Мотивация, будучи актом самоопределения, задаёт вектор когнитивно-образовательной деятельности для удовлетворения потребности ребёнка — Хочу всё знать!
Компетентность предполагает наличие у индивида
внутренней мотивации к качественному осуществлению
профессиональной деятельности,
присутствие профессиональных ценностей и
отношение к своей профессии как ценности
Н.П. Тропникова, Т.Ю. Угринова, В.О. Королёва
Мотивация, как способность достижения цели, играет наиважнейшую роль в формировании личности ребёнка в ходе самообучения, которого быть не может без смысла, ценности когнитивно-образовательной деятельности.
Низкая мотивация к учению
В ходе отчётов об успеваемости за полугодие и за учебный год администрация Хатангской средней школы-интерната, как правило, обвиняет именно школьников в том, что у них низкая мотивация к учению, потому что они плохо обучаемы.
В своих высказываниях, рассуждениях и утверждениях педагоги глубоко не этичны.
Потому что, в ходе эксперимента школьники показали обратное. Дети, скорее всего, думали не о том, чтобы получить знания ради оценки, а были движимы мотивом когнитивно-образовательной деятельности — Что это? Зачем это? Как это делается?
Независимо от того, представителем какой этнической группы являются, дети с одинаковым интересом и азартом:
- занимались математикой,
- легко составляли к уравнениям тексты задач,
- научились составлять и решать числовые выражения.
В процессе самообучения проявилась предметная преемственность, как показатель:
- мотивации к самообучению,
- проявления эффективности этнодидактической модели самообучения в целом.
Психологические условия формирования понятийного мышления
Очень важно также учитывать психологические условия усвоения понятия, формирования когнитивно-образовательной деятельности личности школьника:
- формирование мотивации, которая зависит от содержания этнодидактического пособия. Само содержание этноматериала по математике заинтриговало школьников, когда дети долганского этноса с неподдельным интересом наблюдали за рассуждениями своих родителей, педагогов, работников школы.
- естественная включённость взрослых. Взрослые настолько поглощались в этнокультурную среду, что в какой-то момент они забывали про свою функцию – только читать вслух и в темпе, потому что объём этноматериалов по математике очень велик, 68 страниц. Но самое главное, взрослые своей естественной включённостью в когнитивно-образовательную деятельность, на самом деле, стимулировали мотивацию школьников. Именно по этой причине экспериментатор не вмешивался в личностно-интеллектуальный процесс самообразования взрослых.
Таким образом, подтвердилась гипотеза о том, что только самообучающаяся личность взрослого может быть главным стимулом проявления когнитивно-образовательной деятельности школьника.
Социальная природа формирования понятийного мышления
В этой связи необходимо напомнить, что ключевая цель интеллектуальной программы «ситуативная конкретика» заключается в социальной природе усвоения новых знаний, когда на основе «житейского понятия» формируется «научное понятие» как процесс поступательного преобразования когнитивно-образовательных действий, а понятия как продукта личностно-интеллектуального процесса самообучения.
Кроме того, в этнопособии рассматриваются темы школьной математики, которые, как показала многолетняя педагогическая практика, всегда вызывают затруднения у учащихся 5-11 классов.
Если понятия «обыкновенная дробь», «процент», «десятичная дробь», не будут усвоены адекватно, личностно, осознанно, осмысленно, то школьники всегда будут испытывать трудности при изучении основных аспектов алгебры:
- «алгебраические дроби»,
- «правила действий со степенями»,
- «действия с корнями»,
- «арифметическая и геометрическая прогрессии»,
- «логарифм»,
- «производная»,
- «интеграл» и т.д.
Принято считать, что наглядность является условием доступности содержания.
Что может быть нагляднее собственного житейского опыта?
Самообучение по этнодидактическому пособию происходит без заучивания, но с прочным смысловым запоминанием, потому что занимательный житейский сюжет:
- стимулировал детское воображение,
- создавал психологический комфорт. Поскольку содержание этноматериала по математике построено на предметах, хорошо знакомых школьникам по принципу родовое понятие и видовое понятие, как часть родового понятия:
- жилище и балок,
- мясо и оленина,
- одежда и парка,
- обувь – унты и т.д.
А также выполнен постепенный переход от «ситуативной конкретики» к «опорным сигналам» и «листу самоконтроля», то есть переход от практических, реальных действий школьника к символическим записям (материализация действия).
При этом все выполняемые операции и все используемые величины постоянно формулируются в русскоязычной речи.
Предметная преемственность, эффективность самообучения
В качестве доказательства вышесказанному приведём сравнительную таблицу, где отражены показатели:
- коэффициента предметной преемственности,
- коэффициента эффективности этнопособия,
- коэффициента самообучения.
Следует особо подчеркнуть, что интегрирующим основанием всех выше перечисленных показателей является формирование самообучающейся личности школьника.
Ступень школьного образования | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||||||||
Монокультурная среда (долганоязычная) | Поликультурная среда
(русскоязычная) |
Монокультурная среда (долганоязычная) | Поликультурная среда
(русскоязычная) |
|||||||||
Коэф.
преемств |
Коэф.
эффект. |
Коэф. само
обуч |
Коэф.
преемств |
Коэф.
эффект. |
Коэф. само
обуч |
Коэф.
преемств |
Коэф.
эффект. |
Коэф. само
обуч |
Коэф.
преемств |
Коэф.
эффект. |
Коэф. само
обуч |
|
Начальная школа | 86 % | 90 % | 83 % | 72 % | 93 % | 77 % | 21 % | 29 % | 59 % | 26 % | 33 % | 14 % |
Основная школа | 96 % | 97 % | 77 % | 91 % | 90 % | 73 % | 54 % | 56 % | 25 % | 39 % | 23 % | 16 % |
Совокупность показателей преемственности, восприятия и самообучаемости
Из сводной таблицы и диаграммы видно, что показатели предметной преемственности и осознанного, осмысленного восприятия математических знаний у пятиклассников из этносреды выше, как и должно быть согласно их возрастным особенностям развития.
Но в тоже время, интересен факт высокого уровня самообучаемости четвероклассников из этносреды, показатель которого у четвероклассников выше, чем у пятиклассников. Видимо, сказалась продуктивность коммуникативно-регулятивного сотрудничества взрослых и детей.
А вот в поликультурной среде, где не было полноценного коммуникативно-математических знаний и самообучаемости выше, чем у пятиклассников.
Но у пятиклассников из этносреды, из полисреды показатель предметной преемственности выше, чем у четвероклассников в силу их возрастных особенностей.
Интерес: динамика развития, распада, перемещения
К этому следует добавить, что в ходе формирующего (обучающего) эксперимента изучалась динамика интересов, их развития, распада и перемещения в ходе самообучения на материалах этнодидактического пособия.
Нас интересовали,
- интерес, как акт самоопределения, который связан с конкретностью содержания дидактического этноматериала.
- качество самообучения, которое могло бы повлиять на динамику интересов.
- реализация способностей рассуждать, проверять на истинность свои высказывания,
- умение делать выводы, обобщая увиденное, прочитанное, сказанное, выслушанное, оспоримое, абстрагируясь от второстепенного,
- умение выделять главное, существенное, овладевая тем самым системой теоретического знания.
Стимулом формирования вышеописанных способностей послужил замысел разработки структуры и содержания этнопособия, когда конкретный описательный и повествовательный этноматериал запустил механизм логической работы мысли.
Свобода выбора есть главное условие возникновения мотивации
Главная мысль, которую я хочу донести до читателя, заключается в эффективности личностно-интеллектуального процесса самообучения, поскольку главным его принципом является СВОБОДА выбора личности ребёнка.
Потому что ни педагог, ни родитель не могут чувствовать и знать СИЛУ детской ИНТУИЦИИ. Следовательно, взрослым надо научиться доверять подсознательной логике ребёнка.
ВЫХОД: взрослым надо научиться вести с ребёнком грамотный и доверительный ДИАЛОГ.
Просто? Нет, сложно! Потому как взрослый не привык вести диалог, ему привычнее выполнять приказы, указы, требования — это его ОПЫТ прошлых лет!
Первичная цель взрослого — быстро и беспощадно уничтожить в себе «раба».
Генеральная цель — оздоровить свою психику ради формирования и развития самообучающейся личности ребёнка.
А для этого взрослым надо:
- преодолеть свои страхи;
- развеять свои сомнения;
- устранить последствия своих прошлых детских обид.
Вот только тогда любой взрослый, а в особенности, родитель сможет запустить собственные процессы:
- самообразования,
- саморазвития,
- самореализации,
- самоутверждения.
В чём родительская ошибка?
Она заключается в том, что родители перекладывают собственное желание самоутверждаться на хрупкие плечики ребёнка, забыв, что у него должна быть своя жизненная траектория саморазвития.
Ребёнок не обязан реализовывать МЕЧТЫ родителей! Вы согласны?
Я настоятельно рекомендую — одолейте свой СТРАХ, но не за счёт ребёнка.
Как педагогу, так и родителю необходимо осознать — ЧЕГО ВЫ БОИТЕСЬ?
Понять то, что закалив свой дух, Вы сможете преодолеть препятствия к цели — самореализоваться. Ведь именно Ваш мощный дух выстраивает и направляет процессы самоутверждения, самосовершенствования на пути к УСПЕШНОСТИ.
Дело в том, что психическая, физическая и интеллектуальная составляющие личности ребёнка должны быть в РАВНОВЕСИИ, чтобы он мог саморазвиваться по законам природы развития.
Следует глубоко осознать, осмыслить и понять, что добиваясь своих целей в этой жизни, педагоги и родители делают счастливыми не только себя, но и личность ребёнка, помогая ему бороться за собственный успех.
Между тем, успех детей на приводит к лишениям педагогов и родителей, а скорее даже помогает и приносит им удачу.
Преуспеть — это долг педагогов и родителей, долг перед самим собой, перед детьми.
Успех каждого субъекта когнитивно-образовательной деятельности принесёт пользу всей триаде: ребёнку, педагогу и родителю.
ДЕРЗАЙТЕ!!!
Свежие комментарии