Выбрать страницу
5
(1)
Примерное время на чтение статьи: 5 минуты

Мудрец не сидит, опустив руки,

не вопит о том, что потерял,

но энергично старается возместить свой ущерб

У. Шекспир

Структура и содержание этнодидактического пособия самообучения математике представляет собой логическую последовательность интеллектуальных программ самообучения.

Когнитивно-образовательная деятельность самообучающейся личности каждого ребёнка опосредуется и регулируется их мышлением. © З.Н. Ичин-Норбу.

Занимательная математика для северян
Информационно-мыслительный процесс самообучения математике.

В настоящее время трудно согласиться с тем фактом, что действующие учебники и всевозможные пособия соответствуют требованиям ФГОС. Именно поэтому этнопособие самообучения математике содержательно и структурно основано на этнодидактике долган.

В этой связи назрела необходимость описания структурно-содержательной целостности дидактического этнопособия самообучения математике. Ни для кого не секрет, что в момент издания, публикации учебника или этнопособия знания, описанные в них, уже устаревают, сама подача информационной абстракции уже становится не столь актуальной.

Как конструктивно использовать событийные вчерашние знания?

Как часто приходится авторам расстраиваться по поводу запоздалой подачи знаний. В этот момент необходимо действовать конструктивно:

  • спокойно проанализировать структуру и содержание учебника или пособия,
  • извлечь для себя пользу,
  • забыть некие неудачные моменты отчаяния основательно, не цепляясь за них.

Между тем, знание является СИЛОЙ только тогда, когда оно применяется в практической житейской ситуации.

Особенности этнопособия самообучения математики в контексте этносемейного воспитания

ПЕРВАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ ЭТНОПОСОБИЯ.

Структурно-содержательная целостность этнодидактического пособия самообучения математике позволяет запоминать информационно-функциональный материал осмысленно и осознанно.

Осмысленное запоминание в своё время исследовал Н.А. Рыбников (1923), исследования которого показали, что осмысленное запоминание в 22 раза успешнее механического, составляющими элементами которых является:

— полнота,

— скорость,

— точность,

— прочность.

ВТОРАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ ЭТНОПОСОБИЯ.

Основные приёмы логической обработки информационного материала:

а) вычленение определённых смысловых частей в интеллектуальной программе «ситуативная конкретика»;

б) формирование опорных пунктов;

в) составление плана в интеллектуальной программе «опорные сигналы»;

г) соотнесение теоретических знаний в интеллектуальной программе «лист самоконтроля» были исследованы Т.П. Зинченко (1961).

Задача этнопособия — формирование приёмов смысловой и логической обработки учебной информации

Согласно исследованиям Т.П. Зинченко, формирование приёмов смысловой, логической обработки запоминаемого материала развивает память.

ТРЕТЬЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ ЭТНОПОСОБИЯ.

Логико-познавательная структура этнопособия выстроена в виде интеллектуальных программ самообучения.

  1. «Ситуативная программа».

2. «Опорные сигналы».

3. «Лист самоконтроля».

4. «Самопроверка».

5. «Диагностический тест самообучения».

Все эти интеллектуальные программы этнодидактического пособия самообучения математике, связывая новую знаниевую информацию с ранее накопленным социокультурным опытом личности каждого школьника, формируют опосредованную память.

Тематическая основа математических знаний.

  1. «Обыкновенные дроби».
  2. «Десятичные дроби».
  3. «Процент».
  4. «Смешанное число».
  5. «Правильные дроби».
  6. «Неправильные дроби».

Дидактическое этнопособие самообучения математике «Занимательная математика для северян» была апробирована в ходе психолого-этнодидактического эксперимента на Таймыре.

Метод эксперимента на материалах этнопособия

В основу метода эксперимента была положена совместная когнитивно-образовательная деятельность детей и взрослых в формате коммуникативно-регулятивного сотрудничества педагогов, родителей и школьников.

Этот метод эксперимента дал высокий результат самообучения.

ПЕРВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ЭКСПЕРИМЕНТА.

Социализация личности каждого участника эксперимента (детей и взрослых) на основе преемственности поколений.

Между тем, следует подчеркнуть, что многоколенность этносемей способствует ускоренному темпу комплексного саморазвития личности каждого ребёнка.

ВТОРОЙ РЕЗУЛЬТАТ ЭКСПЕРИМЕНТА.

Высокий процент самообучаемости четвероклассников из Сындасской начальной школы-интерната наглядно доказал факт развития психических функций у детей:

  • произвольного внимания;
  • осознанного и осмысленного восприятия учебной информации математических знаний;
  • логической, смысловой памяти;
  • речевого мышления на основе грамотной математической речи;
  • мыслительной речи в ходе обдумывания предмета беседы персонажей этнопособия.

Иными словами, формирования и развития «высших психических функций» (Л.С. Выготский).

ТРЕТИЙ РЕЗУЛЬТАТ ЭКСПЕРИМЕНТА.

Дети, родители, педагоги и школьные работники получили массу позитивных эмоций, с одной стороны, от чувства собственного достоинства за свои математические знания, а с другой — от чувства гордости за своих детей.

Естественно, ни дети, ни их родители, ни педагоги не знали о том, что содержание заданий и диалога персонажей этнопособия на 70% состоял из олимпиадных задач.

ЧЕТВЁРТЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ЭКСПЕРИМЕНТА.

Участники эксперимента, каковыми являлись и бабушки в возрасте 70+ лет, были чрезвычайно увлечены учебными материалами, поскольку житейские задачные ситуации виртуально перенесли их в далёкое, но незабытое детство.

ПЯТЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ЭКСПЕРИМЕНТА.

Перед проведением диагностической работы № 2 за 30 минут было проведено обобщающее занятие в режиме «воспросы-ответы» по ключевым моментам этнопособия самообучения математике, чтобы до звонка осталось только 15 минут. За это время было проведено тестирование математических знаний из курса математики 5 класса — алгебры 8 класса.

Результаты диагностической работы № 2 меня не только удивили, но очень обрадовали.

Честно говоря, я никак не ожидала таких высоких результатов САМООБУЧАЕМОСТИ, которые меня заставили ещё раз проанализировать программу полевых исследований четвероклассников и пятиклассников, с одной стороны, с психологической точки зрения, а с другой — с позиции этнопедагогической дидактики долганских традиций семейного воспитания и самовоспитания детей.

Психологическая база этнопособия в контексте этносемейного воспитания

Несомненно, основой для разных способов формирования картины мира у детей и взрослых и получения новых знаний о нём через призму школьной математики являются одни и те же базовые мыслительные операции:

  • анализ житейских ситуаций на основе математических знаний;
  • синтез математических знаний, обогативших их социокультурный житейский опыт;
  • обобщение знаний об обыкновенных и десятичных дробях, о процентах в задачных текстах в контексте традиций долганской семьи Жарковых;
  • конкретизация математических понятий и содержания житейского опыта.

Что послужило импульсом саморазвития не только детей, но и взрослых в ходе полевых исследований?

Сам методичный механизм совместной когнитивно-образовательной деятельности педагогов, детей, родителей, родственников и работников школ.

Информационный и этнокультурный контекст коммуникативно-регулятивного сотрудничества детей и взрослых

Что подразумевает информационный и этнокультурный контекст коммуникативно-регулятивного сотрудничества детей и взрослых, давший такой неожиданно высокий результат самообучаемости школьников?

Во-первых, в процессе совместного общения и взаимодействия дети и взрослые осмысливали каждое математическое понятие и технологично самостоятельно обучались.

Во-вторых, их речевое мышление, будучи обобщённой формой отражения окружающей реальности не только формировалось, но и трансформировалось на более высокий уровень математических знаний и житейского опыта.

В-третьих, дети и родители познавали долганскую культуру исторических традиций семейного воспитания, поскольку персонажи этнопособия не просто пошагово решали ту или иную житейскую проблему, но и общались между собой уважительно, вежливо и культурно.

И наконец, в ходе эксперимента дети и взрослые не только контролировали свои мысли и поведение, но и умело регулировали ими, развиваясь как самообучающаяся личность, осмысливающая понятия, опредмеченные математические знания:

1) в схемах действий;

2) забыв о своих социальных ролях: педагог, родитель и школьник;

3) в нормах поведения по долганским обычаят;

4) духовно-нравственных ценностях долган.

Коммуникативно-регулятивное сотрудничество членов семьи Жарковых в содержании этнопособия

Говоря о коммуникативно-регулятивном сотрудничестве педагога, родителя и ребёнка, сразу отмечу, что задача педагога и родителя заключается в том, чтобы созидать!

Иными словами, заряжать будущее личности каждого ребёнка энергией РАДОСТИ:

  • от познания;
  • от процесса исследования математических знаний через призму долганской культуры общения и взаимодействия;
  • от собственных открытий предметов, явлений, событий объективной действительности.

Заключение

Как часто взрослые не учитывают непрерывный процесс саморазвития ребёнка, когда его душа трудится и день, и ночь.

Личность каждого ребёнка ежемоментно находится под воздействием СИСТЕМЫ, означающей талант любого человека + принципы, постигая которые они формируются как самообучающаяся личность.

А мы, взрослые, вместо этого понимания, вселяем в ребёнка СТРАХ, не учитывая того момента, что именно страх ребёнка перед взрослыми порождает болезни как психического, так и физического характера.

В жизни часто случается так, что именно анализ собственного поведения, поступка, высказанных слов наталкивает нас на то, что главным инструментом саморазвития являются ежемоментная интеллектуальная тренировка в закаливании воли, стойкости духа и в ежедневной ПОБЕДЕ над собой.

Хочу ещё раз уточнить, что высшая цель «Три-Л» — это ГАРМОНИЯ! Это БАЛАНС взаимоотношений трёх ЛИЧНОСТЕЙ педагога, родителей и ребёнка.

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.