Семейным кодексом этнопедагогики будем считать систематизированный духовно-нравственный свод традиций и обычаев этносемейного воспитания.
Ниже я попыталась раскрыть каждый элемент кодекса.
1-ый элемент кодекса — этносемья есть мини-модель общества
Именно поэтому этносемья чётко следует этническим традициям семейного воспитания подрастающего поколения.
- Обычаи, которые являются правилами поведения.
- Нормы общежития, которые обязывают каждого члена этносемьи нести чёткие обязательства, уважать труд каждого.
- Готовность прийти на взаимовыручку в любое время дня и ночи.
- Режим дня, который нарушать никак нельзя, поскольку тундра ошибок не прощает.
- Организация быта.
2-ой элемент кодекса — целенаправленность и предметность этносемейного воспитания
Каждый член этносемьи имеет свои чёткие права и обязательства.
Этносемейное воспитание направлено на формирование у личности каждого ребёнка:
- трудолюбия, только тот ребёнок сможет выжить в суровых природно-климатических условиях Крайнего Севера, который будет любить труд: ловить рыбу, охотиться, пасти оленей, рубить дрова и т.д.
- доброты, которая выражается в умении ставить себя на место того, кто нуждается в помощи, в моральной и физической помощи;
- уважения к старшим, потому что старшие по возрасту имели больше ошибок, а потому имеют больше знаний и опыта;
- бережное отношение к природе, потому что природа кормит, согревает и защищает.
3-ий элемент кодекса — непрерывный процесс саморазвития в этносемье
Как «Карликовая берёзка» гнётся под действием сильного ветра, под тяжестью снега, под ливнем дождя, также и личность ребёнка в этносемье должна быть гибкой в общении и взаимодействии и никогда не ломаться из-за воздействия хлёстких ударов судьбы.
Если ребёнок заблудился в тундре, значит, должен вспомнить все традиционные способы вернуться домой.
Если ребёнок оказался в потоке холодной реки, значит, он должен вспомнить, как это делает олень или собака. Ребёнка в этносемье обучают быть наблюдательным, потому что природа жёстко наказывает тех, кто невнимателен.
Личность каждого ребёнка в этносемье самостоятельно развивается ежемоментно, потому что любая новая ошибка — это новый опыт, которого не бывает без знаний.
4-ый элемент кодекса — этносемья есть школа чувств
В этносемье уделяется большое внимание душевному состоянию каждого ребёнка, потому что любое действие, выполненное без души, подлежит переделке — это потеря времени и сил. Поэтому ребёнок должен так выполнить действие, чтобы он больше к нему не возвращался.
Каждый ребёнок участвует во время аргиша, поэтому мальчик должен уметь вылавливать оленей из стада для своей упряжки. А чтобы научиться быстро арканить оленя, он должен часами тренироваться, потому что никто его ждать не будет.
5-ый элемент кодекса — преемственная основа этносемейного воспитания
Преемственная передача культурно-исторических знаний и опыта, накопленного предками, происходит ежемоментно.
Возможно, поэтому воспитанники школ-интернатов — это «духовные сироты», поскольку «… душа обязана трудиться и день, и ночь, чтобы воду в ступе не толочь…»
Следовательно, новые знания, сменяя уже имеющиеся, должны сохранять в себе некоторые, базовые элементы прошлого опыта.
6-ой элемент кодекса — нравственно-психологическая готовность к семейной жизни
В этносемье все понимают, что сегодняшние сыновья и дочери — это папы и мамы будущих внуков, поэтому родители много внимания уделяют физическому и психическому здоровью своих детей.
Для мальчиков всегда организуются различные состязания на улице в любую погоду:
- по скорости бега;
- по прыжкам через нарты;
- по стрельбе;
- ремонту рыболовных сетей;
- по вылавливанию оленей и т.д.
7-ой элемент кодекса — коммуникация и регуляция поведением
В этносемье нет ни одного ребёнка, который бы не умел общаться и взаимодействовать, не договариваясь.
Поэтому в процессе этносемейного воспитания умение сотрудничать стоит на первом месте, поскольку если кто-то не выручил кого-то сегодня, то завтра мимо него пройдут другие или те, кому он не подал руку помощи.
Разумеется, каждый член этносемьи знает, что общение — это передача информации друг другу, а коммуникация — это общение: вербальное (речевое) и невербальное (жесты, взгляд, мимика).
Заоблачные планы
Откуда берутся заоблачные планы, которые — по каким-то причинам – в жизни не реализуются?
В этносемье таких пессимистов бывает редко, но они тоже бывают. Все прекрасно знают, что таких людей природа не прощает.
Даже есть долганская сказка «Дыбра», которую мне в детстве рассказал мой папа.
Таких безвольных людей можно определить по их рассуждениям, которые приведены ниже.
1. Когда появится желание, тогда и закончу дело, а пока у меня есть время.
2. В данный момент у меня нет времени, потому что я работаю на 2-3 работах, а как только время появится, я займусь своей физической формой для красоты и здоровья.
3. Как только докурю эту пачку сигарет, сразу брошу курить.
4. Вот пройдут дни рождения родственников и детей, тут же брошу пить.
5. После того, как закончу университет:
— прочитаю много книг;
— начну ходить на вебинары, семинары, мастер-классы, тренинги;
— буду обучаться на различных курсах.
Свежие комментарии