Когнитивная составляющая деятельности — сенсорика или чувствительная восприимчивость, ощущения связанные с органами чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса.
Образовательная составляющая деятельности — мышление, интеллект, когда необходимо думать и решать. Замечу, что образовательная часть деятельности связана с волей, со стандартными и быстрыми действиями.
Именно поэтому привычное понятие «учебная деятельность» я конкретизировала и расширила понятием «когнитивно-образовательная деятельность», означающая на простом языке чувственно-мыслительная активность самостоятельно обучающейся личности по приобретению новых знаний и нового опыта.
Как видите, когнитивно-образовательная деятельность самообучающейся личности представляет собой её двойственную целенаправленность.
Развивающаяся личность
выступает не как замкнутая структура,
а как, включённая
в общественную жизнедеятельность
К.А. Абульханова-Славская
Общеизвестно, что деятельность может быть, с одной стороны, целеполагающей, когда наличие цели определяет сознательный образ действий. Следовательно, когнитивно-образовательная деятельность самообучающейся личности ребёнка относится к категории целеполагающей деятельности, а с другой – предметно-содержательной.
Задачи КОД
Между тем, задачи формирования когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности школьника заключаются:
- В усвоении содержания школьной математики и способов интеллектуальной и мыслительной деятельности, которые личность школьника способна воспринимать и воспроизводить в видоизмененных ситуациях.
- В саморазвитии личности школьника как обогащение её социокультурного опыта за счёт приобретения новых знаниевых компетенций на базе старых, то есть обобщение уже сложившихся частных способов и структур умственных действий в более общее.
Безусловно, основу знаниево-мыслительного процесса составляет обобщение понятий по эмпирическому типу.
Когнитивные процессы:
o Восприятие информации,
o Актуализация информации в памяти социокультурного опыта приобретения знаний.
o Мыслительная переработка информационной абстракции.
o Воспроизведение информационной абстракции за счёт подключения мышления в сферу знаниевых компетенций.
Триединство целей:
o Образ – идеальное представление результата.
o Результат – мыслительно-воображаемая картина продукта, регулируемая, координируемая в ходе активности, динамичности самообучающейся личности ребёнка.
o Уровень достижений – некий итоговый самоконтроль когнитивно-образовательной активности Иерархичность системы целей – важное условие придания целостности, организованности всей деятельности, поведению.
Общественное окружение как необходимость детского саморазвития
Разумеется, ребёнок растёт в определённой социокультурной среде и в ней же саморазвивается как личность. В этой связи следует обратить внимание на тот факт, что общество, диктующее свои законы, становится для ребёнка естественной необходимостью.
Однако психика, как отражение окружающей действительности, выступает в качестве проводника социальных воздействий, потому что ребёнок приобщается к социальной среде. Именно по этой причине познавательная способность на сенсомоторном уровне стоит на первом месте – когнитивная деятельность как психическая организация понятийного мышления личности школьника, результатом которой является:
- Формирование «высших психических функций».
- Расширение границ самосознания личности.
- Формирование интеллекта как условия социализации самообучающейся личности ребёнка.
Понятийное мышление
Общеизвестно, что в структуре интеллекта центральное место занимает «понятийное мышление» (М.А. Холодная).
В этой связи ещё раз уточним, что механизм продуктивной когнитивно-образовательной деятельности личности школьника связан:
- С психической, сенсомоторной сферой деятельности ребёнка.
- С механизмом формирования личностно-интеллектуальных новообразований, являющихся результатом самообучения и самообразования личности школьника.
Более того, мышление личности школьника, будучи высшей формой когнитивной деятельности, никак не может быть исследовано вне психического и социокультурного факторов формирования самообучающейся личности школьника.
Здесь следует подчеркнуть, что понятие «самообучающаяся личность» школьника имеет принципиальное значение для:
- Психологии личности.
- Психологии детского саморазвития.
- Педагогической психологии.
- Этнопедагогической психологии.
- Психологии школьной этнодидактики.
Когнитивная деятельность
Особое внимание уделяется тому, что в психическом развитии ребёнка ключевым элементом является его психика, которая имеет свои психические функции:
- Восприятие.
- Внимание.
- Память.
- Мышление.
- Речь.
В процессе личностного саморазвития происходят и некие изменения в виде образований, которые Лев Семёнович Выготский назвал «новообразованиями».
Интеллект как способность к социализации
Как уже было сказано, в интеллектуальном аспекте саморазвития личности ребёнка ключевым элементом является его интеллект, за счёт которого он может адаптироваться к социальной среде. Иначе говоря, личность ребёнка может успешно социализироваться.
Напротив, в личностном аспекте саморазвития ребёнка ключевыми элементами являются его личностные качества:
- Сознание и самосознание.
- Познание и самопознание.
- Воля и характер.
- Эмоции и чувства.
Условия детского саморазвития
Неоднократно в психологических и педагогических исследованиях утверждалось, что условиями саморазвития личности ребёнка являются:
- Приобщение к культуре науки, искусства и т.д.
- Воспитание духовно-нравственных ценностей.
- Образование как приобретение академических знаний.
Однако в настоящее время остались те же задачи саморазвития личности, но только традиционная форма школьного обучения уже несколько изменилась, поскольку процесс обучения уже не может быть учебно-воспитательным, где ребёнка учат учителя и воспитывают учителя и родители.
Иными словами, личность ребёнка лишена права:
- Самой определять предмет своего:
- Внимания.
- Изучения.
- Исследования.
Школьник всё время должен существовать в рамках социума, где главенствуют над ним:
- Традиции, как принципы жизни и деятельности.
- Обычаи, как правила поведения.
Во времена Я.А. Коменского такие традиции и обычаи были актуальны, потому что обществу был нужен рабочий, крестьянин и ремесленник, за которого думал и решал «хозяин».
Негативные проявления современного мира
Но ведь и общество изменилось, а, значит, на поверхность выходят следующие негативные моменты:
- Высокий уровень безработицы.
- Разрыв преемственности поколений. Когда молодёжи заботиться о старшем поколении, если им надо зарабатывать?
- Профессиональная неуспешность специалистов научно-образовательной, экономической, правовой сфер деятельности из-за некачественного среднего и высшего образования.
- Ограниченность географической мобильности молодых людей из-за недостаточного развития интеллекта, некачественного школьного образования.
Как правило, в такие моменты повзрослевшие школьники испытывают непреодолимое чувство потерянности, отчаяния, никчёмности и неопределённости из-за того, что заводы закрыты, сельское хозяйство заброшено и т.д.
Конкурентоспособность как условие профессиональной успешности
В настоящее время под давлением рыночных отношений изменяются цели и задачи формирования личности школьника, которая должна быть конкурентоспособной. Другими словами, более актуальными стали такие личностные качества, которые, по сути своей, являются ключевыми качествами лидера:
- Осмысленность и осознанность социальной ответственности.
- Целеустремлённость.
- Владение высокой культурой общения, ведущего здоровый образ жизни.
- Сформированность экологического самосознания;
- Коммуникабельность.
- Компетентность.
- Определённые знаниевые компетенции.
К большому сожалению, школьный учитель, зная о вышеперечисленных негативных моментах современного общества, продолжает оставаться «традиционщиком».
Самое главное забыли современные школьные учителя, что они уже не могут быть единственным носителем информации, носителей информации бесконечное множество на любой вкус и цвет.
Важные составляющие КОД
Существенными моментами, характеризующими когнитивно-образовательную деятельность личности школьника, следует считать единство:
- Языка, выполняющего две функции, с одной стороны, социальную, а с другой – речевую.
- Мышления, которому свойственны мыслительные операции:
- Анализ.
- Синтез.
- Обобщение.
- Сознания личности, которой для принятия правильного решения и грамотного планирования собственных действий свойственно:
- Познавать.
- Целеполагать.
- Принимать судьбоносное решение.
Иными словами, личности ребёнка необходимо владеть способами отношения к окружающей действительности (К.А. Абульханова-Славская, 1977, с.193).
Свежие комментарии