Что такое психология этнодидактики? Какое отношение к этносемейному воспитанию имеет психология этнодидактики?
Психология этнодидактики представляет собой дидактику этносемейного обучения и воспитания подрастающего поколения в контексте этнокультурной среды жизнедеятельности и саморазвития личности каждого ребёнка.
… не мешать естественному развитию ребёнка
М. Монтессори
Смею предположить однако, что психология этнодидактики как научная концепция имеет двоякую значимость, с одной стороны, научно-теоретическую значимость.
Во-первых, технологическую структуру этнодидактического пособия самообучения математике «Занимательная математика для северян».
- Во-вторых, систему методов моделирования и конструктивное построение: «ситуативная конкретика»;
- «опорные сигналы»;
- «лист самоконтроля»;
- «самопроверка»;
- «диагностический тест самообучения»;
- «Трилингвальный словарь-глоссарий».
В-третьих, модель психологии этнодидактики базируется на принципах этнодидактического подхода к личностно-интеллектуальному процессу самообучения.
Практическая значимость психологии этнодидактики
В чём проявляется практическая значимость психологии этнодидактики?
Во-первых, в самой технологии самообучения школьной математике с помощью аппарата математической лингвистики, поскольку она имеет практическую пошаговость на примере изучения школьных тем «Обыкновенные дроби» и «Десятичные дроби».
Во-вторых, системно-структурная математическая информация рассматривается в контексте этнической культуры:
- интеллектуальный базис традиций и обычаев;
- личностно-интеллектуальный опыт самообучения в этносемье;
- духовно-нравственные ценностные ориентации моделирования мира в рамках современных цивилизаций.
В-третьих, этнодидактический подход к личностно-интеллектуальному процессу самообучения.
И наконец, особое внимание уделяется вопросу формирования систем формализованных языков, о чём С.Б. Крымский писал: «… задачи построения систем формализованных языков, с которыми связано развитие математики, кибернетики, дедуктивных наук вообще, обусловливают потребность в разработке средств анализа логической формы выражений текстов различного типа» (С.Б. Крымский, с. 11, 1998).
Коммуникативно-регулятивное сотрудничество взрослых и детей в процессе этносемейного воспитания
Разумеется, задача разработки этнодидактического подхода к личностно-интеллектуальному процессу самообучения связана с формированием и саморазвитием самообучающейся личности педагога, родителя и школьника.
Естественно, такое коммуникативно-регулятивное сотрудничество взрослых и детей обусловливает потребность в разработке структурно-содержательного средства самообучения детей из этнокультурной среды жизнедеятельности, которые в основной своей массе считаются не обучаемыми.
В этой связи возникает проблема – как «житейские» категории могут помочь процессу формирования «научных» понятий в ходе когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности школьника.
В этом месте следует привести высказывания С.Б. Крымского, который чётко подметил: «… категории конституируются не столько в виде всеобщих понятий, сколько как основные формы деятельности, универсальные отношения духовного производства» (С.Б. Крымский, с. 17, 1998).
Цель этнопособия под углом зрения этносемейного воспитания подрастающего поколения
В чём заключается цель этнопособия?
Несомненно, цель этнопособия заключается в формировании и развитии русскоязычной речи у детей этнических групп в форме диалогов персонажей этнопособия «Занимательная математика для северян», что позволяет им более уверенно и грамотно излагать свои мысли, оформлять собственные суждения с опорой на аппарат математической лингвистики.
Кстати, психологизация и этнизация личностно-интеллектуального процесса самообучения педагогов, родителей и школьников строится на традициях этносемейного воспитания подрастающего поколения.
Стиль мышления как важнейшая задача этносемейного воспитания
В данном случае нас волнует различие стилей мышления на родном и русском языках, которые касаются форм осмысления и понимания в одной и той же содержательной области учебного этнодидактического пособия самообучения математике.
Особо следует заметить, что когда ребёнок читает текст диалогов персонажей этнопособия, он пользуется им, с одной стороны, как средством общения между людьми. С другой стороны, он на самом деле пользуется текстом как универсальным способом объективации мысли, способом хранения и передачи исторически накопленного опыта математических знаний.
Иными словами, текст «… представляет собой двустороннее единство мысли и языка» (С.А. Васильев, с. 75, 1980).
В этой связи, следует уточнить, что в интеллектуальной программе «ситуативная конкретика» формируется «понятийное мышление» (М.А. Холодная) школьника как особый вид познавательной активности, обеспечивающей обобщённое и опосредованное (Л.С. Выготский) отражение существенных характеристик окружающей действительности в ходе анализа, синтеза и обобщений математических знаний.
Важнейшая задача этносемейного воспитания через призму актуальности психолого-этнодидактических исследований самообучаемости школьников
С чем связана практическая актуальность исследований психологии этнодидактики?
Безусловно, практическая актуальность исследования психологии этнодидактики, основанной на формировании когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности школьника, теснейшим образом связана с решением проблемы оптимизации личностно-интеллектуального процесса самообучения.
В данный момент вторая часть понятия «когнитивно-образовательная деятельность», а именно «образовательная» относится к знаниевой парадигме школьного образования, обусловливающего необходимость передачи школьникам системы фундаментальных знаний, умений и навыков.
Но слово «когнитивная» в понятии «когнитивно-образовательная деятельность» мы будем иметь в виду именно развитие психических функций:
- произвольное внимание как процесс, регулирующий направленность и сосредоточенность психической деятельности;
- произвольное восприятие;
- логическую память как процесс запечатления, сохранения и воспроизведение учебной информации на смысловой основе восприятия;
- творческое воображение;
- речевое мышление;
- мыслительную речь личности каждого ребёнка в процессе самообучения.
Следовательно, развитие «высших психических функций» тесно связано со стимулированием мыслительных, интеллектуальных способностей и возможностей саморазвивающейся личности каждого школьника.
Важнейшие задачи этносемейного воспитания через призму принципов этнодидактического подхода
В соответствии с нашими представлениями о принципах (требованиях) этнодидактического подхода к личностно-интеллектуальному процессу самообучения изложение экспериментального материала было подчинено решению трёх основополагающих задач исследования, во-первых, выявлению эмпирических характеристик психического состава и особенностей функционирования структуры когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности каждого школьника.
Во-вторых, изучению психологических механизмов, лежащих в основе когнитивно-образовательной деятельности детей из этнокультурной среды их жизнедеятельности.
В-третьих, анализу места когнитивно-образовательной деятельности в личностно-интеллектуальном процессе самообучения, что означает новообразования как изменения:
- в личностном аспекте детского саморазвития;
- в интеллектуальном аспекте детского саморазвития;
- в психическом аспекте детского саморазвития.
Заключение
Таким образом, следует обратить внимание на то, что проведение психолого-этнодидактических исследований самообучаемости школьников в неоднородной среде Таймыра было поставлено перед новыми запросами современного общества относительно природы когнитивно-образовательной деятельности, факт возникновения которых, с одной стороны, говорит о недостаточной полноте исследования «школьной неуспешности» детей из этнокультурной среды Крайнего Севера.
С другой стороны, вынуждает задуматься над продолжением изучения теоретических и экспериментальных проблем влияния социокультурного фактора на формирование «актуального уровня развития» и «зоны ближайшего развития» ребёнка в области психологии школьной этнодидактики.
Свежие комментарии