (М. Е. Кузнецов, 2000, с. 85).
Реальная ситуация школьного обучения
Ниже приведена сводная таблица, в которой отражены:
1. результаты успеваемости учащихся 4-х и 5-х классов за предыдущий учебный год;
2. показатели «актуального уровня развития»,
3. показатели «зоны ближайшего развития» детей;
4. приращение знаний, умений и навыков, как по классам, так и по школам.
№
п/п |
Общеобразовательная школа | класс | Кол-во
Уч-ся |
«5» | «4» | «3» | «2» | Д/Р
№ 1 (%) |
Д/Р
№ 2 (%) |
Приращение
(%) |
1. | Хетская школа-интернат | 4 кл. | 5 чел. | — | — | 5 | — | 14 | 67 | 53 |
5 кл. | 10 чел | — | 5 | 5 | — | 41 | 78 | 37 | ||
Приращение знаний: 45 % | ||||||||||
2. | Новорыбинская школа | 4 кл. | 7 чел. | — | 5 | 2 | — | 2 | 44 | 42 |
5 кл. | 9 чел. | — | — | 9 | — | 15 | 60 | 45 | ||
Приращение: 43 % | ||||||||||
3. | Сындасская школа-интернат | 4 кл. | 14 чел. | — | 6 | 8 | — | 5 | 100 | 95 |
Приращение: 95 % | ||||||||||
4. | Хатангская
школа № 1 |
4 «а» | 14 чел. | — | 8 | 6 | — | 28 | 78 | 50 |
4 «б» | 10 чел. | 1 | 4 | 4 | 1 | 3 | 16 | 13 | ||
5 «а» | 18 чел. | — | 6 | 12 | — | 24 | 44 | 20 | ||
5 «б» | 21 чел. | — | 4 | 17 | — | 42 | 65 | 20 | ||
Приращение знаний: 26 % | ||||||||||
5. | Хатангская школа-интернат | 5 «а» | 11 чел. | — | 6 | 5 | — | 25 | 0 | 0 |
5 «б» | 12 чел. | — | 1 | 11 | — | 23 | 0 | 0 | ||
Приращение знаний: 0 % | ||||||||||
131 чел. |
В таблице представлены не только результаты успеваемости за предыдущий учебный год, но и результаты:
а) диагностической работы № 1 (актуальный уровень развития ребёнка),
б) диагностической работы № 2 (зона ближайшего развития ребёнка).
До- экспериментальная и после- экспериментальная ситуации
Уточним, диагностическая работа № 1 (до эксперимента) – проверка сформированности знаний, умений и навыков за два, три года обучения, т.е. знания, умения и навыки, которые имеются «здесь и сейчас».
Диагностическая работа № 2 (после эксперимента) – проверка сформированности образовательных компетенций по 38 темам школьной программы для учащихся 6-ого класса, где четвероклассники и пятиклассники изучали темы из этой программы за 3-5 часов совместного продуктивного взаимодействия и коммуникации.
Итак, из таблицы видно, что все дети, независимо от их этнической принадлежности, приобрели, не только приращение знаний, умений и навыков, но сформировали знаниевые компетенции.
Исходя из этого, мы должны обосновать тот факт, почему учащиеся 4 «б» класса ХСШ № 1 показали низкий уровень приращения знаний? Это объясняется тем, что при написании диагностической работы № 1 присутствовали все 10 человек, а в эксперименте участвовали только 2 человека.
Причём ученик и ученица, которые за предыдущую учебную четверть имеют «2», т.е. они – неуспевающие.
Другой факт – воспитанники школы-интерната имеют тоже низкий показатель знаниевых компетенций.
Учащиеся 5-х классов ХСШИ написали только диагностическую работу № 1, но в эксперименте не принимали участие.
Вернее, пришли и через 15 минут ушли. Не потому что дети не захотели, а потому что педагоги не сочли нужным принять участие в эксперименте.
Отсутствие педагогов в эксперименте – это показатель не только низкой самооценки педагогов, но и отсутствие потребности в самообразовании, самосовершенствовании, саморазвитии.
Успеваемость | класс | Хетская школа-интернат
(%) |
Новорыбинская школа
(%) |
Сындасская школа-интернат
(%) |
Хатангская школа № 1
(%) |
Хатангская школа-интернат
(%) |
Актуальный уровень развития
(ЗУНы) |
4 кл. | 14 | 2 | 5 | 28
3 |
— |
5 кл. | 41 | 15 | — | 24
42 |
25
23 |
|
Зона ближайшего развития
(обучаемость) |
4 кл. | 70 | 44 | 100 | 78
16 |
— |
5 кл. | 80 | 60 | — | 44
65 |
0
0 |
Критерии развития
Более того, мы обобщили критерии развития, школьников из экспериментальной и контрольной групп:
1. было отделено само психологическое явление (психическое и интеллектуальное) от целостности. 2. зафиксировано психологическое (личностная самооценка) и интеллектуальное (осознанное и осмысленное оперирование математическими понятиями) образование того нового, что появилось в комплексном развитии ребёнка.
3. произошла перестройка связей между структурными частями личности, не только школьника, но и взрослых.
В результате эксперимента у взрослых и детей расширилась матрица социокультурного опыта жизнедеятельности.
Психические новообразования
В таблице, представленной ниже, отображены психические новообразования детей в результате организации психических процессов:
1. мышления,
2. восприятия,
3. воображения,
4. внимания,
5. памяти,
6. воли
в ходе их обучения на этноматериалах по математике.
Таблица самообучаемости четвероклассников
из экспериментальной группы
в монокультуре и поликультуре
№ п/п | Социокультурная среда | Психическое развитие
(память, внимание, воображение, восприятие, мышление) Задание № 1 |
Интеллектуальное развитие
(анализ → цель → план действий → реализация плана → рефлексия → конечный результат) Задание № 2 |
Развитие логической памяти
Задание № 3 |
Общая самообучаемость личности школьника | |
1. | Монокультурная среда | 88 % | 78 % | 76 % | 81 % | |
2. | Поликультурная среда | Этногруппа | 93 % | 54 % | 96 % | 81 % |
ингруппа | 72 % | 40 % | 98 % | 70 % |
Самообучение способствует комплексному развитию
Ниже будет представлена таблица с данными о комплексном развитии школьников из контрольной группы. Сравнение этих двух таблиц даст чёткое представление о различиях между учебно-воспитательным процессом школьного обучения и личностно-интеллектуальным процессом самообучения, в первом случае, ученика, а, во втором случае, самообучающейся личности школьника.
Таблица самообучаемости четвероклассников
из контрольной группы
в монокультуре и поликультуре
№ п/п | Социо
культурная среда |
Психическое развитие
(память, внимание, воображение, восприятие, мышление) Задание № 1 |
Интеллектуальное развитие
(анализ → цель → план действий → реализация плана → рефлексия → конечный результат) Задание № 2 |
Развитие логической памяти
Задание № 3 |
Общая обучаемость школьника | |
1. | Моно
культура |
87 % | 50 % | 0 % | 46 % | |
2. | Поли
культура |
Этногруппа | 50 % | 25 | 0 % | 25 % |
Другие группы | 24 % | 45 % | 20 % | 30 % |
Из таблицы видно, помимо эксперимента, благодаря систематизации знаний (30 мин) на содержании этноматериала, дети ингруппы наглядно продемонстрировали, что уровень интеллектуального развития (логической памяти) выше, чем у детей из моноактивной социокультурной школьной среды.
Хотя дети из моноактивной социокультурной среды показали уровень психического развития выше, что свидетельствует о необходимости этнодидактического подхода к комплексному развитию личности ребёнка.
Самооценка четвероклассников и пятиклассников
№
п/п |
Экспериментальное общеобразовательное
учреждение |
Самооценка до эксперимента | Самооценка после эксперимента | Общая самооценка | ||||
Низ. | Сред. | Выс. | Низ. | Сред. | Выс. | |||
1. | Сындасская начальная школа-интернат
(4 класс) |
100 % | — | — | — | — | 100 % | 94 % |
2. | Новорыбинская средняя школа
(4 класс) |
100 % | — | — | — | 50 % | 50 % | 61 % |
3. | Новорыбинская средняя школа
(5 класс) |
100 % | — | — | — | 29 % | 71 % | 68 % |
4. | Хетская средняя школа-интернат
(4 класс) |
100 % | — | — | — | 20 % | 80 % | 68 % |
5. | Хетская средняя школа-интернат
(5 класс) |
— | 100 % | — | — | — | 100 % | 50 % |
6. | Хатангская средняя школа № 1
(4а класс) |
71 % | 29 % | — | — | 8 % | 92 % | 69 % |
7. | Хатангская средняя школа № 1
(4б класс) |
100 % | — | — | 38 % | 38 % | 24 % | 40 % |
8. | Хатангская средняя школа № 1
(5а класс) |
44 % | 56 % | — | 7 % | 40 % | 59 % | 46 % |
9. | Хатангская средняя школа № 1
(5б класс) |
45 % | 55 % | — | — | 5 % | 95 % | 63 % |
Самооценка детей
В данной сводной таблице отображена самооценка детей, с одной стороны, как по классам, так и по школам. С другой стороны, до и после эксперимента. Как видно, самооценка школьника находится в прямой зависимости от веры в себя, в свои способности. А в основе веры лежит система ЗУНов.
Показателем школьной успешности является оценка ЗУНов ребёнка конкретным учителем. Как правило, учительская оценка сопряжена с детской тревожностью.
Что служит механизмом «самоопределения»?
Рассмотрим высказывание В.Ф. Сафина и И.Н. Нурлыгаянова по этому поводу.
Они считают: «Психологическим механизмом самоопределения личности выступает эмоционально насыщенный оценочный диалог субъекта со своими сущностными силами, с подобными образованиями других людей, а также с предметным миром в целях осуществления и переживания своего смысла жизни (особенно в критических и кризисных ситуациях)» (В.Ф. Сафин, И.Н. Нурлыгаянов, 2008, с. 23).
Другими словами, основой самоопределения личности школьника в желании самообучаться является внутренний диалог с самим собой, который определяет перспективу развития ребёнка как личности.
Условия возникновения самоопределения
Первое условие — диалог с самим собой.
Второе условие заключается в том, чтобы ребёнок испытывал позитив от предстоящих действий в ходе самообучения.
Третьим условием самоопределения являются некие ожидания положительного результата от процесса самообучения, который возвысит самого ребёнка в собственных глазах, повысит его самооценку.
Таблица личностного самоопределения
№
п/п |
Экспериментальные
Таймырские муниципальные общеобразовательные учреждения
|
ЭТНОМАТЕРИАЛ | ||
Экспериментальная группа | Контрольная группа | |||
по выбору | по выбору | по болезни | ||
1. | Сындасская начальная школа-интернат | 93 % | — | 7 % |
2. | Новорыбинская средняя школа – 4 класс | 57 % | 29 % | 14 % |
3. | Новорыбинская средняя школа – 5 класс | 67 % | 22 % | 11 % |
4. | Хетская средняя школа-интернат – 4 класс | 100 % | — | — |
5. | Хетская средняя школа-интернат – 5 класс | 80 % | — | 20 % |
6. | Хатангская школа № 1
4 «а» класс |
100 % | — | — |
Хатангская школа № 1
4 «б» класс |
20 % | 60 % | 20 % | |
Хатангская школа № 1
5 «а» класс |
39 % | 44 % | 17 % | |
Хатангская школа № 1
5 «б» класс |
76 % | 14 % | 10 % |
Из сводной таблицы и диаграммы видно, что большинство школьников экспериментальных учреждений личностно самоопределились для участия в эксперименте.
Хотя мы предполагали, что будут участвовать по максимуму 50 %.
И поэтому для нас было очень приятно то, что школьники самоопределились, хотя учителя математики полностью отстранились.
Такова реальность школьного обучения в настоящее время.
Кроме того, именно в Хатангской средней школе №1 обнаружена группа школьников, для которых приоритетом является не качество знаний и умений, а наличие показателя «хорошей» успеваемости.
Отсутствие осознанности у родителей
Возможно, хатангские школьники не пришли, поскольку родители не посчитали нужным прийти. Если бы родители захотели, но не смогли принять участие в эксперименте по разным обстоятельствам, то они кого-нибудь бы ребёнку посоветовали.
Данный анализ самоопределения школьников нас натолкнуло на идею сравнения результатов успеваемости четвероклассников и пятиклассников с результатами формирующего эксперимента, чтобы ответить на следующие вопросы:
1. объективно ли конкретный учитель оценивает знания, умения и навыки своих школьников?
2. весь ли интеллектуальный, когнитивно-образовательный потенциал реализуется во время учебно-воспитательного процесса?
3. даёт ли положительные результаты личностно-интеллектуальный процесс самообучения личности, свидетельством которых может быть показатель «зоны ближайшего развития
4. действительно ли личностно-интеллектуальный процесс самообучения формирует самообучающуюся личность школьника?
Натаскивание к ГИА
Кстати, перед экспериментом одна из школьниц 5 «б» класса Хатангской средней школы № 1 спросила: «А этот эксперимент поможет мне хорошо подготовиться к ГИА?».
Экспериментатор: «Этот эксперимент будет способствовать формированию и развития твоего интеллекта, когда ты научишься узнавать и познавать, думая, а думая, воспринимать знания осознано и осмысленно».
Вопрос школьницы дал понять, что для сегодняшних учителей и школьников показатель ГИА важнее, чем:
- логическое мышление,
- грамотная математическая речь,
- осознанное понимание содержания учебной информации.
Нас успокаивает то, что таких школьников оказалось всего лишь 22 % , а личностно самоопределившихся школьников оказалось 78 %, и это радует. А вот из 100 % учителей математики, не самоопределились 100 % и это:
а) огорчает,
б) наталкивает на идею разработки и проведения курса подготовки этнопедагогов-дидактов и разработки программы работы на экспериментальных площадках.
Вышеописанный факт не самоопределившихся учителей математики лишний раз подтверждает, что они не самообразовываются. Самообразование педагогов как приобретение ими систематематизированных знаний и связанных с ними навыков и умений путём самостоятельных занятий во внеурочное время, хотя бы в Интернете, чрезвычайно важный компонент формирования высокопрофессионального уровня их компетентности.
Эффективность этнодидактического принципа самообучения
Ниже будет приведена таблица эффективности личностно-интеллектуального процесса самообучения школьников, которая, с одной стороны, наглядно проиллюстрирует разницу в преподавании. С другой стороны, докажет истинную цель дидактики – искусство преподавания математики с детьми, которые педагогами считаются не обучаемыми.
Показатель эффективности этнодидактического принципа самообучения
№
п/п |
Экспериментальные
Таймырские муниципальные общеобразовательные учреждения
|
Подтвердили годовую оценку за предыдущий учебный 2007-2008 учебный год | Повысили годовую оценку |
1. | Сындасско | 0 % | 100 % |
2. | Новорыбное- 4 класс | 29 % | — |
3. | Новорыбное – 5класс | 38 % | 62 % |
4. | Хета – 4 класс | 40 % | 60 % |
5. | Хета – 5 класс | 50 % | 50 % |
6. | Хатанга – 4 «а» класс | 57 % | 43 % |
7. | Хатанга – 4 «б» класс | — | 20 % |
8. | Хатанга – 5 «а» класс | 17 % | 83 % |
9. | Хатанга – 5 «б» класс | 14 % | 86 %
|
Представленная сводная таблица и диаграмма очередной раз подтверждают необъективность учительской оценки.
Особенно по четвероклассникам из Новорыбинской средней школы:
1. подтвердили свою годовую оценку за предыдущий учебный год один «троечник» и один «хорошист».
2. один «хорошист» написал д/р № 1 на 7б, но д/р № 2 – на 46 б; второй «хорошист» — на 0 б, но д/р № 2 – 48 б; третий «хорошист» — д/р № 1 – 0 б, а д/р № 2 – на 36 б.
3. почти все школьники, ощутимо, повысили уровень когнитивно-образовательной деятельности, хотя при разработке программы эксперимента слабо, но надеялись на положительную динамику, потому что акцент дидактического обучения ставился на два момента, с одной стороны, на личность школьника. С другой стороны, на процесс самообучения.
4. на свой страх и риск мы согласились пойти на уступки школьникам из Новорыбинской средней школы – на детское коммуникативно-регулятивное сотрудничество, поскольку у детей почти одинаковый объём опыта.
И были удивлены, когда результаты формирующего эксперимента показали положительный результат самообучаемости и формирования личности школьника.
Следовательно, эксперимент действительно был формирующим, обучающим по сути своей.
Свежие комментарии