Выбрать страницу
0
(0)
Примерное время на чтение статьи: 5 минуты

Вся наша жизнь — постоянные упражнения в решимости

Мария Монтессори

Чем пагубны школы-интернаты на Севере?

Пагубность школ-интернатов на Севере была исследована и доказана рядом научных исследований, но никто не может остановить медленное разрушение личности каждого ребёнка из этносемьи, которые оказались в школах-интернатах не по своей воле.

Таймырские психолого-этнодидактические исследования школьников

img_1226

Таймырские психолого-этнодидактические исследования школьников убеждают нас в том, что преемственность поколений в этнических группах Таймыра постепенно исчезает из-за отчуждения между родителями и детьми.

И этому негативному явлению искусственного сиротства есть своё объяснение.

Во-первых, обучение и воспитание в общеобразовательных учреждениях интернатного типа, где дети отвыкают от тех трудностей, которые надо преодолеть, чтобы выжить.

Во-вторых, у воспитанников школы-интерната отпадает мотивация к наблюдению за явлением природы, чтобы познавать мир птиц, зверей, рыб и насекомых, ведения традиционных видов хозяйствования.

В-третьих, вне семьи невозможно сохранять гармонию отношений между поколениями, этнических традиций общественно-нравственного самовоспитания и саморазвития личности каждого ребёнка.

И наконец, у воспитанников интерната отпадает необходимость говорить и думать на родном языке, несмотря на великое множество учебников, литературы и словарей на долганском языке.

sas_2058

Вот и получается, что вне этнокультурной среды жизнедеятельности слова и действия воспитателей, согласно утверждениям П.Ф. : «… авторитетная истина при небольшом критическом анализе её оказывается весьма сомнительной» (П.Ф. Каптерев, 2005, с. 171).

В самом деле, социокультурный опыт личности каждого воспитанника в условиях школы-интерната не востребован, а значит, не востребован его опыт когнитивно-образовательной деятельности, сила воли, которые у детей сформировались в ходе долгого и пристального внимания, прикованного каким-нибудь предметом, явлением, событием.

В интернате нет тех взрослых, которые на ночь расскажут интересные истории из жизни, сказки, в которых дети, как правило, видят окружающую действительность.

p-6

Надо прямо сказать, педагоги школ-интернатов не особо себя утруждают объяснением воспитаннику, чем же отличаются смысл слова или понятия как субъективный характер мысли и значение как «…система объективных связей, стоящих за словом и потреблением субъекта эти связи отвечает» (Л.С. Выготский).

         Психология этнопедагогической дидактики

Что является предметом исследования психологии этнопедагогической дидактики?

Социокультурный опыт мышления и поведения личности каждого ребёнка, будучи предметом исследования психологии этнопедагогической дидактики, как научной концепции, определяет, во-первых, понятийно-терминологический аппарат.

Во-вторых, разработку программу полевых исследований самообучаемости личности каждого школьника из этносемьи.

В-третьих, на основе глубокого анализа психолого-педагогических исследований детей дошкольного и школьного возрастов на Таймыре определить цели, задачи, методы, формы и средства формирования самообучающейся личности каждого ребёнка из этнокультурной среды, где реализуются этнические традиции семейного воспитания подрастающего поколения.

И наконец, сверстать букварь долганского языка для тех, кто уже не говорит по-долгански и не понимает долганскую речь, потому что этноязыковая среда общения и взаимодействия кардинально изменилась.

ВЫВОД. Необходимо в срочном порядке остановить тенденцию стандартизации изучения долганского языка.

Об этом я написала и опубликовала в Московской типографии книгу «Языкознание долган». В этой книге я разработала конкретную программу изучения долганского языка с упрощённым алфавитом и без дифтонгов, которые усложняют процесс понимания, аудио-восприятия, разговора (вербализации) и письма.

Почему же так необходима интеграция этносемьи и школы?

По крайней мере, когнитивно-образовательная деятельность самообучающейся личности педагога, родителя и школьника определяет научное пространство психологии этнопедагогической дидактики, равно как и её теоретическую и практическую востребованность.

2016-02-12 10-18-01

Серия наблюдений и результаты полевых психолого-этнодидактических исследований школьников на Таймыре и разновозрастной школы «ТРИ-Л» привели меня к обобщённым выводам.

Во-первых, ключевым критерием мастерства этнопедагога-дидакта является грамотная организация когнитивно-образовательной деятельности детей в личностно-интеллектуальной среде самообучения.

Во-вторых, чтобы этнопедагог-дидакт мог обеспечить качественное самообучение личности каждого ребёнка необходимо создать развивающее образовательное личностно-интеллектуальное пространство детского саморазвития.

В-третьих, в дополнение к предметным сегментам личностно-интеллектуального пространства детского саморазвития необходимо иметь в нём важные источники самообучения детей.

  1. Медиатеку.
  2. Набор сенсомоторных дидактических материалов.
  3. Интерактивный читальный уголок возле каждого знаниево-компетентностного сегмента когнитивно-образовательной деятельности.
  4. Сегмент для сюжетно-ролевой ситуации общения и взаимодействия детей.

Кроме того, в этой личностно-интеллектуальной среде самообучения должны быть:

1) «рабочие листы самоконтроля»;

2) глоссарии, справочники и энциклопедии;

3) оборудования для естественнонаучных лабораторных работ по химии, физике, анатомии, математике, биологии, ботаники, зоологии, геометрии и т.д. для проведения разнообразных опытов и создания учебных моделей.

Основополагающий принцип этнопедагога-дидакта

Основополагающий принцип этнопедагога-дидакта заключается в организации самоконтроля школьника, главной оценки собственных знаний.

Каждый школьник должен иметь свою измерительную таблицу овладения самостоятельной когнитивно-образовательной деятельностью:

1) умение ставить научные опыты;

2) уметь писать эссе;

3) планировать и проводить проектно-исследовательскую работу;

4) рефлексировать свои достижения в таблице «Мои достижения». Таблица описана в статье «Мысль. Язык. Культура» и в книге «Этнопедагог-дидакт».

В вышеназванной статье этнопедагог-дидакт может найти таблицу, где нужно себя оценивать в пятибалльной системе.

Интеграция этносемьи и школы — ключевой показатель профессионального мастерства этнопедагога-дидакта

ЗАДАЧА ИНТЕГРАЦИИ № 1.

Организовать личностно-интеллектуальную среду самообучения, постоянно её обновлять и оптимизировать.

ЗАДАЧА ИНТЕГРАЦИИ № 2.

Проводить консультации школьников в ходе организации ими самостоятельной когнитивно-образовательной деятельности в процессе проектно-исследовательских взаимодействий с взрослыми или сверстниками.

ЗАДАЧА ИНТЕГРАЦИИ № 3.

Формировать у школьников универсальные когнитивно-образовательные действия – личные компетенции самообучения, самоорганизации и самореализации.

Эти компетенции должны быть зафиксированы в главном итоговом документе свободной когнитивно-образовательной деятельности школьника – портфолио, где будут находиться его мини-исследовательские работы, показатели динамики его развития в виде наглядных показателей интеллектуальной деятельности.

А также заполненные листы самоконтроля:

1) отчёты о проведённых опытах;

2) фотографии изготовленных моделей и плакатов;

3) конспекты по разным учебным дисциплинам;

4) книжечки тематических глоссариев;

5) флеш-носители с собственными презентациями;

6) тематические эссе;

7) тексты докладов на учебно-предметных конференциях для школьников;

8) контрольно-измерительные тесты;

9) рефлексивное обсуждение тех или иных общих образовательных тем.

Упаковка и масштабирование профессионального опыта этнопедагога-дидакта

Этнопедагогическая задача — умение обобщать свой педагогический опыт в виде:

1) написания научной статьи;

2) разработки этнодидактического пособия по любому школьному предмету;

3) разработки трилингвального словаря для школьников;

4) разработки совместной проектно-исследовательской работы детей и их родителей, прародителей.

Собственный педагогический опыт любой учитель может оценить в пятибалльной системе в таблице, приведённой в той же статье «Мысль. Язык. Культура» и в книге «Этнопедагог-дидакт».

Психические новообразования школьников как показатель грамотной интеграции этносемьи и школы

DSC_0218

Легко заметить, что самообучающаяся личность каждого ребёнка  – это субъект когнитивно-образовательной, проявляющая творчески-исследовательскую активность, в ходе которой качественно изменяются психика, мышление, сознание ребёнка, о чём свидетельствует наличие новообразований.

Надо прямо сказать, что когнитивно-образовательная деятельность самообучающейся личности каждого школьника в ходе коммуникативно-регулятивного сотрудничества с взрослыми развивает, с одной стороны, как  субъекта, познающего окружающий мир предметов, явлений и процессов его жизнедеятельности.

С другой стороны, как субъекта психологического познания человеческих отношений, житейских ситуаций, событий.

2016-01-25-13-27-48

Психические новообразования – это способности детской психики воспринимать мир предметов, явлений, слов, межличностных отношений, эмоциональных событий, которые проявляются в качестве:

  • логической памяти;
  • произвольного (осознанного) внимание;
  • речевого мышления;
  • мыслительной речи.

Вот ещё одна авторская методика «Речевая гимнастика», которую можно представить в поэтапной структуре и технологично.

Поэтапное формирование речевого мышления

1-ый этап.

Чёткое произношение гласных, а затем и согласных.

На данном этапе необходимо пользоваться моим дидактическим материалом «Звуковой квадрат».

2-ой этап.

Развитие артикуляционного аппарата:

  • постановка звука →
  • произношение звука в слове→
  • разделение звука.

3-ий этап.

Формирование умений и навыков:

  • вслушивания в звучание слов,
  • слышать отдельные звуки в словах,
  • осознанно выполнять звукобуквенный анализ слова.

Заключение

В качестве заключения я приведу технологию формирования речевого мышления, которую я разработала в школе преемственности «ТРИ-Л».

  1. Произношение звука.
  2. Графическая запись звука – прописная БУКВА по моей методике с использованием дидактического материала «Звуковой квадрат».
  3. Составление слога по методике с использованием дидактического материала «Звуковой квадрат».
  4. Составление слов: из трёх букв → четырёх букв → пяти букв и т.д., пользуясь тем же дидактическим материалом «Звуковой квадрат».
  5. Составление простого предложения, которое необходимо поэлементно изобразить схематически: заглавная буква → количество прямоугольников (слов) → точка.

Все остальные методики и эта методика работы со «Звуковым квадратом» описаны в моих электронных книгах.

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.