Чем привлекательна этномодель самообучения?
Ряд преимуществ этномодели самообучения легко и просто прослеживается в структуре и содержании этнодидактического пособия самообучения математике «Занимательная математика для северян».
Этнопособие самообучения математике было апробировано в 5 общеобразовательных заведениях с.п. Хатанга.
Смысл создаёт проблему познания
окружающей действительности
Г. Фреге
Психологические аспекты этнодидактической модели самообучения
ПСИХОЛОГИЯ ЭТНОДИДАКТИКИ
Однако в психологии этнодидактики традиционно исследуется предметная сторона когнитивно-образовательной деятельности, ориентированная на процесс самообучения.
Именно этот аспект является на сегодняшний день определяющим в процессе самообучения, потому как здесь сделаны основные обобщения, выводы и рекомендации, касающиеся психологических и педагогических возможностей речевого мышления и самообучения личности ребёнка.
Результативность психолого-этнодидактических исследований самообучаемости школьников на Таймыре, ведущихся в этой области бесспорна, но и недостаточна.
Не менее серьёзные изменения касаются образовательного процесса самообучения в традиционной школе преподавания. На мой взгляд учебно-воспитательный процесс школьного обучения и личностно-интеллектуальный процесс самообучения отличаются своими ориентациями.
Ориентационные отличия этнодидактической модели самообучения от традиционной модели школьного обучения
Учебно-воспитательный процесс – это предметно-познавательный процесс, т.е. внимание педагогов акцентируется на формировании не мыслительной деятельности, а на знаниевой составляющей школьного образования.
В то время как личностно-интеллектуальный процесс самообучения – это процесс, запущенный в результате самостоятельного выбора предмета и содержания новых знаний личностью ребёнка.
Кстати, этот выбор чаще происходит стихийно, спонтанно на интуитивном уровне и в зависимости от той ситуации, которая приковала внимание личности ребёнка. Между тем, в процессе самообучения личность ребёнка познаёт не только предметы, явления и события, но и себя, а когнитивно-образовательная деятельность становится личностно-осмыслительной и осознанной.
Самообучение запускает саморазвитие
Порядок выполнения арифметических действий завуалирован в житейской ситуации «Вот незадача», когда ребёнок в ходе диалога персонажей этнопособия осознаёт порядок действий. © З.Н. Ичин-Норбу.
Особенно интересно то, что всестороннее изучение проблемы «школьной неуспешности» ребёнка, которая возникает, как результат отсутствия социализации детей в русскоязычной школьной среде, породило идею этнодидактического подхода к самому процессу школьного обучения, в основу которого заложено фундаментальное положение культурно-исторической теории развития «высших психических функций» Л.С. Выготского – обучение ведёт за собой развитие.
На самом деле между понятиями «обучение» и «развитие» скрыта «подводная часть», которая содержит в себе постепенную последовательность 7 процессов, принимаемых по умолчанию. Смею предположить, что Л.С. Выготский обучением считает: подражание ребёнка действиям и рассуждениям взрослых в результате наблюдения за ними.
Детское подражание есть ключевой показатель самообучаемости
Рассмотрим все те моменты, которые определяют самообучаемость детей.
- Самостоятельность детского наблюдения.
- Умение сравнивать предметы, явления и людские поступки.
- Аналитический синтез, когда ребёнок объединяет компоненты отфильтрованной информации в некую целостность представления образа.
- Целостность представления образа предмета, поведения взрослых и детей, их мышления формируется в результате многократных повторений действий, слов в этнокультурной среде социализации личности ребёнка.
- Виртуально воображаемые предметы, события, явления и люди – это абстракция от физической ситуативной конкретности. Так формируется абстрактное мышление личности ребёнка.
- Абстрактное мышление личности ребёнка является показательным результатом детского саморазвития.
- Практическая проверка полученного опыта применения собственных открытий в реальных житейских ситуациях.
Материализация идеи в этнопособии на основе принципа этнодидактической модели самообучения
Контекстная основа этнопособия самообучения математике базируется на этнодидактике долган. © З.Н. Ичин-Норбу
Смею напомнить, что фундаментальная идея Л.С. Выготского причинно-следственной связи «обучения» и «развития» материализовалась в виде структуры и содержания этнодидактического пособия самообучения математике «Занимательная математика для северян».
Но прежде были сформулированы задачи этнодидактического пособия.
Задача № 1.
Связь предметного содержания математических понятий с этнокультурной составляющей житейского социокультурного опыта личности ребёнка в интеллектуальной программе самообучения «Ситуативная конкретика».
Задача № 2.
Формирование и развитие виртуально-абстрактного воображения, живой фантазии как культуры речевого мышления в образах. Виртуальные действия с образами способствовали продуктивности когнитивно-образовательной деятельности в интеллектуальной программе самообучения «Опорные сигналы».
Задача № 3.
Формирование и развитие мыслительной деятельности личности ребёнка при ответах на вопросы интеллектуальной программы самообучения «Лист самоконтроля» с приведением собственных примеров.
Задача № 4.
Организация целенаправленной последовательной рефлексии когнитивно-образовательной деятельности в интеллектуальной программе «Самопроверка» в ходе собственного тренинга при выполнении практических заданий на формирование умений и навыков применения математических алгоритмов, правил и аксиом с проявлением собственного творчества в составлений текстовых задач, уравнений, неравенств и «деформированных» числовых выражений.
Задача № 5.
Организация самостоятельного контроля знаниевых компетенций в интеллектуальной программе «Диагностический тест самообучения».
Задача № 6.
Организация формирования и развития лингвистических способностей в интеллектуальной программе самообучения «Трилингвальный словарь».
Задача № 7.
Спиралевидная цикличность формирования знаниевых компетенций запускает многоуровневую структуру детского саморазвития.
Психолого-коммуникативные аспекты этнодидактической модели самообучения
Несомненно, следует особо отметить то, что вышесформулированные задачи этнопособия базируются на психологическом и коммуникативном аспектах саморазвития самообучающейся личности школьника.
Психологический аспект этнопособия:
- Семья как элемент, скрепляющий все сюжеты математических задач.
- Практическая значимость содержания задач (охота, приготовление пищи и т.д.).
- Обилие рисунков для визуального раскрытия контекста ситуации (задачи).
- Комментарии персонажей, провоцирующих читателя на диалог.
- Общение (взаимодействие) и деятельность между персонажами этнопособия как эталон межличностных отношений.
Коммуникативный аспект этнопособия:
- Социокультурная среда как окружающий мир предметов, явлений, событий и людей;
- Социальные ожидания одобрения, взаимопонимания и принятия личности ребёнка взрослыми и детьми.
- Общественно-статусные ценности.
- Личностно-ценностные качества ребёнка.
Однако попробуем с помощью таблицы систематизировать интеллектуальные программы этнопособия, их содержание и соотнести с основными положениями методологии культурно-исторической теории развития «высших психических функции» Л.С. Выготского.
№ п/п | Название интеллектуальной программы в этнопособии самообучения математике | Содержание интеллектуальной программы в этнопособии самообучения математике | Основные положения методологии культурно-исторической теории развития ребёнка
(Л.С. Выготский) |
1. | «Ситуативная конкретика»
СК
| 1. Конкретная жизненная ситуация, проблема из объективной реальности, когда школьник спонтанно, в непроизвольном режиме осознанно, осмысленно усваивает фундаментальные математические знания, включённые в социокультурный контекст, т.е. в личный социальный опыт школьника.
2. При решении реальной проблемы школьник испытывает мощную эмоционально-информационную насыщенность. | 1. «социальная ситуация развития».
2. «аффект и интеллект» |
2. | «Опорные сигналы»
ОС | Проговаривает вслух, расшифровывает фрагменты «ситуативной конкретики», где схематично представлены формальные мыслительные операции, которые необходимо выполнить для освоения нового теоретического материала и решения конкретной задачи. | «Речь» и «Мышление» |
3. | «Лист самоконтроля»
ЛС | Проговаривание вслух ключевых теоретических понятий конкретной изучаемой учебной темы с самостоятельным приведением субъективных примеров, т.е. происходит присвоение школьником новых знаний на личностном уровне в единстве речи и мышления (формирование и развитие речевого мышления). | «Интериоризация» и «экстериоризация» |
4. | «Самопроверка»
СП | Решение самостоятельно составленных «деформированных упражнений» и текстовых задач из ситуации окружающей действительности, но сформулированные математическим языком. | «Интериоризация» и «экстериоризация» |
5. | «Диагностический тест самообучения»
ДТСО | Обобщение, рефлексия учебной деятельности по систематизации знаний, умений и навыков по конкретной теме или разделу математики в теоретическом и практическом плане | «Высшие психические функции» |
Стержневой принцип этнопособия
В этнопособии самообучения математике реализованы фундаментальные идеи культурно-исторической теории детского развития Л.С. Выготского. © З.Н. Ичин-Норбу
Важно заметить, что стержневым принципом этнодидактического пособия самообучения математике является единство русскоязычной речи и логики математического мышления, которое имеет двойственную форму существования, с одной стороны, речевое мышление – это результат мыслительной деятельности во время проговаривания вслух (озвучивания) структуры «научного» знания в принятых математикой понятиях.
С другой стороны, мыслительная речь – это результат интеллектуализации теоретических знаний, т.е. поэтапное овладение умственными действиями в речевой деятельности.
Со всей очевидностью можно заметить то, что функции этнопособия основываются:
- На единстве речи и мышления.
- На его читабельности, когда чёткая логическая связь между элементами этнопособия обеспечивает понимание содержания информационно-абстрактного этноматериала всей триадой субъектов когнитивно-образовательной деятельности.
- На его роли «семейного репетитора» или «самоучителя» для каждого из субъектов вышеназванной триады, самостоятельно приобретающих математические знания.
- Истинное самообучение математике становятся возможным, благодаря тому, что этнопособием не только малыши, но и старшеклассники пользуются в качестве настольной книги.
Такая предметная преемственность обеспечена знаниевыми компетенциями при выполнении действий:
- с «обыкновенными дробями»;
- возможностью их записи в виде «десятичных дробей»;
- возможностью их записи в виде «процентов».
Следовательно, запись логики взаимопереходов способствует осмысленному и осознанному восприятию академических математических знаний.
- «Степень и действия со степенями».
- «Арифметический квадратный корень».
- «Арифметическая и геометрическая прогрессия».
- «Алгебраические выражения».
- «Показательная, логарифмическая и тригонометрическая функции».
- «Интеграл».
- «Производная».
- Первообразная».
- «Тригонометрия».
- «Векторная геометрия» и т.д.
Особенность переработки воспринятой внешней информации, классификации и сортировки воспринятых образов – условие психического саморазвития (Сеченов).
В связи с этим, элементы этнодидактического пособия самообучения математике задуманы соответственно процессам запоминания и воспроизведения.
- Опосредованность, когда любое математическое понятие имеет собственное определение, которое воспроизводится в речи.
- Целенаправленность при выполнении когнитивно-образовательных действий, когда высший уровень понимания основывается на житейских знаниях. Например:
- Произвольное внимание базируется на непроизвольном.
- Логически-смысловая память базируется на механической.
- Творческое воображение базируется на детской живой фантазии.
- Мотивированность формирования знаниевых компетенций (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко и др.).
Этнодидактическая модель самообучения: элементы этнопособия
Детское саморазвитие возможно только в комплексе. Именно по этой причине классно-урочная система учебно-воспитательного процесса школьного обучения тормозит его. © З.Н. Ичин-Норбу.
Между тем, элементы этнопособия самообучения математике так расположены, чтобы учесть свойства кратковременной памяти, когда новая информация вытесняет последнюю, поступившей перед новой.
Важно заметить, что задача интеллектуальных программ самообучения «Ситуативная конкретика» и «Опорные сигналы» заключается в стимулировании сенсомоторной зрительной и слуховой памяти. Поскольку сосредоточенность на внешних характеристиках предметов, явлений или фактов помогает личности ребёнка кодировать сложный стимул к когнитивно-образовательной деятельности. Принято считать, что к внешним характеристикам необходимо относить: цвет, форму, размер, вид, название и т.д.
В этой связи, соотнесение фундаментальных математических знаний с объективной действительностью и включение их в житейский социокультурный опыт самообучающейся личности школьника – есть процесс осознания окружающей действительности.
Заключение
В заключение можно подвести итоги тому, что, например, интеллектуальная программа самообучения «Ситуативная конкретика» стимулирует когнитивно-образовательную деятельность школьников через диалог персонажей, который является стержневым фактором развития речевого мышления.
- Внешняя речь, формирующаяся и развивающаяся в ходе коллективного взаимодействия.
- Внутренняя речь, формирующаяся и развивающаяся как мыслительная речь. Эту стадию речевого формирования Л.С. Выготский назвал интериоризацией.
- Внешняя речь, которая проявляется в ходе коммуникативно-регулятивного сотрудничества. Эту стадию речевого формирования Л.С. Выготский назвал экстериоризацией.
Естественно, взаимопереходы от речевого мышления к мыслительной речи и обратно, мощно стимулируют работу оперативной памяти (7 +/- 2).
Общеизвестно, что информация обрабатывается в оперативной памяти, в результате чего выделяется смысловая составляющая сенсомоторных стимулов. Иными словами, долговременное запоминание информационной абстракции происходит в результате семантического кодирования.
Свежие комментарии