Выбрать страницу
0
(0)
Примерное время на чтение статьи: 5 минуты

Чем опасно отсутствие самостоятельности личности ребёнка в приобретении новых знаний и нового опыта их применения? Какой выход из этой проблемной ситуации?

Смысл создаёт

проблему познания

окружающей действительности

Г. Фреге

Как инициатива личности каждого ребёнка является ключевым условием формирования самостоятельности?

Одним из ключевых условий формирования самостоятельности является инициатива личности ребёнка:

  • в приобретении новых знаний;
  • в приобретении нового опыта на базе проб и ошибок;
  • в приобретении опыта общения;
  • в приобретении опыта взаимодействия;
  • в приобретении опыта наблюдения, сравнения, аналогии.
  • в приобретении опыта строения собственных умозаключений на основе спора и несогласия.

Самостоятельность — фундамент формирования знаниевых компетенций

Знаниевые компетенции — это знания, умения и навыки, приобретёнными личностью каждого ребёнка, благодаря их самостоятельности.
© З.Н. Ичин-Норбу.

Чтобы знать, личность ребёнка должна понимать, а чтобы понимать, ей необходимо узнать, а для этого она, непременно, воспользуется багажом своего житейского социокультурного опыта восприятия объективной реальности. © З.Н. Ичин-Норбу.

Формирование знаниевых компетенций – это процесс самостоятельного приобретения новых знаний и нового опыта применения базы имеющихся знаний, обеспечивающие интеллект личности ребёнка знаниями и опытом в правильных соотношениях, с одной стороны, достаточное количество знаний и опыта, а с другой — когнитивный баланс различных психических функций.

Зачем ребёнку знаниевые компетенции?

Как показал многолетний педагогический опыт, отсутствие знаниевых компетенций личности ребёнка приводит к ряду нарушений:

  1. Ухудшение:
  • памяти;
  • речевого мышления;
  • мыслительной речи;
  • творческого воображения;
  • восприятия;
  • образного представления.
  1. Снижение возможностей интеллекта личности ребёнка к неблагоприятным социокультурным факторам детского саморазвития.
  2. Ухудшение когнитивно-образовательных компетенций в личностно-интеллектуальном процессе самообучения, ведущего за собой комплексное детское саморазвитие.
  3. Появление выраженных признаков психологических комплексов, мешающих личности каждого ребёнка справиться с проблемой «школьной неуспешности».

Согласно ряду психологических и педагогических исследований в школьном образовании России лидирующие факторы риска неуспеваемости школьников – это высокий уровень психологической тревожности не только детей, но и родителей.

Реальные факты российского образования, когда не сформирована самостоятельность в этносемье

  1. Сегодняшнее среднее и высшее образование — чистейшая «липа», поскольку отсутствует требование к добросовестной подготовке конкурентоспособных специалистов, которые составляют ядро трудового коллектива — единицы современного общества.
  2. За последние 20 лет образование в нашей стране стало предметом торга и поставлено на поток, поскольку образовательный процесс становится коммерчески прибыльным плацдармом.
  3. Думаю, преподаватели ВУЗов и СУЗов стремятся не столько к формированию знаниевых компетенций в различных сферах жизнедеятельности, сколько к зарабатыванию денег, поскольку в этих учреждениях в основной своей массе преподают люди, закончившие высшие учебные заведения и аспирантуру в конце 90-х годов, когда качество образования стремительно приближалось к нулевому показателю. Следовательно, количество истинных профессионалов в образовательной сфере до стыдного маловато.
  4. Возможно, сказались непродуманные реформы в образовании, когда есть требования ФГОС, но нет личностно-интеллектуальной базы дидактических средств.
  5. Сегодняшние воспитатели детских садов и школьные учителя напоминают «слепых кутят», судорожно стремящихся найти ТО, не зная, ЧТО, и пойти туда, не зная, КУДА. Вот и получается, что по сути-то школьное образование платное, потому что родителям необходимо покупать пособия, дополнительные материалы, компьютер, принтер, сканер, писчую белую и цветную бумагу, картридж для принтера, флешку и т.д.
  6. Школьные учителя требуют с детей презентации, не объяснив деткам: ЧТО это? ЗАЧЕМ это? ЧТО даст вам в будущем это? Трудно воспринимается необходимость этих презентаций и тестов ОГЭ и ЕГЭ, если школьный учитель не способен наблюдать за детьми, которые не умеют самостоятельно приобретать элементарные знания:
  • географической карты;
  • астрономических начал;
  • ботанической базы;
  • зоологических основ;
  • анатомии человека;
  • навыков черчения в планиметрии, стереометрии, тригонометрии и алгебре.
  1. Ещё труднее воспринимается функционал педагогов всех эшелонов образовательного процесса, когда педагог не доводит каждую личность ребёнка до результата – сформированные базовые знаниевые компетенции, поскольку до сих пор ни один педагог не понял элементарную собственную функцию – управленец личностно-интеллектуальным процессом самообучения и координатор коммуникативно-регулятивного сотрудничества с родителями, на которых школьные учителя продолжают смотреть с высоты птичьего полёта.

Вот и получается, новая реформа образования есть, но она базируется на старом авторитарном стиле преподавания компьютерно-безграмотного учителя, который боится Интернета.

Личностно-интеллектуальное пространство детского саморазвития — это среда, в которой личность ребёнка САМОСТОЯТЕЛЬНО обучается ! © З.Н. Ичин-Норбу.

Как такой учитель может противостоять негативному влиянию Интернета, если он не умеет даже фильтровать элементарные знания от «мыльного пузыря», каковым является издевательское натаскивание детских умов до тестов ЕГЭ?

Заключение

В качестве заключения я рискну и приведу 7-задачную программу педагогической деятельности.

Задача педагога № 1. Прекратить воспитателям детских садов и школьным учителям заниматься воспитательным процессом, потому что он изначально принадлежит этносемье.

Задача педагога № 2. Педагогам необходимо наладить коммуникативно-регулятивное партнёрство с родителями, чтобы личность ребёнка безболезненно социализировалась.

Таким образом, у педагогов отпадает функция воспитания личности, поскольку оно является ведущей функцией этносемьи, а в школе личность каждого ребёнка должна только расширять границы применения уже имеющихся знаниевых компетенции, на которых базируется профессиональная многофакторность в будущем.

Это в советские времена, можно было получить одно образование и прожить с этим образовательным багажом всю жизнь по принципу – КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ!

К сожалению или к счастью, современный мир быстротечно изменчив. Это факт, с которым надо жить, саморазвиваться, а не сопротивляться ему.

Задача педагога № 3. Необходимо предоставить дидактические условия самообучения для организации процесса детского саморазвития результатом которого являются элементарные знания, которые личность ребёнка может контролировать, оценивать и корректировать САМОСТОЯТЕЛЬНО.

Задача педагога № 4 . Разработать стратегическую программу самообучения, под которую выстроить личностно-интеллектуальное пространство детского саморазвития. Отпадает функция контроля знаний, умений и навыков.

Задача педагога № 5. Воспитателям детских садов прекратить навязывать детям дошкольного возраста с 3 до 7 лет игровую деятельность, поскольку личность каждого ребёнка – это ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, ЭКСПЕРИМЕНТАТОР, а не проектировщик житейских ситуаций.

Задача педагога № 6. Учителям начальных классов необходимо понять то, что пришло время когнитивно-образовательной деятельности, когда личность каждого ребёнка проявляет полную самостоятельность и высокую степень ответственности за сформированные знаниевые компетенции.

Почему я так считаю, что понятие «Учебная деятельность» устарело, а потому не так актуально в настоящее время?

Пора всем педагогам принять тот факт, что личность каждого ребёнка в начальных классах ИНТЕЛЛЕКТУАИЗИРУЕТ свой житейский социокультурный багаж знаний, проявляя когнитивно-образовательную активность, основанную на собственной мотивации:

  1. ЧТО?
  2. КТО?
  3. ЗАЧЕМ?
  4. КОГДА?
  5. ГДЕ?
  6. КАК?
  7. ПОЧЕМУ?

Задача педагога № 7. Не мешать, а помогать личности каждого ребёнка, с одной стороны, укрепить житейский социокультурный фундамент, а с другой — расширить знаниевые компетенции путём трансформации «житейских» понятий в «научные».

И в этой связи, перед российскими педагогами стоит более практичная задача – научить личность каждого ребёнка самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, как рыба в воде.

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.