Выбрать страницу
5
(1)
Примерное время на чтение статьи: 7 минуты

Мы должны развивать в детях

уменье достигать

своих индивидуальных целей и желаний

Мария Монтессори

Воображаемая сюжетно-ролевая ситуация играет центральную роль в процессе саморазвития личности каждого ребёнка, которая применяет в жизни творческое преобразование мира.

Дети из тундры приобретают общественно-исторический опыт жизнедеятельности через воображаемую сюжетно-ролевую ситуацию саморазвития, через её двусубъектность.

Иными словами, в воображаемой сюжетно-ролевой ситуации саморазвития дети воссоздают реальность жизненной ситуации.

  • Мальчики отрабатывают технологию броска настоящего маута для вылавливания оленей из стада, но по их росту:
  • На стульях.
  • На бегущих сестрах, братьях, собаках.
  • На кустах.
  • На санях и т.д.
  • Девочки отрабатывают:
  • Технику шитья.
  • Технику выделывания оленьей шкуры, камусов настоящим, но маленьким, скребком.
  • Готовить пищу в настоящих кастрюлях, сковородках.

Многолетняя педагогическая практика и наблюдение за детьми дошкольного возраста в Школе дошколят «Три-Л» и за собственными внуками доказали, что в процессе воображаемой сюжетно-ролевой ситуации саморазвития дети усваивают правила:

  • поведения в воображаемой сюжетно-ролевой ситуации саморазвития;
  • чёткого копирования межличностных отношений в ситуациях жизненных реалий.

Развиваются в интеграции воображаемой сюжетно-ролевой ситуации саморазвития и личностно-интеллектуального процесса самообучения, но с реальными предметами и с определённой целью.

А самое главное – они понимают, осознают, что каждая деятельность должна быть обязательно завершённой. Например.

Напомню, что завершённость деятельности – это:

  1. Мальчики, после метания маута, обязаны собрать его и положить на своё место, чтобы завтра не тратить время на его поиски и вовремя возобновить тренировки. В этом проявляется их умение ценить и экономить время.
  2. Девочки должны:
  • сложить оленью шкуру, камуса со скребком;
  • положить на место, специально отведённое для них, каковым является место рядом с бабушкиными и мамиными шкурами;
  • поставить посуду на полку для посуды;
  • помыть и вытереть сковородку и кастрюлю.

Личностные навыки:

  • самоконтроль;
  • самооценка;
  • самокоррекция выполненных действий.

Потому что взрослые (родители, бабушка, дедушка, братья и сёстры) оценивают не только количество выполненных действий, а их качественную характеристику.

  1. КАК это делал и сделал ребёнок?
  2. КАКИЕ чувства он при этом испытывал?
  3. КАКИЕ мысли вызвали эти чувства?

Другими словами, именно высокая оценка взрослых автоматически перерождается в самооценку личности каждого ребёнка. Следовательно, ребёнок саморазвивается личностно.

Воображаемая сюжетно-ролевая ситуация саморазвития стимулирует связь действий с получаемыми результатами

Именно так дети в тундре учатся отслеживать связи своих действий с получаемыми результатами:

  • рубка дров;
  • приготовление пищи;
  • вылавливание оленей и т.д.

Собственно говоря, они овладевают умениями контролировать и оценивать собственную, с одной стороны, когнитивно-образовательную деятельность, потому что развивается внимание, память, речь и мышление.

С другой стороны, личностно-интеллектуальную активность, потому что они себя ощущают личностью, управляющей своим интеллектом, пусть хотя и не знают этих понятий.

Вот так у них и появляются два основных психологических новообразования (Л. С. Выготский, 2008; Д. Б. Эльконин,1998, 2008; Е. Е. Кравцова, 1991, Г. Г. Кравцов, 2006 и др.), с одной стороны, произвольность психических процессов: внимание, восприятие, память, речь и мышление.

С другой стороны, внутренний план действий, который они строят в уме, когда наблюдают за действиями взрослых.

Безусловно, ребёнок в тундре развивается в довольно интенсивном режиме, потому что он всё делает совместно со взрослыми и под их чётким контролем, оценкой деятельности, таким образом, с каждым днём и часом у них расширяется их «зона ближайшего развития» (Л. С. Выготский).

Итак, первое правило этносемейного воспитания:

1) порядок;

2) последовательность;

3) завершённость действий.

Так передаётся жизненно-исторический опыт предыдущих поколений, таким образом ребёнок социализируется, познаёт, общается и действует в реальной обстановке семьи в условиях тундры.

 Воображаемая сюжетно-ролевая ситуация саморазвития: личностная значимость в семье

Как бы то ни было, но дети, даже воображая сюжетно-ролевую ситуацию, понимают свою:

1) значимость в семье;

2) нужность в семье;

3) полезность в семье.

Дети воспринимают воображаемую сюжетно-ролевую ситуацию как – работу, и в этой «рабочей» ситуации саморазвития у детей формируются важные личностные качества.

  1. Добросовестность при выполнении действий.
  2. Осмысленность действий.
  3. Осознанность действий. Дети это делают, чтобы наравне со взрослыми выполнять их деятельность, облегчить их тяжкий труд.
  4. Ответственность — если не Я, то кто им поможет?
  5. Самостоятельность в деятельности, чтобы взрослых не отвлекать от жизненно важных дел.

Например, чтобы наколоть дрова настоящим острым топором надо заслужить. И это понятно, потому что требует предельной внимательности, сноровки, как у мальчиков, так и у девочек. Поэтому бабушка пристально следит за их действиями и тактично корректирует их тут же.

Таким образом, на подсознательном уровне ребёнок из тундры познаёт этапы деятельности

ПЕРВЫЙ ЭТАП.

Что надо делать? Наколоть дрова.

ВТОРОЙ ЭТАП.

Зачем? Чтобы согреть жилище, приготовить пищу, чай для родных и близких людей.

ТРЕТИЙ ЭТАП.

Как это сделать? Соблюдение технологии рубки дров.

ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП.

Что получилось? Наколол определённое количество дровишек.

ПЯТЫЙ ЭТАП.

Как получилось? Правильно, качественно и много нарубил дров, оценит бабушка, которая наблюдает за этим процессом.

Воображаемая сюжетно-ролевая ситуация саморазвития: тундровской «ТурбоМозг»

Однако в тундре принято каждый прожитый день, за ужином, анализировать и подводить итоги, не только деятельности взрослых, а самое главное – детей.

  1. ЧТО они сделали сегодня?
  2. ЧЕМУ они научились?
  3. ЧТО получается?
  4. НАД ЧЕМ ещё предстоит поработать завтра?

Так проходит предметно-содержательное совместное общение взрослых и детей.

Как правило, после ужина, обязательно, предстоит общение с детьми, играя с ними в настольные игры: в шахматы, шашки, домино, карты, которые вызывают азарт осознанного запоминания цифр, их комбинации, чтобы выиграть.

Приезжим гостям не всегда под силу выиграть в шахматы, шашки и домино детей в пять лет, здесь нет им равных.

А какие дети из тундры:

  • Искусные в знаниях и разгадывании долганских загадок.
  • Мастера в скорости и выразительном проговаривании скороговорок.
  • В игре слов трудно тягаться с ними, в которой формируется и развивается словарный запас долганского языка.

В этих играх очень важно, чтобы дети рассказывали прожитый день не перечислением выполненных дел, а как сказку, поэтично, прозаично, что развивает у них воображение, речь и мышление. Детям нравится, когда взрослые верят им, которые тут же заливаются заразительным и одобрительным смехом.

Воображаемая сюжетно-ролевая ситуация саморазвития: физическое воспитание в этносемье

Легко видеть, что дети, воображая сюжетно-ролевую ситуацию, саморазвиваются и физически. Они стараются наравне с оленегонной собакой догнать и собрать оленей в стадо, это забавно для детей как растущего организма, но тяжеловато для взрослых, поэтому ребёнок, как никогда, осознаёт свою значимость.

В процессе окучивания оленей он запоминает приметы каждого оленя, потому что взрослые за ужином обязательно устроят «экзамен», а ему не хочется «падать лицом в грязь».

Но до этого «экзамена» он, непременно, проверяет свои знания с помощью братьев, сестёр, бабушки с дедушкой, друзей из соседнего балка.

Следовательно, когда они вместе учатся друг у друга, они приобретают опыт коллективной жизни, он социализируются.

Воображаемая сюжетно-ролевая ситуация: тундра как многоаспектная и состязательная среда саморазвития

Заметьте, что суровые условия тундры создают ежедневно, ежеминутно конкурентную, многоаспектную состязательную среду, как для взрослых, так и для детей.

Как ни странно, но именно экстремальные природные климатоэкологические условия выживания в тундре создают естественную развивающую среду, когда все: и взрослые, и дети саморазвиваются:

  • духовно-нравственно – личностно;
  • умственно – интеллектуально;
  • физически;
  • психически.

Дети учатся у взрослых быть:

  • сдержанными;
  • хладноднокровными;
  • разумными в критических и экстремальных житейских ситуациях;
  • немногословными, потому что если рот открыт, то разум спит, а в тундре ясный ум необходим. Уже в 5-6 лет дети тундры начинают управлять своим настроением, а значит, и поведением.

Таким образом, тундровские дети, воспитанные в традициях этносемейного воспитания, знают чётко, с одной стороны, ЧТО надо усвоить?

С другой стороны, ЧЕМ надо овладеть, чтобы выжить в тундре – осознанная, смысловая мотивация.

Следовательно, в принципе не может быть такого, чтобы дети выполняли предметную деятельность в отрыве от личностно-интеллектуальных действий. У детей одновременно, однопланово происходит последовательность когнитивно-образовательной деятельности:

  • внешнее коллективное воздействие;
  • интериоризация, когда ребёнок «примеряет», личностно осознаёт, осмысливает слово, кем-то сказанное или чей-то поступок;
  • экстериоризация, когда ребёнок внешне может повторить или же переиначить по-своему.

Это отнюдь не только мои наблюдения, это КЛАССИКА: Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.

Воображаемая сюжетно-ролевая ситуация саморазвития: детское подражание

Как я уже ранее писала, дети, наблюдая за действиями и общениями взрослых, учатся абстрагироваться от объективной реальности, они в воображаемой сюжетно-ролевой ситуации саморазвития рисуют схему, где указан маршрут аргиша со всеми:

  • кочками;
  • лужами;
  • озёрами;
  • болотами;
  • направления: север-юг, запад-восток;
  • расположения звёзд на небе.

При всех этих личностно-интеллектуальных действиях дети вынуждены направлять и устойчиво сохранять своё внимание на том содержании деятельности, которое им поможет выжить.

В известной степени именно так формируется произвольное внимание, сознательно концентрируемое на нужном объекте.

Далее, они сравнивают свою схему аргиша со схемой взрослых, обсуждают с ними детали карты.

Легко заметить, что в процессе такого общения дети овладевают приёмами произвольного запоминания и воспроизведения, благодаря которым они могут излагать свои мысли выборочно, согласно их смысловым связям.

Вот так они осуществляют, ими составленный чёткий внутренний план действий:

1) сознание смысла и целей конкретных действий;

2) определение условий выполнения запланированных действий;

3) определение и выбор средств их выполнения;

4) умение личностно примерить возможность их осуществления.

Собственно говоря, именно так и происходит самоорганизация их собственной личностно-интеллектуальной деятельности как сложного процесса интериоризации внешней организованности поведения ребёнка, создаваемой взрослыми.

Однако взрослые, как правило, чрезвычайно внимательно и участливо относятся к изложению детьми их мыслей, замечая и  «выпячивая» при этом изюминку в мыслительно-речевой  деятельности говорящего и довольно тактично поправляют их ошибки, как бы советуясь, поэтому дети адекватно воспринимают замечания взрослых и осознанно исправляют свои ошибки , и даже не как ошибки, а как дополнение к тому, что ими сказано.

В такие моменты общения трудно понять – это разговор взрослого и ребёнка или стратегическое изложение мыслей абсолютно равноправно думающих спорщиков.

Как бы там ни было, в любом случае данная ситуация показывает проявление формирования самообучающейся личности, потому что, как взрослые, так и дети учатся друг у друга, приобретая умения и навыки коммуникации, а значит, саморазвиваются.

Следовательно, в ходе общения у них развивается речь и мышление. Согласно А. Н. Леонтьеву, мышление является процессом сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты».

Впрочем, обратимся к определению А. Н. Леонтьева: «Мышление – постольку процесс отражения объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения».

Следовательно, мы можем вполне утверждать, что речевое мышление у детей из тундры развивается интенсивно в результате их творческого преобразования в сознании.

Более  того, ребёнок творчески преобразовывает только то действие, которое можно применить на практике. 

Безусловно, в вышеприведённых ситуациях равноправия взрослые всё равно остаются образцом:

  • Действий.
  • Суждений.
  • Оценок.

Кроме того, такой факт понимают и принимают, как взрослые, так и дети.

Заключение

Таким образом, мы видим, что в воображаемой сюжетно-ролевой ситуации детского саморазвития имеет место быть: с одной стороны, наглядно-образное мышление, опирающееся на конкретные представления об окружающих предметах, явлениях, процессах и людях.

С другой стороны, приёмы отвлечённого мышления, вскрывающего причины наблюдаемых явлений и дающего им объяснение. Всё это свидетельствует о широких познавательных способностях детей из тундры.

Завершая свою статью, мне бы хотелось надеяться на то, что читатель сможет увидеть и понять, что появление концепции «Психология школьной этнодидактики» диктуется логикой решения конкретной жизненно-важной задачи – формирование и развитие самообучающейся личности, как ребёнка, так и взрослого.

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.