Когда родители трудятся,
а дети наслаждаются жизнью,
внуки будут просить милостыню
Японская пословица
Что такое этнопедагогическая дидактика? Какие ключевые правила этнопедагогической дидактики составляют её «скелет»?
Ни в Интернете, ни в ведущих российских библиотеках не формулируется понятие «Психология этнопедагогической дидактики», поэтому возьму на себя смелость всё-таки дать дефиницию (определение) этого понятия, которое будет корректироваться ещё и ещё.
Итак, Психология этнопедагогической дидактики представляет собой житейскую основу процесса семейно-обучающего воспитания подрастающего поколения по законам этнических традиций.
Психология этнопедагогической дидактики — это осознание семейно-обучающего воспитания подрастающего поколения по законам этнических традиций и обычаев.© З.Н. Ичин-Норбу.
В этой книге нам необходимо осознать, что использование технологии самообучения в процессе детского саморазвития неизбежно изменяет наши социальные институты и наши духовно-нравственные ценности.
Знаменательно то, что написание этой электронной книги я завершила в РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО, в один из главных и светлых праздников, установленный в честь рождения во плоти Иисуса Христа от Девы Марии.
Было такое ощущение, что моими мыслями управлял и их обогащал сам Иисус Христос.
Осознание технологии самообучения под углом 5 правил этнопедагогической дидактики
Если таких изменений нет, то технологический прогресс не произведёт ожидаемых результатов.
- Финансовых успехов.
- Эмоциональных радостей.
- Гуманистических ценностей детского саморазвития.
Ни для кого не секрет, что в нашем современном мире рыночных отношений власть переходит от тех, кто вкладывает деньги, к конкурентоспособным самообучающимся личностям, вкладывающим в свои знаниевые компетенции.
- Умение непрерывно самообучаться.
- Позитивные эмоции.
- Творческое воображение.
Ключевое правило этнопедагогической дидактики — миром правит многообразие
Вопросы, а не ответы
определяют будущее…
Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале
Личностно-интеллектуальная система координат является многовекторной, многофакторной, многосегментной средой самообучения для саморазвития.
Безусловно, умение педагога создать личностно-интеллектуальное пространство детского саморазвития и организовать детскую когнитивно-образовательную деятельность – это искусство достижения выдающихся результатов с помощью рядовых воспитателей детских садов и школьных учителей.
Преимущества личностно-интеллектуального пространства
В чём преимущества личностно-интеллектуального пространства детского саморазвития?
Первое преимущество – предметно-содержательные сегменты с набором дидактических материалов непроизвольно привлекают внимание личности ребёнка.
Второе преимущество – любой набор дидактических материалов мотивирует личность ребёнка на когнитивно-образовательную деятельность. «Интеллект сегодня сильнее целых государств…» (Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале, 2005, с. 110).
Третье преимущество – когнитивно-образовательная мотивация личности ребёнка удерживает её до тех пор, пока она не сформирует собственные знаниевые компетенции, которые помогут ей в будущем понять: «… определённое становится неопределённым, а невозможное становится возможным…» (Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале, 2005, с. 51).
Четвёртое преимущество – нет ничего важнее, чем коммуникативно-регулятивное сотрудничество, основой которого является ДОВЕРИЕ, когда авторитарное педагогическое руководство на страхе детей и родителей уже не работает. Сегодня «рулит» человеческий разум, который только сама личность ребёнка способна формировать и самостоятельно развивать.
Пятое преимущество – это сюжетно-ролевая ситуация детского саморазвития, запускающая механизм саморазвития, поскольку в современном мире уже не актуально заниматься карьерным ростом. Сегодня в центре внимания — стиль жизни. Именно поэтому в нашей Школе «ТРИ-Л» мои дошколята уже разрабатывали собственные проекты и защищали их так, что все вокруг слушали проектировщика с раскрытым ртом. Детский проект – это стартовая точка отсчёта великих начинаний, а, как известно, новые роли неизбежно требуют новых знаний, которые мои детки уже в трёхлетнем возрасте умеют делать с огромным удовольствием.
Напомню основное положение Л. С. Выготского – для того, чтобы объяснить сложные формы сознательной жизни человека, необходимо выйти за пределы организма, искать источники этой сознательной деятельности и «категориального» поведения не в глубинах мозга и не в глубинах духа, а во внешних условиях жизни, и в первую очередь во внешних условиях общественной жизни, в социально-исторических формах существования человека.
В этой связи я считаю, что этнокультурные факторы среды – это внешние условия жизнедеятельности ребёнка, которые определяют его комплексное развитие. © З.Н. Ичин-Норбу.
Двадцать оленей окружили нашу походную палатку и целых два часа охраняли её, пока мы принимали лечебные ванны. Как они догадались о том, что мы — из оленьего края?
Личность формируется в семье путём обучающего воспитания на основе этнических традиций семейного воспитания подрастающего поколения, но НЕ школой и НЕ детским садом. Так что, педагоги, спите спокойно и дышите ровно! © З.Н. Ичин-Норбу.
РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННЫХ КОНЦЕПЦИЙ
Как социокультурные факторы развития влияют на стиль мышления ребёнка в этнокультурной социальной среде, с одной стороны, а с другой – в поликультурной школьной среде?
Исследования А. Р. Лурия в 30-е годы и американского психолога Дизе (1962, 1963) — частотные характеристики ответов на предъявленное слово и интеркорреляция тех слов, которые вызывают соответствующие ассоциации прошлого века показали и доказали, как социокультурная среда влияет на саморазвитие личности ребёнка, когда ассоциативные связи, возникающие у деревенского ребёнка более стандартны, чем связи, возникающие в речевой сфере городского ребёнка. © З.Н. Ичин-Норбу.
Думаю, не лишним будет озвучить определение американских бизнесменов: «…инновация – это переосмысление того, что мы делаем, и создание заново самой нашей отрасли…» (Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале, 2005, с. 175).
Таймырский эксперимент наглядно и доступно показал не только негативные моменты школьного образования, но и пути выхода из кризиса школьной дидактики. © З.Н. Ичин-Норбу.
Следует заметить, что в ходе эксперимента на Таймыре были учтены этнокультурные факторы саморазвития речевого мышления детей в содержании этнодидактического пособия на русском языке, что доказало логическую необходимость и целесообразность успешности школьников из этнокультурной среды, поскольку в этнодидактическом пособии самообучения математике были приняты во внимание следующие социокультурные факторы.
ПЕРВЫЙ ФАКТОР.
Культурно-бытовой уклад жизни долган.
ВТОРОЙ ФАКТОР.
Владение лексикой родного языка как речевое мышление в этнокультуре.
ТРЕТИЙ ФАКТОР.
Этнокультурные традиции семейного воспитания.
ЧЕТВЁРТЫЙ ФАКТОР.
Духовно-нравственные ориентиры в социуме. Этническая ценность северных народностей заключается в их единстве с природной тундрой.
ПЯТЫЙ ФАКТОР.
Модель межкультурного общения и взаимодействия.
Заключение
В качестве заключения приведу 5 ключевых правил психологии этнопедагогической дидактики.
Правило № 1.
Воспитывать личность ребёнка так, чтобы она во взрослой жизни в любой вещи видела не стоимость, а её ценность, полезность.
Правило № 2.
Воспитывать личность ребёнка так, чтобы у неё всегда была потребность в здоровом образе жизни: физкультура + правильное питание, чтобы он потом не принимал лекарства для того, чтобы быть здоровым.
Правило № 3.
В каждом своём ребёнке видеть будущую мамочку или папу, поскольку у каждого ребёнка может быть 100 причин отказаться от Вас, но он найдёт всего лишь 1 причину, чтобы не покинуть Вас в трудную минуту.
Правило № 4.
В каждой личности ребёнка воспитывать своим образом жизни ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ!
Правило № 5.
Жизнь – это долгий и длинный путь к совершенству, поэтому её надо совершенствовать ВМЕСТЕ с детьми и их папой или мамой. Согласитесь, приятно, когда есть люди, которые видят, слышат и вкушают СВЕТ того, о чём я пишу, возможно, дерзко, но открыто.
Свежие комментарии