Как психология этносемьи и этносемейное воспитание способствуют гармоничной полноценной социализации личности каждого ребёнка?
Психологическая сторона социализации детей в этносемье.
- Полная и благополучная семья. В тундре нет неполных семей — это ключевое отличие этносемьи от семей в городских условиях, где в основном: одна мама или один папа воспитывают одного или нескольких детей.
- Отцовская ответственность перед личностью каждого ребёнка. Именно отец формирует чувство самостоятельности и ответственности у личности каждого ребёнка через поощрение их активности, давая образцы способов, методов и путей решения проблемных ситуаций в жизни на пути к достижению целей. Более того, именно отец, оказывая помощь своим детям, стимулирует их автономию (независимость) в формулировке целей и способов их достижения.
- Эмоциональная атмосфера в этносемье, когда личность каждого ребёнка не слышит родительских признаний в любви «Я тебя люблю!», а ежемоментно чувствует родительскую любовь и заботу, моральную поддержку в любой сложной житейской ситуации. Когда ребёнок знает и уверен в том, что он всегда может положиться на родителей, на их понимание и их готовность в любую минуту прийти на помощь, потому что они всегда рядом, а не где-то на работе в конце города.
- Родительская надёжность, потому что родители всегда на виду в процессе этносемейного воспитания, когда они мало говорят, но дают понять их причастность: жестами, мимикой, строгим взглядом, улыбкой, паузным молчанием, удивлением или просто заразительным хохотом, потому что в этносемье не принято постоянно хвалить ребёнка за различные действия. Такая формальная реакция характерна для родителей в городских условиях. Родителям не понять, что их словесная хвала в адрес ребёнка за определённые действия — это хвала. Если отец или мать хвалят ребёнка за что-то, то это означают только одно — они НЕ верят в полноценность ребёнка, в его самостоятельность, что усугубляет комплекс неполноценности и деформирует гармонию социализации.
- Взаимоуважение и взаимопонимание детей и родителей, когда не только дети учатся у родителей выполнять практические навыки и умения себя обслуживать, помогать взрослым и младшим братьям, сёстрам, но и родители обучаются у детей умению интуитивно принимать решения в конкретных проблемных житейских ситуациях. Иногда даже какой-то детский поступок или слово являются ключевыми подсказками для родителей, потому что родители уже отвыкли от детских привычек спонтанности и непосредственности, потому что не умеют психологически расслабляться, «отключать» свой мозг от трудовых дел.
- Содержательная насыщенность объёма социокультурного опыта личности каждого ребёнка в тесном кругу этносемьи. Ничто так не обогащает личный житейский опыт словаря и действий, как постоянные ошибки, за которые родители в этносемье никогда не осуждают, не ругают, наоборот, поощряют личность каждого своего ребёнка за их смелость, за отсутствие страха сделать ошибки. Потому что родители в этносемье традиционно убеждены в том, что если ребёнок будет совершать ошибки при них и тут же их анализировать, чтобы потом не совершать опрометчивость, то они могут его смело пускать одного на рыбалку, на охоту или пасти оленей, которых всегда караулят волки. Родители настолько верят в личность каждого ребёнка, что они смело им доверяют ружьё и остро наточенный нож.
- Постоянное и последовательное стремление личности каждого ребёнка к совершенствованию собственных действий, потому что они всегда находятся в совместной трудовой деятельности с родителями, с членами оленеводческой или рыболовецкой бригады. Ничто так не готовит к взрослой жизни (социализирует), как коммуникативно-регулятивное сотрудничество в команде, в социальном коллективе рыбаков, охотников, пастухов, оленеводов и чумработниц.
Что значит коммуникативно-регулятивное сотрудничество детей и взрослых?
Это значит, что в ходе общения и коммуникации (несловесного общения) дети и взрослые с одинаковой степенью ответственности регулируют своим мышлением и поведением. Ребёнку не обязательно что-то говорить, а он сам путём наблюдения, сравнения и анализа определяет степень ошибочности действий не только своих, но и взрослых.
Кстати, родители, прародители или взрослые родственники никогда не комплексуются по поводу того, что они при ребёнке допустили оплошность или не вовремя сообразили, как надо действовать, потому что они все на интуитивном уровне знают то, что ребёнок их поймёт и простит. И так же они поступают с ребёнком, когда личность каждого ребёнка твёрдо знает то, что родители и взрослые всегда его поймут и простят их ошибки.
Это и есть фундаментальная основа гармоничных детско-родительских отношений — психологии этносемьи и этносемейного воспитания, чтобы личность каждого ребёнка безболезненно и грамотно социализировалась, активно и разносторонне познавая окружающий мир предметов, явлений, событий и межличностных отношений.
Соответственно, именно психология межличностных детско-родительских отношений в этносемье в процессе воспитания подрастающего поколения и есть та сила волевой, ответственной и самообучающейся личности, которую НИКОГДА не даст ни одна школа-интернат.
Вот в чём преимущество кочевого образования, когда когнитивно-образовательная деятельность личности каждого ребёнка проходит в эмоциональной детско-родительской доверительной атмосфере этносемьи.
Спектр маленьких житейских побед над собой в ходе социализации в этносемье
Почему личности каждого ребёнка в процессе этносемейного воспитания так важно ежемоментно побеждать себя?
В качестве утверждающих ответов я приведу свой собственный пример из жизни.
Победа 1
Разная социальная роль — это многогранность личности в роли сына или дочери, брата или сестры, внука или внучки, правнука или правнучки.
Возможно, поэтому городские родители загоняют своего ребёнка в роль «отличника», тем самым, с одной стороны, отнимая у него детство, умение радоваться непредсказуемым проявлениям жизни. С другой стороны, такие родители обречены на жалкую, одинокую старость.
Замечу, в этносемье вообще неактуально само понятие «отличник», потому что родители любят ребёнка просто за то, что он ребёнок, а не за социально-школьную успешность.
Победа 2
Мне было в жизни трудно ВСЕГДА, но трудность разного характера — это и есть ключевое условие саморазвития, потому что формирует:
— волю, как фокус личностных проявлений;
— характер, благодаря которому формируется основа хорошей привычки — радоваться жизни;
— внимание, как фокус сознания, благодаря которому всегда можно обрести результативный успех в жизни.
Победа 3
По сей день не могу понять — с какой Божьей миссией я появилась на Свет? Поэтому никогда своим детям не навязывала, с одной стороны, свой многогранный образ мышления. С другой стороны, свою личностную модель поведения.
Возможно, потому что я воспитывалась и саморазвивалась в этносемье, где папа никогда меня не ругал за шалости или за ошибочные действия, которые, как правило, не приводили меня к ожидаемым результатам.
Я знала твёрдо, что если папа громко расхохотался, то это значит только одно — я поступила неправильно. И вместо того, чтобы обижаться на хохот папы, я анализировала шаг за шагом свои действия, и находила ошибку — причину оплошности. И когда папа это замечал, то он довольно улыбался. Я никогда не слышала от него ни слов хвалы или признания в отцовской любви, потому что критерием правильности моих действий была его искренняя радость, широкая улыбка и светящие глаза.
Именно такая черта — умение искренне и открыто радоваться правильным действиям детей — и отличает этносемейное воспитание от галочных, формальных действий педагогов в школах-интернатах, для которых отчёт перед чиновников важнее самой личности каждого воспитанника.
Победа 4
Многоаспектный интерес к жизни. Можно иметь определённую ежемесячную денежную сумму в виде пенсии, благодаря которой я всегда ощущаю чувство СВОБОДЫ, когда меня не могут морально уничтожить:
1) чиновники — рабы власти и денег;
2) депутаты — рабы собственных комплексов.
Победа 5
Я никогда не тороплю время, и не бегу, гоняясь за ним, потому что в какой-то степени научилась управлять своими эмоциями и на ходу корректировать программу действий, благодаря своей интуиции.
Победа 6
Я научилась ежемоментно открывать для себя что-то новое даже в мелочных проявлениях жизни. Потому что, если что-то из плана действий не получилось, значит, это неправильный выбор варианта решения.
Возможно, личностно-интеллектуальная конкретная житейская ситуация вовсе не представляет собой проблему, а всего лишь проявление воспалённого мозга, подкидывающего мне всевозможные иллюзии.
Победа 7
Я никогда, ни одного чиновника образования и науки, ни о чём не просила. Возможно, поэтому никогда перед администрацией школы или перед научными руководителями я не стояла на коленях, поэтому они не смогли сломать меня через колено. Это результат постоянства моих трёх жизненных принципов!
Победа 8
Не рвать на себе волосы, если нет ожидаемого результата действий здесь и сейчас. Помню, я в 2008 году прошла три платные курсы в Бауманке, получив три Международные сертификаты. Результаты этих курсов проявились только в 2016-ом году в виде сэкономленных денег семейного бюджета — миллион рублей, когда я создала более 200 электронных книг, 2 сайтов, к которым нужны были фавиконы и логотипы!
Все знают, как дорого стоят услуги фрилансеров, графических дизайнеров, создающих обложки для электронных книг, лендингов, фавиконов и логотипов.
Посудите сами, 12 000 + 13 000 + 15 000 = 40 000 рублей — это денежная плата за курсы. Именно они позволили мне сэкономить, а значит, и заработать миллион. Я уж не беру в счёт деньги от продажи своих книг, оплату моих дорогих образовательных услуг и т.д.
Победа 9
Привычка — ежемоментно самообучаться!
Да, я часто сплю по 3-4 часа, и более 20 часов нахожусь в личностно-интеллектуальной активности.
Как-то раз мне одна знакомая сказала: «В Хатанге никто так не работает, как Вы. Мы 20 часов спим, и 3-4 часа работаем, чтобы получить зарплату». Думаю, когда она сказала «спим», то она имела в виду пассивный образ жизни (День сурка), основанный на самообмане.
Следовательно, личностный интеллект должен быть ВСЕГДА в движении, как время.
Душа и разум должны ВСЕГДА трудиться, как мозг, который не имеет привычки бездействовать. Естественно, это не все мои житейские победы над собой, но они представляют некий скелет самообучающейся личности, я так думаю.
Свежие комментарии