Выбрать страницу
5
(1)
Примерное время на чтение статьи: 4 минуты

Что такое психология этнодидактики? Какое отношение к этносемейному воспитанию имеет психология этнодидактики?

Психология этнодидактики представляет собой дидактику этносемейного обучения и воспитания подрастающего поколения в контексте этнокультурной среды жизнедеятельности и саморазвития личности каждого ребёнка.

… не мешать естественному развитию ребёнка

М. Монтессори

Смею предположить однако, что психология этнодидактики как научная концепция имеет двоякую значимость, с одной стороны, научно-теоретическую значимость.

Во-первых, технологическую структуру этнодидактического пособия самообучения математике «Занимательная математика для северян».

  • Во-вторых, систему методов моделирования и конструктивное построение: «ситуативная конкретика»;
  • «опорные сигналы»;
  • «лист самоконтроля»;
  • «самопроверка»;
  • «диагностический тест самообучения»;
  • «Трилингвальный словарь-глоссарий».

В-третьих, модель психологии этнодидактики базируется на принципах этнодидактического подхода к личностно-интеллектуальному процессу самообучения.

Практическая значимость психологии этнодидактики

В чём проявляется практическая значимость психологии этнодидактики?

Во-первых, в самой технологии самообучения школьной математике с помощью аппарата математической лингвистики, поскольку она имеет практическую пошаговость на примере изучения школьных тем «Обыкновенные дроби» и «Десятичные дроби».

Во-вторых, системно-структурная математическая информация рассматривается в контексте этнической культуры:

  • интеллектуальный базис традиций и обычаев;
  • личностно-интеллектуальный опыт самообучения в этносемье;
  • духовно-нравственные ценностные ориентации моделирования мира в рамках современных цивилизаций.

В-третьих, этнодидактический подход к личностно-интеллектуальному процессу самообучения.

И наконец, особое внимание уделяется вопросу формирования систем формализованных языков, о чём С.Б. Крымский писал: «… задачи построения систем формализованных языков, с которыми связано развитие математики, кибернетики, дедуктивных наук вообще, обусловливают потребность в разработке средств анализа логической формы выражений текстов различного типа» (С.Б. Крымский, с. 11, 1998).

Коммуникативно-регулятивное сотрудничество взрослых и детей в процессе этносемейного воспитания

Разумеется, задача разработки этнодидактического подхода к личностно-интеллектуальному процессу самообучения связана с формированием и саморазвитием самообучающейся личности педагога, родителя и школьника.

Естественно, такое коммуникативно-регулятивное сотрудничество взрослых и детей обусловливает потребность в разработке структурно-содержательного средства самообучения детей из этнокультурной среды жизнедеятельности, которые в основной своей массе считаются не обучаемыми.

В этой связи возникает проблема – как «житейские» категории могут помочь процессу формирования «научных» понятий в ходе когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности школьника.

В этом месте следует привести высказывания С.Б. Крымского, который чётко подметил: «… категории конституируются не столько в виде всеобщих понятий, сколько как основные формы деятельности, универсальные отношения духовного производства» (С.Б. Крымский, с. 17, 1998).

Цель этнопособия под углом зрения этносемейного воспитания подрастающего поколения

В чём заключается цель этнопособия?

Несомненно, цель этнопособия заключается в формировании и развитии русскоязычной речи у детей этнических групп в форме диалогов персонажей этнопособия «Занимательная математика для северян», что позволяет им более уверенно и грамотно излагать свои мысли, оформлять собственные суждения с опорой на аппарат математической лингвистики.

Кстати, психологизация и этнизация личностно-интеллектуального процесса самообучения педагогов, родителей и школьников строится на традициях этносемейного воспитания подрастающего поколения.

Стиль мышления как важнейшая задача этносемейного воспитания

В данном случае нас волнует различие стилей мышления на родном и русском языках, которые касаются форм осмысления и понимания в одной и той же содержательной области учебного этнодидактического пособия самообучения математике.

Особо следует заметить, что когда ребёнок читает текст диалогов персонажей этнопособия, он пользуется им, с одной стороны, как средством общения между людьми. С другой стороны, он на самом деле пользуется текстом как универсальным способом объективации мысли, способом хранения и передачи исторически накопленного опыта математических знаний.

Иными словами, текст «… представляет собой двустороннее единство мысли и языка» (С.А. Васильев, с. 75, 1980).

В этой связи, следует уточнить, что в интеллектуальной программе «ситуативная конкретика» формируется «понятийное мышление» (М.А. Холодная) школьника как особый вид познавательной активности, обеспечивающей обобщённое и опосредованное (Л.С. Выготский) отражение существенных характеристик окружающей действительности в ходе анализа,  синтеза и обобщений математических знаний.

Важнейшая задача этносемейного воспитания через призму актуальности психолого-этнодидактических исследований самообучаемости школьников

С чем связана практическая актуальность исследований психологии этнодидактики?

Безусловно, практическая актуальность исследования психологии этнодидактики, основанной на формировании когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности школьника, теснейшим образом связана с решением проблемы оптимизации личностно-интеллектуального процесса самообучения.

В данный момент вторая часть понятия «когнитивно-образовательная деятельность», а именно «образовательная» относится к знаниевой парадигме школьного образования, обусловливающего необходимость передачи школьникам системы фундаментальных знаний, умений и навыков.

Но слово «когнитивная» в понятии «когнитивно-образовательная деятельность» мы будем иметь в виду именно развитие психических функций:

  • произвольное внимание как процесс, регулирующий направленность и сосредоточенность психической деятельности;
  • произвольное восприятие;
  • логическую память как процесс запечатления, сохранения и воспроизведение учебной информации на смысловой основе восприятия;
  • творческое воображение;
  • речевое мышление;
  • мыслительную речь личности каждого ребёнка в процессе самообучения.

Следовательно, развитие «высших психических функций» тесно связано со стимулированием мыслительных, интеллектуальных способностей и возможностей саморазвивающейся личности каждого школьника.

Важнейшие задачи этносемейного воспитания через призму принципов этнодидактического подхода

В соответствии с нашими представлениями о принципах (требованиях) этнодидактического подхода к личностно-интеллектуальному процессу самообучения изложение экспериментального материала было подчинено решению трёх основополагающих задач исследования, во-первых, выявлению эмпирических характеристик психического состава и особенностей функционирования структуры когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности каждого школьника.

Во-вторых, изучению психологических механизмов, лежащих в основе когнитивно-образовательной деятельности детей из этнокультурной среды их жизнедеятельности.

В-третьих, анализу места когнитивно-образовательной деятельности в личностно-интеллектуальном процессе самообучения, что означает новообразования как изменения:

  • в личностном аспекте детского саморазвития;
  • в интеллектуальном аспекте детского саморазвития;
  • в психическом аспекте детского саморазвития.

Заключение

Таким образом, следует обратить внимание на то, что проведение психолого-этнодидактических исследований самообучаемости школьников в неоднородной среде Таймыра было поставлено перед новыми запросами современного общества относительно природы когнитивно-образовательной деятельности, факт возникновения которых, с одной стороны, говорит о недостаточной полноте исследования «школьной неуспешности» детей из этнокультурной среды Крайнего Севера.

С другой стороны, вынуждает задуматься над продолжением изучения теоретических и экспериментальных проблем влияния социокультурного фактора на формирование «актуального уровня развития» и «зоны ближайшего развития» ребёнка в области психологии школьной этнодидактики.

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.