В структурную целостность самообучаемости входит «понятийное мышление» , определяющее траекторию и эффективную результативность самообучаемости личности ребёнка.
… понятийное знание –
это всегда особая форма
целостного отражения объекта или явления…
Э.В. Ильенков
В данной статье мне предстоит разъяснить такие понятия, как:
- «Мышление».
- «Понятие».
- «Самообучаемость».
Поэтому попытаюсь:
- Определить природу их возникновения.
- Выстроить их структуру и содержание.
- Выявить условия, при которых они функционируют.
- Ответить на ключевые вопросы:
- Какое отношение они имеют к когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности школьника?
- Какова зависимость степени конкурентоспособности самообучающейся личности от стратегического прогноза продукта когнитивно-образовательной деятельности и тактического планирования конкретных действий?
Мышление
Для обзора определения понятия «мышление», которое всегда связано с понятием «мысль», «Мыслительные действия» приведу формулировки некоторых исследователей (Кондильяк, Парменид, И. Кант, Гегель, П.Я. Гальперин, М.А. Холодная и др.):
Кондильяк определяет: «Мысль понимается как восприятие, сравнение, суждение и понятия» и считает мыслительными действиями: счёт и чтение.
Парменид рассматривает как способность: «Мышление – это и есть способность постигать единство, в то время как чувственному восприятию открывается множественность, многообразие в вещах и явлениях.
Иммануил Кант уточняет: «Мышление – познавательная способность, оперирующая понятиями».
Гегель конкретизирует: «Мышление логическое – инструмент рационального познания, а понятие является основной формой.
П.Я. Гальперин, заметив предметный характер мыслительной деятельности личности, определяет мышление, как «… построение образа его предметного содержания».
Л.М. Веккер определяет мышление как процесс: «Мышление представляет собой процесс перевода информации с языка образов, на психолингвистический, символично-операторный язык, представленный речевыми сигналами» ().
Б.Г. Ананьев рассматривал умственную деятельность как сложное единство психологических функций, составляющих фундамент всего ансамбля человеческого интеллекта.
Л.С. Выготский утверждал, что развитие от низшего к высшему совершается путём качественных новообразований.
Дж. Брунер выдвинул идею о высших когнитивных процессах как некотором синтетическом образовании: действенном, образном, словесно-символическом. А именно органическое единство трёх способов репрезентации субъектом окружающего мира (действенного, образного и словесно-символического), которое обусловлено системой взаимовлияний и взаимопереходов является важнейшей характеристикой высших стадий интеллекта.
Здесь становится очевидным, почему когнитивные процессы включают в себя:
- Память.
- Мышление.
- Воображение и т.д.
Память и интеллект
Кстати, В.Н. Кирой, Е.В. Асланян считают: «Память и интеллект – это языковые структуры, информация, производимая восприятием, должна быть им понятна и содержательна как родная речь, а не как вычислительная процедура, требующая каждого объёма памяти и наносекундного быстродействия… Мозг – это языковая система, измеряемая в семантических единицах… Процесс восприятия должен иметь языковую структуру» (В.Н. Кирой, Е.В. Асланян, с. 132, 2012).
Принято считать, что мышление – это процесс самостоятельного решения проблемы. Оно возникает только там, где существует проблемная ситуация, в которой человек видит цель, но не знает последовательность действий для перехода из неизвестной ситуации к известной, сопровождающийся инсайтом (озарением).
Понимание ситуации
Понимание заключается в построении правильной структуры ситуации (гештальтпсихология).
Таким образом, в рамках гештальтпсихологии была сформулирована идея проблемного обучения. Следовательно, самостоятельное решение задачи гарантирует понимание ситуации.
Например, гештальтпсихологи занимались исследованием процессов: восприятие и мышление.
В мыслительном процессе Гольбах выделяет три ступени – ощущения, восприятия, идеи и пытается анализировать их качественные особенности (М.Т. Кочарян, 1978, с.56).
Понятийное мышление
В отличие от него, М. А. Холодная считает: «… понятийное мышление, занимающего центральное место в структуре интеллектуальной активности личности… Понятийное, или как его ещё иногда называют, концептуальное мышление является высшей формой познавательной деятельности человека» (М.А. Холодная, с.3-6, 1983).
Это объясняется тем, что в рамках гносеологической проблематики понятийное мышление рассматривается как высший рационально-логический уровень познавательно-мыслительной деятельности.
Таким образом, можно подвести итог, с одной стороны, в универсальный инструментарий мышления входят:
- Категории.
- Принципы.
- Различные методы познания.
С другой стороны, слагаемыми мышления считаются:
- Интуиция.
- Высокий уровень самообучаемости.
- Потребность в творчестве (поиск и решение проблем).
Слагаемые КОД
А теперь рассмотрим сформулированный первый ключевой вопрос в начале нашего рассуждения.
Какое отношение они имеют к когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности школьника?
В мировоззрении представлены подсистемы в их взаимосвязи:
- Познавательная.
- Ценностная.
- поведенческая.
Миропонимание
Познавательно-эмоциональную сторону мировоззрения составляет миропонимание.
Мировоззрение – это сложное взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных компонентов мироощущения и миропонимания. Различия в мировоззрении: степень глубины логической последовательности, интеллектуальной силе аргументов:
- Реальные наблюдения.
- Логический анализ.
- Обобщения.
- Выводы.
- Доказательства.
В начале статьи речь шла о понятийном мышлении, поэтому стоит упомянуть то, как Э.В. Ильенков вводит понятие «понятийное знание: «… понятийное знание – это всегда особая форма целостного отражения объекта или явления, предполагающая уяснение субъектом как ряда характеристик внутреннего строения факта, так и системы его связей с другими фактами».
Однако многие исследователи психологии и педагогики часто отождествляют когнитивные процессы, умения с когнитивными реакциями, под которыми понимается значение процессов анализа объекта в различных аспектах его конкретно-предметной и категориальной отнесённости в порождении понятийного обобщения.
Менталитет
Видимо, всё-таки когнитивные процессы, реакции, по сути своей, означают те же самые интеллектуальные, мыслительные и познавательные процессы, но часто в виде их примеров представляют «психические функции» (Л.С. Выготский).
Здесь следует заметить, что обобщая понятия, исследователи часто упускают довольно важные моменты. Поэтому считаю нужным уточнить и как-то иначе объединить представления о мышлении, понятии, самообучаемости в одно понятие «менталитет».
Менталитет, в моём понимании, означает некую интегральную психологическую характеристику самообучающейся личности, проживающей в конкретных природно-климатических условиях социокультурной среды, имеющей индивидуальные особенности мыслительной деятельности, в результате которой формируется этнокультурное речевое мышление.
Иными словами, менталитет, на языке физики и геометрии, является равнодействующей трёх векторов преемственности:
- Предметной.
- Психологической.
- Личностной.
Попробую раскрыть суть второго ключевого вопроса, который был озвучен в начале статьи. рассуждения.
Какова зависимость конкурентоспособности самообучающейся личности от стратегического прогноза продукта когнитивно-образовательной деятельности?
По всей видимости, продукт – это результат, определяющий цель когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности.
Это означает, что личность, которой свойственны сознание, самосознание, самопознание, определяет для себя:
- ЧТО является предметом его интереса?
- Зачем?
- Что и как делать?
- Что на самом деле получилось?».
Какова зависимость конкурентоспособности самообучающейся личности от тактического планирования действий?
Общеизвестно, что тактика действий зависит:
- От реальной ситуации.
- От объёма тех новых знаний, которые меняют траекторию и содержание рассуждений.
- Новый когнитивно-образовательный опыт проб и ошибок в результате взаимодействия самообучающейся личности может вообще определить несколько иной продукт деятельности.
- Изначально желаемый продукт, будучи уже неактуальным, может дать толчок, импульс движения в направлении получения другого результата желаний.
Иными словами, «аппетит приходит во время еды». Если это крылатое выражение перевести на научно-житейскую платформу, то получается – саморазвитие, как качественное изменение, интеллекта, психики и личности возможно только при положительной динамике когнитивно-образовательной деятельности личности, которая сама обучается, насыщается новыми знаниями в результате проб и собственных ошибок, «набивания шишек».
Иначе говоря, если нет предметного содержания восприятия событий, явлений, межличностных отношений, то нет и наглядного, доступного мышления.
Вот и получается, если нет условий для саморазвития, нет и цели саморазвития. Например, нет желания приобрести дорогостоящий, навороченный автомобиль, то нет и цели – где и каким образом раздобыть миллионы?
Условия формирования самообучаемости
Итак, логика предыдущих размышлений привела меня к следующим выводам, что самообучаемость личности возможна при учёте следующих моментов.
- Житейский, индивидуальный, социокультурный опыт: общения.
- Коммуникации, означающие общение и взаимодействия.
- Уважения воли, желания другого субъекта.
- Добывания новых знаний.
- Осуществления волевых усилий.
- Владения мнемотехникой.
Вышеперечисленные условия формирования самообучаемости являются совокупностью приёмов, облегчающих запоминание фактов, явлений, понятий и т.д.
Структура самообучаемости
В структуру самообучаемости личности школьника входят:
- Речевое мышление в понятиях.
- Восприятие в ощущениях.
- Внимание.
- Воля.
- Память.
Разумеется, вышеперечисленные компоненты структуры самообучаемости, будучи необходимыми условиями осмысленного и осознанного поведения личности, психически функционируют в её сознании, образуя менталитет личности.
Безусловно, «… способность рассуждать, строить планы, решать проблемы, мыслить абстрактно, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на собственном опыте» (Р. Нисбетт, с.13, 2013).
Между тем, на каждом этапе своего жизненного пути у самообучающейся личности расширяются границы её мировоззрения, что означает:
- Совокупность взглядов.
- Личностных оценок.
- Принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, её места в нём, и, вместе с тем, жизненные позиции, программы поведения, когнитивно-образовательные действия.
Итак, самообучаемость, как личностная активность, имеет свою структуру и технологию.
Свежие комментарии