Признавая свои собственные,
пусть даже неисправленные, ошибки,
мы можем изменить поведение другого
Дейл Карнеги
Родителями не рождаются, потому что ими становятся только тогда, когда появляется на свет ребёнок. Поэтому ребёнок в семье — это огромное СЧАСТЬЕ!
Есть люди, которые так проживают жизнь, не познав все прелести и тяготы родительского долга, родительской ответственности и забот о детях.
Родителями не рождаются, ими становятся в процессе этносемейного воспитания детей
Как воодушевить ребёнка на успех?
Ребёнок не может расти и жить без ласки, похвалы, как росточек не может расти, с одной стороны, без солнечного тепла, а с другой — без прохладного дождя и ласкового ветра.
Какие родительские действия гарантируют детскую успешность в жизни?
Во-первых, щедро хвалить ребёнка за малейшую инициативу, которая сопровождается неким достижением не только словами, но и жестами или взглядом.
Во-вторых, одобрять любое удачно принятое решение, изобретение ребёнка.
В-третьих, искренне оценивать его самостоятельные действия.
И наконец, создавать такое условия, чтобы ребёнок мог легко исправить собственную ошибку. Если ребёнка хвалить, подбадривать, то его ошибки можно свести к минимуму, стимулируя его к совершенству.
Родителями не рождаются, ими становятся в процессе умелого использования информационной паутины
Интеллект – это способность принимать решение, а принимать решение – это выбирать из «веера», набора решений одно, но решение базируется на фактах, событиях, явлениях и аргументах, информациях, которыми владеет детская психика.
Как ни странно, детская психика напоминает, по сути своей, некую информационную паутину, узлами которой являются знание и понимание конкретного слова, например: «мама», «дом», «еда», «тепло», «уют», «комфорт» и т.д.
Например, слово «мама» имеет в своём содержании столько представлений, сколько людей на свете.
И здесь можно привести конкретный диалог чешской девочки.
Пятилетняя Ганя потерялась в большом универмаге. Она стала кричать, что есть мочи:
— Магдалена! Магдалена!
Прибежала её мать.
— Почему ты зовёшь меня по имени, — удивилась она. – Разве ты не могла позвать, как всегда: «Мама»?
— Могла, — хныча, ответила Ганя, — но я подумала: в магазине полно мам, а Магдалена, наверно, одна…
Безусловно, слово – это озвученное и буквенно оформленное понятие со всеми его признаками и свойствами. Признаки – это внешние или внутренние отличительные знаки.
Ниже будут представлены авторские методики, которые применялись в Школе дошколят.
Родителями не рождаются, ими становятся в процессе различных методик детского саморазвития
Методика «Чем?»
Цель – сформировать у ребёнка умение анализировать.
Анализ – это процесс перехода от наблюдения к сравнению, которое переходит в понимание, образующее определённое знание.
Данная методика помогает ребёнку осознать, понятие смысла слова, которое по сути, и есть информационная абстракция.
— Чем генерал армии отличается от рядового солдата?
— Чем радуга отличается от северного сияния?
— Чем олень отличается от верблюда?
По поводу верблюда можно привести конкретный диалог канадского мальчика.
Отец говорит маленькому Майклу, который забрался на подоконник:
— Слезь с окна, а то упадёшь и будешь горбатый.
— Интересно… А верблюд, наверное, два раза падал.
— Чем чайник отличается от кастрюли?
— Чем тапочки отличаются от туфлей?
Методика «Почему и что?»
Цель – сформировать у личности ребёнка умение образовывать, отслеживать логическую цепочку.
- Предметы по их признакам: яркий или тусклый; мягкий или твёрдый; гладкий или шершавый и т.д.
2. Явления:
1) вода, состоящая из бесконечного множество молекул →
2) испарение, когда «шустрые» молекулы стремительно устремляются в небо →
3) облако, как комфортное состояние молекул-спринтеров →
4) туча, когда молекулам становится мало места для «разбега» →
5) дождь, потому что ещё никто не отменял «Закон всемирного тяготения».
3. События:
1) рождение малыша как долгожданного СЧАСТЬЯ →
2) неугомонный дошкольник-«динамит» →
3) школьник, как отражатель «роя» личностей →
4) студент-«мятежник» просит бури, как будто в буре есть покой →
5) взрослый: комфортник-раб или «броуновская частица» — личность, ищущая себя, чтобы помочь другим «броуновским частицам»: бизнесмены, учёные исследователи, поэты и поэтессы, актёры и актрисы, певцы и певицы, спортсмены и спортсменки и т.д.
Методика «Почему?»
Цель – сформировать у ребёнка любознательность, искренний интерес к окружающей действительности.
Этот вопрос мотивирует личность ребёнка к исследовательской, когнитивно-образовательной деятельности.
— Почему трава зелёная?
— Почему животные разные?
— Почему птицы летаю, а человек – нет?
— Почему червяки ползают?
— Почему человеку нужен скелет, а змеям – нет?
— Почему организм человека подчиняется командам мозга?
— Почему звёзды на небе мерцают?
— Почему объёмные геометрические тела получаются из плоских геометрических фигур?
— Почему предложение состоит из слов или слова?
— Почему прописные буквы придуманы?
И таких вопросов может быть составлено великое множество по любой области научных знаний.
Для это необходимо и достаточно, иметь мои электронные книги.
- «Пять секретов саморазвития ребёнка»,
- «Три метода научить ребёнка, самообучаться»,
- «Обыкновенная дробь. Числитель и знаменатель дроби».
К данной методике можно привести в качестве наглядного примера конкретный диалог итальянского мальчика.
— Мама, а у нас снова будет дождь.
— Почему ты так думаешь, сынок?
— Барометр упал.
— А ты откуда знаешь?
— Я его сам уронил.
Методика «Как?»
Цель – сформировать у личности ребёнка умение технологично (пошагово) применять понятийные (теоретические) знания на практике.
— Как научиться писать прописные буквы?
— Как научиться считать от 1 до … и обратно?
— Как научиться читать: слоги → слова → предложения; рассказы, стихи, басни, сказки, пословицы и поговорки, загадки и считалки и т.д.?
— Как научиться арифметике: сложения, вычитания, умножения и деления?
— Как научиться самостоятельно придумывать: числовое выражение → неравенство → уравнение → текстовую задачу?
— Как научиться деформировать, видоизменять, укрупнять примеры?
Диалог украинского мальчика.
Ваня:
— Мама шила мне сегодня рубашку, а я ей помогал.
Вася:
— Как?
— Сидел тихо-тихонечко.
Методика «Что это?» и «Кто это?»
Цель – стимулировать формирование восприятия окружающей действительности и пополнение, накопление словарного запаса личности ребёнка, который является базой формирования понятийного мышления, интеллекта, речевого мышления и мыслительной речи.
Родителями не рождаются, ими становятся в процессе формирования речевого мышления и мыслительной речи
Речевое мышление, предполагаю, есть процесс озвучивания (вербализации) и структурирования мыслей, идей вслух. Так формируется красноречие.
Короче говоря, это диалог, мысли и идеи, произнесённые вслух, тут же корректируются, видоизменяются и приобретают некую словесную форму, контур с границами применения на практике:
- в житейских ситуациях;
- в беседе;
- в споре;
- в лекциях и на семинарах;
- в «деловых играх»;
- в ходе «мозгового штурма»;
- в проповеди;
- в публичных выступлениях и т.д.
Мыслительная речь, предполагаю, есть процесс накопления информации, которая перерабатывается, обрабатывается в уме.
Схема бесконечных взаимопереходов
Методика «Конденсатор»
Уточню, методику формирования «мыслительной речи» я называю «Накопитель» или, если выразиться языком физики, «Конденсатор».
Конденсатор представляет собой устройство для накопления заряда и энергии электрического поля.
Подобно конденсатору наш «накопитель» накапливает энергетику слов. Между тем, каждое слово содержит в себе определённую энергию. Не зря же существует мудрое изречение: «Пуля может только ранить, а слово может убить ЧЕЛОВЕКА».
Следовательно, родителям и педагогам необходимо тщательнейшим образом «фильтровать» свою речь.
Несомненно, именно мы, взрослые, можем как возвысить личность каждого ребёнка, чтобы он был успешным, так и «опустить его ниже плинтуса», превратив его в «неудачника».
Кстати, моя электронная книга «Обыкновенная дробь. Числитель и знаменатель дроби» базируется на всех перечисленных выше авторских методиках.
Все эти электронные книги являются «пазлами» одной общей картины «Как сформировать самообучающуюся личность?».
Главная цель каждой из них заключается в том, чтобы запустить процесс самообучения ВЗРОСЛОГО человека.
Родителями не рождаются, ими становятся в процессе взросления самих родителей
Взрослым человек считается по достижении 21 года.
Как невозможно испечь ароматный воздушный хлеб без хорошей закваски, так и личность взрослого не состоится без ЛИЧНОСТИ каждого ребёнка (от 2,5 до 6,5 лет).
Как для закваски требуется:
- время;
- место;
- определённые условия,
так и для личности каждого ребёнка требуются психологические условия:
- образцовая модель семьи;
- личностно-интеллектуальная среда самообучения;
- дидактические материалы-инструменты детского мышления;
- общество культурных, интеллигентных и интеллектуальных людей и т.д.
Родителями не рождаются, ими становятся в процессе заготовки дидактического материала-инструмента детского мышления
Даже ползающий кузнечик на листе служит дидактическим материалом-инструментом формирования детского мышления, но не мягкая игрушка, машинка, конструктор и т.д.
Потому что любая игрушка – это абстракция, макет живого материала. Так почему же ребёнку нельзя начать с живого объекта познания?
Даже камень, минерал, вода и т.д. — элементы Земли.
А Земля, в свою очередь, будучи элементом Вселенной, является материалом для «строения» ЛИЧНОСТИ ребёнка.
Родителями не рождаются, ими становятся в процессе самообучающейся личности каждого ребёнка
Личность каждого ребёнка имеет свою структуру, как дерево:
- корни,
- ветки,
- листья,
- цветочки,
- плоды.
Как человек:
1) скелет;
2) жизненно важные органы:
- мозг,
- сердце,
- лёгкие;
- желудок;
- почки;
- печень и т.д.
Как дом:
1) фундамент;
2) стены;
3) крыша;
4) печка и т.д.
Все эти детали, словесно оформленные, и составляют структуру детского мышления, зависящего от психики ребёнка как отражения связей и отношений предметов, явлений, событий и людей.
Почему такая сложность?
Потому что РЕБЁНОК – это Вселенная в миниатюре, а не деталька от машины.
Если взрослый думает и авторитетно считает себя «Хозяином ситуации развития», то он глубоко заблуждается.
Только Мудрец прав, потому что он понимает факт – «Хозяином ситуации развития» был, есть и будет только РЕБЁНОК.
Родителями не рождаются, а становится им по мере выполнения роли партнёра в ситуации детского саморазвития
Как правило, подсознательная область родителей богата тем, что в ней накоплен опыт прошлых жизней. По этому поводу бытует мнение: «У ребёнка «третий глаз» открыт только до трёх лет».
В три года у ребёнка начинает формироваться сознание, которое связано с анализом на основе наблюдения, сравнения и аналогии.
Как только ребёнок начал говорить более связно, попробуйте у него спросить: «Кем ты был в прошлой жизни?». И он Вам ответит.
Заключение
В качестве заключения я настоятельно рекомендую родителям вести «Дневник наблюдений», в котором Вы будете фиксировать высказывания ребёнка как озвучивание его мыслей.
Вспомните, как часто бывали такие ситуации, когда высказывание малыша приводило Вас в «ступор», и Вы заостряли Ваше внимание на предмете, факте событий и т.д.
Свежие комментарии