Чем более совершенна связь с истиной,
тем изящнее искусство
М. Монтессори
Успешность ребёнка в процессе самообучения возможна только, если им накоплен определённый опыт: познания окружающего мира, достаточного объёма словарного запаса, умения взаимодействовать в команде.
Что мешает школьнику быть успешным в процессе традиционного школьного обучения?
Сенсомоторное восприятие дошкольника
Нет необходимости доказывать, что сенсорное восприятие дошкольника всегда связано с его пристальным вниманием на предмете, явлении и событии, которое уже заложено в той или иной степени в социокультурном опыте его жизнедеятельности.
Причины школьной неуспешности
Школьная неуспешность — это результат чувства неуверенности ребёнка, навязанный педагогом в процессе школьного обучения.
А теперь попробуем детально определить причины школьной неуспешности личности каждого ребёнка.
Во-первых, неумение воспринимать учебную информацию.
Во-вторых, неумение логично выстраивать все причинно-следственные связи прочитанной, услышанной и увиденной информации, анализируя и, выделяя главную мысль.
В-третьих, отсутствие сформированности и развитости силы воли у ребёнка, заставляющей его сосредоточиться на главной идее автора высказанной информации.
И наконец, внутренняя (личностная) готовность к восприятию информации, принятию истины, к формированию критического мышления ребёнка, которое проявляется в умении, рассуждать и спорить, когда «… сознание точит червь сомнения» (М. Монтессори, 2014, с. 247,).
Как успешность ребёнка в процессе школьного обучения связана с его воображением
Нужно сказать, что продуктом сосредоточенного внимания, размышления и волевых усилий является детское воображение как фундамент для конструкции будущей творческой фантазии, связанной с реалиями окружающей действительности.
Потому что ценность творческого воображения конструктора, архитектора и инженера находится в прямой связи с формами и содержанием объективного мира, который школьник должен уметь интеллектуально обобщать.
Более того, размер, форма и содержание воображения, но в определённых границах реальных предметов и явлений, дают разуму самообучающейся личности интеллектуальные силы творить гармонию.
Как метод тройного стимула способствует успешности ребёнка в школьном обучении
Именно по этой причине в программе кратковременного психолого-этнодидактического эксперимента в естественных условиях образовательного пространства был разработан и использован метод тройного стимула в формате коммуникативно-регулятивного сотрудничества педагогов, взрослых и школьников, чтобы взрослые могли обогатить детский ум своими знаниями, опытом когнитивно-образовательной деятельности, почерпнутым из окружающей социокультурной реальности.
Однако если нет у ребёнка любознательности, связанной с интересом, то само по себе наблюдение не запустит механизм анализа, рассуждения и, тем более, выведения умозаключительного утверждения.
По определению ребёнок не может думать, если он не самоопределился в когнитивно-образовательной деятельности, потому что он не стремится к новым открытиям не только мира, но своих собственных возможностей развития интеллекта.
Тройная направленность психической деятельности в процессе школьного обучения
Итак, логика рассуждения о причинах школьной неуспешности ребёнка заключается в том, что урок в школе может идти, с одной стороны, в связи с причинно-следственными отношениями, а с другой — с развитием психической деятельности в трёх направлениях.
ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
Произвольное восприятие содержания учебной информации.
ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
Процесс самопознания, формирующего чувство собственного достоинства, опирающегося на вере в себя.
ТРЕТЬЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
Самоопределение в когнитивно-образовательной деятельности для новых творческих открытий на базе личностного интереса, вызванного конфликтом знания и незнания, порождающего любопытство и любознательность.
Следовательно, направление и содержание когнитивно-образовательной деятельности ребёнка есть то самое необходимое условие для формирования и развития творчества самообучающейся личности. А творчество ребёнка базируется на личностном переживании, чтобы выразить что-то.
Между тем, для проявления творчества нужен исходный материал, который уже имеется в социокультурном опыте:
- интеллектуального познания;
- сенсорного восприятия;
- личностной ответственности;
- дисциплинированности (силы воли) психически здорового ребёнка. Потому что слабость нервной системы, а как следствие, беспорядочный ум, отсутствие мотивации к обучению мешает школьнику сосредоточиться на формировании и развитии интеллекта, благодаря которому он может легко социализироваться в любом обществе, а также быть географически мобильным.
К этому следует добавить, что в своей теории Морель утверждает: «… если по какой-то причине человек деградирует, он даёт слабое потомство, и через два-три поколения его семья совершенно вырождается». Такая грустная перспектива будущего должна сегодняшних педагогов и родителей заставить серьёзно задуматься над формированием самообучающейся личности школьника.
Родительское целомудрие дарует понимание чужой души
Тем не менее, приходится с тревогой констатировать факт действия программы воспитания бездельников, потребителей чужого труда, не способных заботиться о родителях и родственниках в стенах школ-интернатов Крайнего Севера.
Но воспитанники школ-интернатов не по своей воле становятся безработными, неуспешными в жизни, а по вине тех образовательных программ воспитания в интернатах, которые превращают их в жертву социальных проблем, искусственно лишивших детей родительского внимания, этнических традиций семейного воспитания целомудрия.
Потому как, только целомудрие дарует понимание чужой души и чувство истинной гармонии человеческих отношений.
Родители интернатских воспитанников лишены возможности следовать за ребёнком по пути его интеллектуального, психического и личностного естественного развития, и наблюдать чудо его взросления.
Выпускники школ-интернатов Крайнего Севера, по сути своей, есть «болезнь и ошибка общества». Им не знакома свободная комфортная жизнь, которая обязательно должна быть наполнена заботой о близких людях и формировать в них ответственность, порождаемую дисциплинированностью.
Лишь видя последствия пагубности школ-интернатов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, можно глубоко осознать губительные силы этих учреждений и попытаться обратить внимание государственных органов образования спасти северные этносы от их вырождения, гибели.
Как этнопедагог-дидакт может способствовать успешности ребёнка в процессе школьного обучения
В этой связи сегодня как никогда этнопедагогу-дидакту необходимо задуматься о степени любви к детям, о высокой степени искренности в желании видеть детей этнических групп духовно-нравственными личностями.
По крайней мере, следует заметить, что учебно-воспитательная среда в школе-интернате является полной противоположностью утверждениям М. Монтессори: «Предоставьте ребёнку возможность действовать свободно, и он изменится» (М. Монтессори, 2014, с. 271).
Потому что в школе-интернате практикуется несколько иное мнение. Педагоги считают ученика «хорошим» только тогда, когда он инертный, безмолвный, тихий и послушный ученик, а «плохим», неудобным, когда он гиперактивный, непокорный, импульсивный, «ершистый», вездесущий ученик.
Заключение
Таким образом, невооружённым глазом можно определить пагубность школ-интернатов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока хотя бы тем, что отсутствует духовная идентичность, которую Х.А. Барлыбаев определяет как соотношение «… духовно-нравственного менталитета личности с состоянием общественной морали, их совпадением или несовпадением» (Х.А. Барлыбаев, 2011, с.43,).
Свежие комментарии