Вся наша жизнь — постоянные упражнения в решимости
Мария Монтессори
Чем пагубны школы-интернаты на Севере?
Пагубность школ-интернатов на Севере была исследована и доказана рядом научных исследований, но никто не может остановить медленное разрушение личности каждого ребёнка из этносемьи, которые оказались в школах-интернатах не по своей воле.
Таймырские психолого-этнодидактические исследования школьников
Таймырские психолого-этнодидактические исследования школьников убеждают нас в том, что преемственность поколений в этнических группах Таймыра постепенно исчезает из-за отчуждения между родителями и детьми.
И этому негативному явлению искусственного сиротства есть своё объяснение.
Во-первых, обучение и воспитание в общеобразовательных учреждениях интернатного типа, где дети отвыкают от тех трудностей, которые надо преодолеть, чтобы выжить.
Во-вторых, у воспитанников школы-интерната отпадает мотивация к наблюдению за явлением природы, чтобы познавать мир птиц, зверей, рыб и насекомых, ведения традиционных видов хозяйствования.
В-третьих, вне семьи невозможно сохранять гармонию отношений между поколениями, этнических традиций общественно-нравственного самовоспитания и саморазвития личности каждого ребёнка.
И наконец, у воспитанников интерната отпадает необходимость говорить и думать на родном языке, несмотря на великое множество учебников, литературы и словарей на долганском языке.
Вот и получается, что вне этнокультурной среды жизнедеятельности слова и действия воспитателей, согласно утверждениям П.Ф. : «… авторитетная истина при небольшом критическом анализе её оказывается весьма сомнительной» (П.Ф. Каптерев, 2005, с. 171).
В самом деле, социокультурный опыт личности каждого воспитанника в условиях школы-интерната не востребован, а значит, не востребован его опыт когнитивно-образовательной деятельности, сила воли, которые у детей сформировались в ходе долгого и пристального внимания, прикованного каким-нибудь предметом, явлением, событием.
В интернате нет тех взрослых, которые на ночь расскажут интересные истории из жизни, сказки, в которых дети, как правило, видят окружающую действительность.
Надо прямо сказать, педагоги школ-интернатов не особо себя утруждают объяснением воспитаннику, чем же отличаются смысл слова или понятия как субъективный характер мысли и значение как «…система объективных связей, стоящих за словом и потреблением субъекта эти связи отвечает» (Л.С. Выготский).
Психология этнопедагогической дидактики
Что является предметом исследования психологии этнопедагогической дидактики?
Социокультурный опыт мышления и поведения личности каждого ребёнка, будучи предметом исследования психологии этнопедагогической дидактики, как научной концепции, определяет, во-первых, понятийно-терминологический аппарат.
Во-вторых, разработку программу полевых исследований самообучаемости личности каждого школьника из этносемьи.
В-третьих, на основе глубокого анализа психолого-педагогических исследований детей дошкольного и школьного возрастов на Таймыре определить цели, задачи, методы, формы и средства формирования самообучающейся личности каждого ребёнка из этнокультурной среды, где реализуются этнические традиции семейного воспитания подрастающего поколения.
И наконец, сверстать букварь долганского языка для тех, кто уже не говорит по-долгански и не понимает долганскую речь, потому что этноязыковая среда общения и взаимодействия кардинально изменилась.
ВЫВОД. Необходимо в срочном порядке остановить тенденцию стандартизации изучения долганского языка.
Об этом я написала и опубликовала в Московской типографии книгу «Языкознание долган». В этой книге я разработала конкретную программу изучения долганского языка с упрощённым алфавитом и без дифтонгов, которые усложняют процесс понимания, аудио-восприятия, разговора (вербализации) и письма.
Почему же так необходима интеграция этносемьи и школы?
По крайней мере, когнитивно-образовательная деятельность самообучающейся личности педагога, родителя и школьника определяет научное пространство психологии этнопедагогической дидактики, равно как и её теоретическую и практическую востребованность.
Серия наблюдений и результаты полевых психолого-этнодидактических исследований школьников на Таймыре и разновозрастной школы «ТРИ-Л» привели меня к обобщённым выводам.
Во-первых, ключевым критерием мастерства этнопедагога-дидакта является грамотная организация когнитивно-образовательной деятельности детей в личностно-интеллектуальной среде самообучения.
Во-вторых, чтобы этнопедагог-дидакт мог обеспечить качественное самообучение личности каждого ребёнка необходимо создать развивающее образовательное личностно-интеллектуальное пространство детского саморазвития.
В-третьих, в дополнение к предметным сегментам личностно-интеллектуального пространства детского саморазвития необходимо иметь в нём важные источники самообучения детей.
- Медиатеку.
- Набор сенсомоторных дидактических материалов.
- Интерактивный читальный уголок возле каждого знаниево-компетентностного сегмента когнитивно-образовательной деятельности.
- Сегмент для сюжетно-ролевой ситуации общения и взаимодействия детей.
Кроме того, в этой личностно-интеллектуальной среде самообучения должны быть:
1) «рабочие листы самоконтроля»;
2) глоссарии, справочники и энциклопедии;
3) оборудования для естественнонаучных лабораторных работ по химии, физике, анатомии, математике, биологии, ботаники, зоологии, геометрии и т.д. для проведения разнообразных опытов и создания учебных моделей.
Основополагающий принцип этнопедагога-дидакта
Основополагающий принцип этнопедагога-дидакта заключается в организации самоконтроля школьника, главной оценки собственных знаний.
Каждый школьник должен иметь свою измерительную таблицу овладения самостоятельной когнитивно-образовательной деятельностью:
1) умение ставить научные опыты;
2) уметь писать эссе;
3) планировать и проводить проектно-исследовательскую работу;
4) рефлексировать свои достижения в таблице «Мои достижения». Таблица описана в статье «Мысль. Язык. Культура» и в книге «Этнопедагог-дидакт».
В вышеназванной статье этнопедагог-дидакт может найти таблицу, где нужно себя оценивать в пятибалльной системе.
Интеграция этносемьи и школы — ключевой показатель профессионального мастерства этнопедагога-дидакта
ЗАДАЧА ИНТЕГРАЦИИ № 1.
Организовать личностно-интеллектуальную среду самообучения, постоянно её обновлять и оптимизировать.
ЗАДАЧА ИНТЕГРАЦИИ № 2.
Проводить консультации школьников в ходе организации ими самостоятельной когнитивно-образовательной деятельности в процессе проектно-исследовательских взаимодействий с взрослыми или сверстниками.
ЗАДАЧА ИНТЕГРАЦИИ № 3.
Формировать у школьников универсальные когнитивно-образовательные действия – личные компетенции самообучения, самоорганизации и самореализации.
Эти компетенции должны быть зафиксированы в главном итоговом документе свободной когнитивно-образовательной деятельности школьника – портфолио, где будут находиться его мини-исследовательские работы, показатели динамики его развития в виде наглядных показателей интеллектуальной деятельности.
А также заполненные листы самоконтроля:
1) отчёты о проведённых опытах;
2) фотографии изготовленных моделей и плакатов;
3) конспекты по разным учебным дисциплинам;
4) книжечки тематических глоссариев;
5) флеш-носители с собственными презентациями;
6) тематические эссе;
7) тексты докладов на учебно-предметных конференциях для школьников;
8) контрольно-измерительные тесты;
9) рефлексивное обсуждение тех или иных общих образовательных тем.
Упаковка и масштабирование профессионального опыта этнопедагога-дидакта
Этнопедагогическая задача — умение обобщать свой педагогический опыт в виде:
1) написания научной статьи;
2) разработки этнодидактического пособия по любому школьному предмету;
3) разработки трилингвального словаря для школьников;
4) разработки совместной проектно-исследовательской работы детей и их родителей, прародителей.
Собственный педагогический опыт любой учитель может оценить в пятибалльной системе в таблице, приведённой в той же статье «Мысль. Язык. Культура» и в книге «Этнопедагог-дидакт».
Психические новообразования школьников как показатель грамотной интеграции этносемьи и школы
Легко заметить, что самообучающаяся личность каждого ребёнка – это субъект когнитивно-образовательной, проявляющая творчески-исследовательскую активность, в ходе которой качественно изменяются психика, мышление, сознание ребёнка, о чём свидетельствует наличие новообразований.
Надо прямо сказать, что когнитивно-образовательная деятельность самообучающейся личности каждого школьника в ходе коммуникативно-регулятивного сотрудничества с взрослыми развивает, с одной стороны, как субъекта, познающего окружающий мир предметов, явлений и процессов его жизнедеятельности.
С другой стороны, как субъекта психологического познания человеческих отношений, житейских ситуаций, событий.
Психические новообразования – это способности детской психики воспринимать мир предметов, явлений, слов, межличностных отношений, эмоциональных событий, которые проявляются в качестве:
- логической памяти;
- произвольного (осознанного) внимание;
- речевого мышления;
- мыслительной речи.
Вот ещё одна авторская методика «Речевая гимнастика», которую можно представить в поэтапной структуре и технологично.
Поэтапное формирование речевого мышления
1-ый этап.
Чёткое произношение гласных, а затем и согласных.
На данном этапе необходимо пользоваться моим дидактическим материалом «Звуковой квадрат».
2-ой этап.
Развитие артикуляционного аппарата:
- постановка звука →
- произношение звука в слове→
- разделение звука.
3-ий этап.
Формирование умений и навыков:
- вслушивания в звучание слов,
- слышать отдельные звуки в словах,
- осознанно выполнять звукобуквенный анализ слова.
Заключение
В качестве заключения я приведу технологию формирования речевого мышления, которую я разработала в школе преемственности «ТРИ-Л».
- Произношение звука.
- Графическая запись звука – прописная БУКВА по моей методике с использованием дидактического материала «Звуковой квадрат».
- Составление слога по методике с использованием дидактического материала «Звуковой квадрат».
- Составление слов: из трёх букв → четырёх букв → пяти букв и т.д., пользуясь тем же дидактическим материалом «Звуковой квадрат».
- Составление простого предложения, которое необходимо поэлементно изобразить схематически: заглавная буква → количество прямоугольников (слов) → точка.
Все остальные методики и эта методика работы со «Звуковым квадратом» описаны в моих электронных книгах.
Свежие комментарии