Выбрать страницу
0
(0)
Примерное время на чтение статьи: 3 минуты

Семейным кодексом этнопедагогики будем считать систематизированный духовно-нравственный свод традиций и обычаев этносемейного воспитания.

Ниже я попыталась раскрыть каждый элемент кодекса.

1-ый элемент кодекса — этносемья есть мини-модель общества

Именно поэтому этносемья чётко следует этническим традициям семейного воспитания подрастающего поколения.

  1. Обычаи, которые являются правилами поведения.
  2. Нормы общежития, которые обязывают каждого члена этносемьи нести чёткие обязательства, уважать труд каждого.
  3. Готовность прийти на взаимовыручку в любое время дня и ночи.
  4. Режим дня, который нарушать никак нельзя, поскольку тундра ошибок не прощает.
  5. Организация быта.

2-ой элемент кодекса — целенаправленность и предметность этносемейного воспитания

Каждый член этносемьи имеет свои чёткие права и обязательства.

Этносемейное воспитание направлено на формирование у личности каждого ребёнка:

  • трудолюбия, только тот ребёнок сможет выжить в суровых природно-климатических условиях Крайнего Севера, который будет любить труд: ловить рыбу, охотиться, пасти оленей, рубить дрова и т.д.
  • доброты, которая выражается в умении ставить себя на место того, кто нуждается в помощи, в моральной и физической помощи;
  • уважения к старшим, потому что старшие по возрасту имели больше ошибок, а потому имеют больше знаний и опыта;
  • бережное отношение к природе, потому что природа кормит, согревает и защищает.

3-ий элемент кодекса — непрерывный процесс саморазвития в этносемье

Как «Карликовая берёзка» гнётся под действием сильного ветра, под тяжестью снега, под ливнем дождя, также и личность ребёнка в этносемье должна быть гибкой в общении и взаимодействии и никогда не ломаться из-за воздействия хлёстких ударов судьбы.

Если ребёнок заблудился в тундре, значит, должен вспомнить все традиционные способы вернуться домой.

Если ребёнок оказался в потоке холодной реки, значит, он должен вспомнить, как это делает олень или собака. Ребёнка в этносемье обучают быть наблюдательным, потому что природа жёстко наказывает тех, кто невнимателен.

Личность каждого ребёнка в этносемье самостоятельно развивается ежемоментно, потому что любая новая ошибка — это новый опыт, которого не бывает без знаний.

4-ый элемент кодекса — этносемья есть школа чувств

В этносемье уделяется большое внимание душевному состоянию каждого ребёнка, потому что любое действие, выполненное без души, подлежит переделке — это потеря времени и сил. Поэтому ребёнок должен так выполнить действие, чтобы он больше к нему не возвращался.

Каждый ребёнок участвует во время аргиша, поэтому мальчик должен уметь вылавливать оленей из стада для своей упряжки. А чтобы научиться быстро арканить оленя, он должен часами тренироваться, потому что никто его ждать не будет.

5-ый элемент кодекса — преемственная основа этносемейного воспитания

Преемственная передача культурно-исторических знаний и опыта, накопленного предками, происходит ежемоментно.

Возможно, поэтому воспитанники школ-интернатов — это «духовные сироты», поскольку «… душа обязана трудиться и день, и ночь, чтобы воду в ступе не толочь…»

Следовательно, новые знания, сменяя уже имеющиеся, должны сохранять в себе некоторые, базовые элементы прошлого опыта.

6-ой элемент кодекса — нравственно-психологическая готовность к семейной жизни

В этносемье все понимают, что сегодняшние сыновья и дочери — это папы и мамы будущих внуков, поэтому родители много внимания уделяют физическому и психическому здоровью своих детей.

Для мальчиков всегда организуются различные состязания на улице в любую погоду:

  • по скорости бега;
  • по прыжкам через нарты;
  • по стрельбе;
  • ремонту рыболовных сетей;
  • по вылавливанию оленей и т.д.

7-ой элемент кодекса — коммуникация и регуляция поведением

В этносемье нет ни одного ребёнка, который бы не умел общаться и взаимодействовать, не договариваясь.

Поэтому в процессе этносемейного воспитания умение сотрудничать стоит на первом месте, поскольку если кто-то не выручил кого-то сегодня, то завтра мимо него пройдут другие или те, кому он не подал руку помощи.

Разумеется, каждый член этносемьи знает, что общение — это передача информации друг другу, а коммуникация — это общение: вербальное (речевое) и невербальное (жесты, взгляд, мимика).

Заоблачные планы

Откуда берутся заоблачные планы, которые — по каким-то причинам – в жизни не реализуются?

В этносемье таких пессимистов бывает редко, но они тоже бывают. Все прекрасно знают, что таких людей природа не прощает.

Даже есть долганская сказка «Дыбра», которую мне в детстве рассказал мой папа.

Таких безвольных людей можно определить по их рассуждениям, которые приведены ниже.

1. Когда появится желание, тогда и закончу дело, а пока у меня есть время.

2. В данный момент у меня нет времени, потому что я работаю на 2-3 работах, а как только время появится, я займусь своей физической формой для красоты и здоровья.

3. Как только докурю эту пачку сигарет, сразу брошу курить.

4. Вот пройдут дни рождения родственников и детей, тут же брошу пить.

5. После того, как закончу университет:

— прочитаю много книг;

— начну ходить на вебинары, семинары, мастер-классы, тренинги;

— буду обучаться на различных курсах.

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.