Воспитание является самопроизвольным, но динамичным процессом интеграции семейной генетики и философии формирования личности ребёнка.
Семья учит делом, а не словами
И.Г. Песталоцци
Можно ли говорить о воспитании личности ребёнка в детских садах и школах?
На этот вопрос я могу дать отрицательный ответ, поскольку концептуальная база статьи будет посвящена признанию и обоснованию приоритетной роли семьи в формировании личности ребёнка.
Постараюсь обосновать своё отрицание воспитания личности в детских садах и школах.
- Семьи без биологических родителей не бывает, значит, первостепенную роль в биолого-физиологическом аспекте играет этническая генетическая программа саморазвития как программа наследственности, поскольку генетический код родителей существенно влияет на формирование личности ребёнка:
- Интеллигентность
- Характера.
- Вкуса.
- Привычек.
- Поведения как реакции на внешнее воздействие.
- Семья – самоорганизующаяся система, встроенная в культуру общества и функционирует в нём, а потому является первым социумом, в котором личность ребёнка:
- Познаёт общественные нормы поведения через этнические традиции и обычаи.
- Этническую культуру общения и взаимодействия, заложенную в основу этнопедагогики.
- Истинную природу взаимоотношений между членами семьи.
- Любая семья имеет собственную этнодидактическую философию, влияющую на: мировоззрения, мироощущения, духовности, нравственности и мировосприятия.
Психология школьной этнодидактикИ:
- Цели.
- Принципы.
- Методы.
- Содержание.
Как правило, любая цель возникает по причине чего-то. Также и «Психология школьной этнодидактики» имеет свою причину, которая кроется в результате активного взаимоотношения личности ребёнка с природой, продуктом которого является интеллект как способность адаптации личности ребёнка к окружающей действительности, к определённой социальной нише:
- Взаимоотношение в семье.
- Взаимоотношения с детьми и воспитателями в детском саду.
- Взаимоотношения с детьми и учителями в школе.
Несомненно, интеллект тесно связан с мышлением и формами его проявления.
ГЕНЕТИКА СЕМЬИ
Безусловно, любая семья[1] имеет свою генетическую программу детского саморазвития, унаследованную от предков. Другими словами, личность каждого ребёнка реализует в конкретной семье потомственную, родовую и преемственную программу, но в современных условиях.
И когда говорят о воспитании в детском саду и школе как о целенаправленной передаче знаний путём назидания, нравоучения и нотации, то здесь то и начинается истинное заблуждение воспитателей и учителей.
Поскольку воспитать означает вырастить, вскормить, взлелеять, вынянчить, выходить, пестовать, то, естественно, ни в детском саду, ни в школе по определению невозможно воспитать, а только в семье по принципу пословицы «Сколько волка не корми, всё равно он смотрит в лес».
Думаю, это несправедливо и неправильно, что педагоги детского сада и школы решили на себя взять функции семьи, с которыми они не в силах справиться, потому что им неведома генетическая программа воспитания в семье.
Цареградская Ж.В. информирует: «Сегодня подсчитано, что из 80 000 различных генов примерно половина определяет развитие, формирование и управление центральной нервной системы. Этим числом и ограничивается действие наследственности — дальнейшее развитие головного мозга происходит под влиянием внешних стимулов и обучения».
Бесспорно, стоит прислушаться к результатам исследований учёных в области нейропсихологии.
Я не зря настоятельно утверждаю о влиянии генетической программы детского саморазвития, поскольку есть все основания на такое утверждение – это исследования английского психолога Д. Шаттлеворта (1935), в которых довольно красноречиво установлены количественные пропорции влияния среды и наследственности на умственное развития[2]:
- 64 % — наследственное влияние.
- 16 % — семейное влияние.
- 3 % — различия в воспитании детей в семье.
- 16 % — смешанные факторы.
Итак, со всей очевидностью видно и понятно, что генетическая программа детского саморазвития тесно связана с генетикой и семейной философией.
СЕМЕЙНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Если внимательный педагог будет наблюдать за действиями, речью и поступками конкретного ребёнка, то в обязательном порядке заметит, что нет одинаковых детей в группе, поскольку каждая личность ребёнка – это продукт философии конкретной семьи.
Непременно, только семья изначально определяет круг интересов и потребностей, взглядов и духовно-нравственных ценностных ориентаций личности ребёнка в любой внешней социокультурной среде жизнедеятельности.
Действительно, в семье предоставляются материальные и духовно-нравственные условия для саморазвития личности ребёнка. Следовательно, личность ребёнка формируется и саморазвивается только в процессе социализации в семье как в социальной ячейке общества, а совершенствуется ребёнок как личность в личностно-интеллектуальной среде самообучения в ходе социализации.
Общеизвестно, что любая семья имеет этнические корни. В данном случает следует говорить именно об этнопедагогике семьи.
Этнопедагогика семьи:
- Ценностные ориентации.
- Уровень образования родителей.
- Этническая культура.
- Степень ответственности.
- Сплочённость членов семьи.
Семья имеет собственную технологию формирования личности ребёнка:
- Образ мыслей, мышления и стиля жизни родителей.
- Тренировочные многократные повторения действий взрослых.
- Поведение как результат самообучения и саморазвития личности ребёнка.
Только семья может заложить основу:
- Личностной успешности ребёнка:
- Богатый словарный запас.
- Манеры как культуру поведения
- Уважение к взрослым.
- Вежливость и добропорядочность.
- Уверенность в семье, как следствие истинной родительской любви к ребёнку.
- Личностной неуспешности ребёнка:
- Множество комплексов, основанных на детских обидах.
- Злости и ненависти как проявлений зависти и ощущения собственной никчёмности.
СЕМЕЙНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
Почему семья имеет неограниченные возможности воздействия на формирование личности ребёнка?
- С членами семьи ребёнок коммуницирует каждый день.
- Именно в семье личность ребёнка ощущает собственную защиту от общества.
- Только в семье ребёнка поймут, поскольку родители ребёнку высказывают все недовольства, а на стороне они хвалят ребёнка и гордятся им. И это ребёнок знает и чувствует. Именно потому личность ребёнка уверена в том, что родители НИКОГДА не предадут её.
- В семье личность ребёнка приобретает навыки СОТРУДНИЧЕСТВА в ходе интеллектуальной, духовно-нравственной и трудовой активности через сенсомоторную, эмоциональную и волевую сферу взаимодействия.
- В семье ярко выражена возрастная многоколенность, в которой преемственность поколений играет наиважнейшую роль в формировании личности ребёнка – это базовый «ПЛЮС» любой семьи перед детским садом и школой, где ребёнок находится в кругу свои ровесников, не имеющих житейского опыта и мудрости, как конгломерата проб и ошибок. Именно поэтому дети обучаются глядя на других, поскольку каждый ребёнок – это образец, эталон конкретной семьи.
- В семье нет целенаправленного, обоснованного и планомерного воздействия на личность ребёнка, которые являются приоритетами в дошкольной и школьной педагогике. В школьных программах воспитания нет места:
- Любви, которая изначально заложена в семье.
- Привязанности.
- Доверия.
- Ответственности друг за друга.
- Спектра естественных эмоций и искренних переживаний.
- Душевной открытости и наивной искренности.
Личность ребёнка – это индивидуальность, воспитанная в семейном социуме согласно этническим традициям и обычаям в определённом географическом месте, где есть свои условные особенности детского саморазвития.
Сумма каких слагаемых составляет процесс воспитания?
ВОСПИТАНИЕ
Процесс воспитания я завизуализирую в виде составных частей дерева, где:
- Корень – это генетический потенциал рода.
- Ствол – это этническая философия семьи.
- Крона – это социализация через индивидуализацию, которая свойственна процессу дошкольного и школьного образования.
- Плоды – это знаниевые компетенции, которые формируются в личностно-интеллектуальном процессе самообучения.
1 – Генетика.
2 – Семейная философия. Духовность и нравственность базируются на этнических традициях семьи, которая есть социокультурная единица общества. В семье личность ребёнка НЕ слышит красивых нравоучительных слов, она видит и улавливает конкретные поступки и действия родителей. Например, если родители говорят о вреде курения, но сами при этом не отпускают с рук сигарету, то ребёнок обратит внимание на действия, а не на слова. Следовательно, только в семье формируются жизненные ценности и личностные принципы.
3 – Социализация в детском саду и в школе. Социализация – это процесс вовлечения личности ребёнка в когнитивно-образовательную деятельность, когда личность ребёнка:
- Самостоятельно ориентируется в личностно-интеллектуальном пространстве детского саморазвития.
- Самостоятельно определяет время взаимодействия и общения с детьми и с педагогом.
- Самостоятельно регулирует собственным поведением в ходе коммуникации.
Взгляд – зеркало детской души
Взгляд личности ребёнка отражает эмоции и переживания, связанные с мышлением. Взгляд, по сути своей, является индикатором мышления, а речь – отражение мышления в словесной форме.
Как показала многолетняя педагогическая практика, детей из тундры отличает других детей их взгляд, который свидетельствует о рассудочном анализе, выделяющем:
- Формы.
- Элементы.
- Законы.
В ходе объяснения темы урока, я всегда наблюдала за реакцией мальчика из тундры. Если его взгляд сосредоточен, значит, логика раскрытия темы не нарушена. Но если он сел боком, значит, его разум протестует.
Естественно, внимание в процессе самообучения играет наиважнейшую роль, которому свойственны:
- Яркость.
- Интенсивность.
- Внезапность.
Безусловно, внимание запускает личностно-интеллектуальный интерес как связку воли и чувств.
Разумеется, разум – не источник действительного содержания детского мышления, а даёт лишь общую форму для всякого возможного содержания. Разум, скорее, является особой мыслительной активностью личности ребёнка.
Кроме того, если личность ребёнка способна мыслить, значит, она способна:
- Отвлечься от конкретных житейских ситуаций.
- Обобщить в слове или словах, в которых дана действительная сущность разумного мышления.
- Действовать интенсивно, целесообразно и ценностно по личностному достоинству действиям.
Однако разум есть показатель семейной философии и генетики.
Между тем, дети из тундры отличаются от других детей своими внутренними принципами, которые представляют собой:
- Наибольшее внутреннее единство.
- Наибольшую полноту духовно-нравственного содержания.
- Ясную и внутреннюю обязательность и ответственность.
Исходя из собственных наблюдений за тундровиками, я заметила, что они чрезвычайно впечатлительны. А впечатлительность – это способность к особенно быстрому и интенсивному восприятию воздействий:
- Картины ситуации, события, явления.
- Вида природы.
- Лица.
Таким образом, личность ребёнка обладает:
- Разумом. Разум – это способность образования безусловных идей (В. Соловьёв).
- Волей. Воля тесно связана с каноном, который является правилом «чистого разума».
- Своеобразным характером при единстве самосознания.
- Эмоциями и переживаниями.
- Мировосприятием, связанным с познанием и рефлектирующим мышлением.
- Мироощущением, связанным с идеями, означающими умопостигаемую и вечную сущность предмета.
- Мировоззрением, связанным с истиной, означающей соответствие между мыслью личности ребёнка и объективной действительностью.
- Собственным социокультурным опытом, который отражает состояние сознания. Именно опыт, будучи первичным источником детских знаний даёт личности ребёнка материал для всякого другого познания. Кстати, опыт бывает собственный и чужой, а также житейский и научный (Владимир Соловьёв).
Короче говоря, социокультурный опыт личности ребёнка – это:
- Эмоционально пережитые и переживаемые состояния.
- Душевные волнения.
- Волевые решения.
- Размышления и рассуждения.
В ходе личностно-интеллектуального процесса самообучения ребёнок приобретает «научный опыт», поскольку он систематически обрабатывает опытный материал посредством рефлексии. Именно переход от «житейского опыта» к «научному опыту» (Л.С. Выготский) заложен в основе этнодидактического пособия самообучения математике «Занимательная математика для северян».
Следует заметить, что когнитивно-образовательная деятельность личности ребёнка формирует ум, в котором происходит единение мысли и объективной реальности, состоящей из совокупности фактов сознания, объективного содержания.
Индивидуализация
-
В личностно-интеллектуальной среде самообучения ребёнок погружается в конкретную область знаний.
- В ходе общения и взаимодействия с другими детьми личность ребёнка рефлексирует собственное поведение и конкретные действия.
- Самостоятельно оценивает собственные знания и корректирует их, в результате чего формируются знаниевые компетенции. Как правило, знание обозначает теоретическую активность ума, а потому является результатом умственного процесса.
Однако индивидуализация не может быть без социализации, как и социализация без индивидуализации.
Более того, личность ребёнка часто:
- Сомневается, а сомнение – это точка отсчёта мышления.
- Не соглашается, а несогласие – это наличие конфликта имеющегося опыта и нового факта, события, явления или межличностного отношения.
- Критикует поступки и слова других детей, а критика – это оголение собственного недостатка или незнания.
- Восхищается, а восхищение – это признание нового опыта, нового знания, которое вплетается в ткань собственного социокультурного опыта формирования знаниевых компетенций.
Думаю, есть дети:
- Напоминающие обработанный алмаз, у которых родители интеллигентны и образованы.
- Похожие на необработанный алмаз, потому что родители не имеют достойного образования и печальная генетика.
Более того, индивидуализация – это единичное в общем, а социализация – общее в единичном. Между тем, в момент детского саморазвития происходят взаимопереходы СОЦИАЛИЗАЦИЯ → ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ → СОЦИАЛИЗАЦИЯ.
Кстати, интеллигентность – это генетический показатель, нежели образовательный.
Итак, воспитание – это самопроизвольный, но динамичный процесс формирования личности ребёнка, интегрирующий в себе генетику и семейную философию для формирования личности ребёнка. © З.Н. Ичин-Норбу.
К сожалению, ни Администрация Красноярского края и Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, ни Министерство образования и науки Красноярского края пока не созрели для понимания и внедрения этого бизнес-проекта.
Однако Калмыкия, Татарстан и Якутия серьёзно заинтересовались «Психологией школьной этнодидактикой».
Возможно, они логически подойдут к необходимости реализации этого бизнес-проекта. А замороженный СЕВЕР, видимо, ещё не скоро оттает для интеллектуального прогресса.
Можно вспомнить информацию 1992 года давности, которую мне представил Еремей Константинович Чиряев: «В первой четверти 21-ого века самый дорогостоящий образовательный проект будет на Севере». Эта новость меня вдохновляет на дальнейшие исследования.
Что даёт ОДИН внук?
- СОЛНЫШКО в небе, поскольку в минуты разочарования в жизни глянешь на это счастливое личико, и тут же забываешь о проблемах
- ПОКОЙ и ОТДЫХ, когда видишь это милое спящее личико и слышишь сопение курносика, тут же обретаешь душевный покой, когда отдыхают не только тело и мозг, но и душа.
- ЗДОРОВЬЕ, потому что детская непосредственность так рассмешит, что забудешь про все проблемы. Чем больше человек смеётся, тем ЗДОРОВЕЕ он становится.
- ФИЗКУЛЬТУРУ, поскольку так за день набегаешься за внуком, с внуком, что не нужен никакой фитнес для уменьшения веса и приобретения стройности.
- ДИЕТУ, поскольку всегда внуку отдаёшь самое сладкое и жирное, лишив себя.
- УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ, поскольку перед внуком не хочется быть слабой, неумёхой и трусливой. Всё-таки, БАБУШКА или ДЕДУШКА — это МАЯК в жизни! Это ДАНКО во плоти, который детям и внукам своим СЕРДЦЕМ освещает жизненный путь.
- ДРУЗЕЙ, поскольку внук — это настоящий ДРУГ! Он всегда поймёт, простит и своим поведением подскажет такой вариант решения проблемы, который даже трудно было предположить, поскольку его устами говорит и его поведением подсказывает сам БОГ!#ЗояНик.
Как ребёнок достигает своей цели
Обратите внимание на ребёнка – он захотел что-то и тут же получил!
Потому что он действовал быстро и решительно:
- Истерику закатил в магазине.
- Помог мамочке в хозяйстве.
- Бунт устроил.
- Изобразил жалкого существа.
- На совесть родителей надавил.
Помните! Ребёнок – это манипулятор ещё тот!
Попробуйте сформировать у себя новую привычку — Не думать о поражении!
Как только приходит в голову идея, в этот момент нельзя применять слова-блокаторы:
- «Хотя бы …».
- «А вдруг…».
- «А если …» и т.д.
Помните!
- Страх ошибки парализует мысли и действия!
- Ошибки – это самые хорошие УЧИТЕЛЯ, принимайте их с радостью и благодарностью. Именно ошибки делают личность сильной и крепко стоящей на своих ногах.
- Сильная личность проявляет силу воли и характер бойца, чтобы смело, решительно и мужественно, сознательно и намеренно противостоять своим страхам.
А вот ещё одна новая привычка — Упорство и решительность!
ПОМНИТЕ!
- Настоятельность, упорство, храбрость и решительность самообучающейся личности притягивают УСПЕХ!
- Успех у той личности, которая верит в себя и надеется на успех!
- Кризисные моменты, сложные обстоятельства выживания раскрывают силу самообучающейся личности.
- Именно самообучающаяся личность идёт и не сдаётся!
- Вы – продюсер житейских ситуаций!
Свежие комментарии