Предметно-содержательные аспекты составляют основу программы личностно-интеллектуального процесса самообучения в этносемье.
Окружающая среда
Именно эта первая часть личностно-интеллектуального процесса самообучения ребёнка определяет генеральную идею организации когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности ребёнка.
- Астрономия (космос).
- Анатомия человека.
- Ботаника.
- Зоология.
- Биология.
- Физика.
- Химия.
- География.
- Геометрия.
- Математика.
- Арифметика.
- Алгебра.
Цель самообучения в этносемье – самоопределение личности каждого ребёнка на основе интеллектуальной интуиции как природной способности.
Самоопределение в когнитивно-образовательной деятельности есть внутреннее побуждение личности к стремлению сформировать понимание, восприятие и волю.
Задачи самообучения:
- Интерес – ЧТО ЭТО?
- Мотивация – ЗАЧЕМ?
- Исследование – ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ …?
- Знаниевые компетенции – КАК?
Форма самообучения – свобода выбора: конкретного дидактического материала на основе интеллектуальной интуиции как проявление ИНТЕРЕСА; временной продолжительности и количества выполнения упражнений, определяющиеся степенью концентрации внимания; волевых усилий для достижения ожидаемых результатов.
Средства самообучения – сенсомоторные дидактические Монтессори-материалы.
Методы самообучения – наблюдение, многократные попытки «уловить» суть (логику) изучаемого предмета, действия, явления, процесса или события.
Личностно-интеллектуальная среда самообучения является благоприятной средой для стимулирования мыслительно-речевой деятельности самообучающейся личности ребёнка.
Именно самообучающаяся личность ребёнка регулирует собственное поведение на основе коммуникации с другими школьниками и педагогом.
Любой ребёнок рождается с математическими способностями
Математика – это закономерные связи и отношения окружающей действительности.
В этнокультурной среде жизнедеятельности ребёнок обучен всем необходимым практическим действиям, умению рассуждать, наблюдать и т.д. Иными словами, личность ребёнка заимствовала у окружающих людей некие привычки, обычаи и традиции.
Когнитивно-образовательная деятельность детей в этносемье
Когнитивно-образовательная деятельность личности ребёнка представляет собой триединство, которое можно представить в виде некой модели.
Когнитивная (познавательная) деятельность личности ребёнка постигается путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. А образовательная деятельность формирует геометрические и математические понятия:
- действия прибавлять, увеличивать имеют свой графический знак «+»;
- действия убавлять, уменьшать, отнимать, укорачивать имеют графический знак «-».
В области математической действительности:
- количество конкретных предметов (4 машинки) → счёт (четыре) → записываемый знак (4);
- измерение (линейкой, транспортиром) → сравнение величин;
- пространственные ориентировки (координаты);
- временные ориентировки.
В личностно-интеллектуальной среде самообучения каждый дидактический материал из окружающей среды стимулирует, мотивирует личность ребёнка к умственнным упражнениям, формирующим её интеллект.
Возможно, благодаря собственной интеллектуальной интуиции каждый ребёнок выбирает из среды только то, что соответствует и способствует развитию того, что полезно его внутреннему содержанию.
Более того, сенсомоторные дидактические Монтессори-материалы способствуют формированию осознанного восприятия и понимания таких пространственных отношений, как: длиннее – короче; выше – ниже.
Не педагог должен словесно излагать прописные истины, а сам ребёнок путём многократных повторений обнаруживает зависимость результата сравнения от величины мерки – «дециметровые штанги»; сравнения массы и размеров — «розовая башня», «коричневая лестница». Путём наблюдения ребёнок понимает, осознаёт сложение, вычитание, умножение, деление, сравнение чисел, используя «дециметровые штанги», настольный набор «штанги». Ребёнок, благодаря Монтессори-материалам, без особого труда правильно воспринимает и дифференцирует понятия: шар и круг; куб и квадрат: треугольник и пирамида, прямоугольник и призма, параллелепипед. Он чётко и грамотно усваивает вариативный способ познания, упражняясь в таких мыслительных операциях, как: сравнение, анализ, синтез, группировка, классификация, категоризация, конкретизация, аналогия и т.д.
- Прописи как техника осуществления письменной речи.
Русский язык как этнический
Цель – формирование навыков общения и взаимодействия в результате ясного и понятного изложения сути собственных идей, мыслей, что снимает проблему коммуникации с другими людьми.
- Развитие речи. Технология формирования артикуляционного аппарата с помощью определённых упражнений:
- Предъявить ребёнку картину или рисунок, озвучив ключевой вопрос: «Что изображено? С какого звука начинается название предметов, явления, ситуации, сюжета?» — зрительный аспект.
- В точности повторить слово, внимательно прослушав его озвучивание – слуховой аспект способствует автоматизации изучаемого звука.
- Вставить пропущенную изучаемую букву в слове, в результате которого изменится предложение – кинестетический (тактильный) аспект.
- Закончить предложение под рифму, что способствует сочинению стихотворения – формирование творческого воображения.
- Выучить наизусть четверостишие – формирование механической и логической памяти.
Главным результатом этой четвёртой части организации когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности ребёнка является формирование такой «высшей психической», как – речевое мышление. Ибо только правильная речь может структурировать культуру мышления.
Технология чтения книг в этносемье
Формирование правильного, грамотного звукопроизношения при чтении не только свидетельствует о достаточной зрелости коры головного мозга, но и способствует формированию и развитию «высших психических функций», которые не могут быть сформированы без развития органов сенсорного аппарата (слуха, зрения и речевого аппарата).
Технология формирования правильного звукопроизношения
1-ый этап – подготовительный.
Цель – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению изучаемого звука в сочетании согласного и гласного.
Результаты:
- Формируются точные движения органов артикуляции.
- Работа с дыханием.
- Развитие фонематического слуха.
2-ой этап – правильная постановка звука.
Цель – формирование правильного звучания изолированного звука.
Результат – правильное звукопроизношение.
3-ий этап – автоматизация звука.
Цель — закрепление правильного звукопроизношения.
Результат:
- Правильное произнесения слога как единицы слова.
- Грамотное составление предложения как единицы речи.
- Самостоятельная речь личности ребёнка.
4-ый этап – дифференциация звуков.
Цель – различение смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам.
Результаты:
- Звуки расчленяются (дифференцируются) в ситуации изоляции.
- Звуки дифференцируются в слогах, в коротких словах, в простых предложениях.
- Звуки дифференцируются в речи личности ребёнка.
Заключение
Следует заметить, что каждый изучаемый звук непосредственно присутствует в таких речевых структурах, как: в слоге, в слове, в предложении, во фразах, в собственной самостоятельной речи личности ребёнка.
Безусловно, упражнения собственной самостоятельности в этносемейной среде воспитания способствуют тому, чтобы, во-первых, личность каждого ребёнка умела воспринимать звуки.
Во-вторых, различать (дифференцировать) их.
В-третьих, направлять внимание ребёнка и взор туда, откуда исходит звук.
Таким образом, предметно-содержательные аспекты этносемейной среды воспитания играют архиважную роль в формировании конкурентоспособной самообучающейся личности каждого ребёнка.
Свежие комментарии