Свобода — уникальное средство
максимально развивать
личность, характер, ум, чувства,
а заодно дать нам, руководителям
покой и возможность
наблюдать чудо взросления
Мария Монтессори
Почему этносемья и школа — это социальные институты?
Во-первых, они состоят из устойчивой совокупности людей. Школа — это школьники и педагоги, а этносемья — это родители, прародители, дети и родственники.
Во-вторых, их деятельность направлена на выполнение конкретных общественных функций. У школы — образовательная функция, у этносемьи — воспитательная функция.
В-третьих, школа и этносемья строятся на основе определённых идеальных норм, правил и стандартов поведения.
И наконец, школа и этносемья, будучи социальными институтами, призваны регулировать общественные отношения в таких сферах жизни, как образование и воспитание.
Календарно-тематическое планирование когнитивно-образовательной деятельности личности ребёнка, как годовая ПРОГРАММА развития детей, в возрасте от 2,5 до 6,5 лет
Гиперактивный ребёнок в этносемье и в школе — это «броуновская частица«
По сути, персонифицированная когнитивно-образовательная деятельность самообучающейся личности каждого ребёнка дошкольного возраста напоминает движение «броуновской частицы», потому что их самоопределение и выбор аспекта интересов настолько непредсказуемы, что только личностно-интеллектуальная среда самообучения сможет в какой-то степени рельефно обозначить границы свободы движения мысли и действий конкретного таких гиперактивных детей.
Жизнь – это природно-общественная, естественная ЛАБОРАТОРИЯ.
Где ещё ребёнок увидит, как реализуется закон «Диффузии», вращение по правилу «Воронки», по закону «Центробежной силы»?
Шестилетний Семён К. печёт ароматные и сладкие булочки. Булочки, сложенные в замысловатые фигуры детскими руками всегда заряжены энергией ДОБРА и ЗДОРОВЬЯ, несущей небывалую позитивную энергетику
Шестилетний Семён К. каждый блин начиняет разной начинкой: вареньем, мёдом, творогом, чесночным маслом, чесночной морковкой, чесночной свеклой, рыбой, мясом и т.д. Он сам выбирает вид начинки. Вот так формируется творческая личность, но не в четырёх стенах классной комнаты.
Программа стратегии когнитивно-образовательной деятельности в этносемье и в школе
В этой связи следует заметить, что этнопедагог-дидакт должен всегда иметь некую программу стратегии когнитивно-образовательной деятельности, что ему поможет фиксировать собственные наблюдения за речевой, интеллектуальной и мыслительной деятельностью личности каждого ребёнка.
В качестве примера приведу конкретную плотность когнитивно-образовательной деятельности детей дошкольного возраста.
Плотность когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности дошкольника
Первый этап
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ в личностно-интеллектуальной среде самообучения
Когнитивно-образовательная деятельность ребёнка.
- Ориентация в личностно-интеллектуальной среде – 30 минут.
- Самоопределение дошкольника в самообучении.
- Потребность (мотивация) в самостоятельной организации когнитивно-образовательной деятельности.
Научная сегментация личностно-интеллектуальной среды самообучения
- «Растительный и водный мир».
- «Человек» и «Животный мир».
- «Космос».
- «Математика».
- «Геометрия».
- «Правописание. Русский язык».
- «Развитие речи. Чтение»
Интеллектуальная программа — Ситуативная конкретность.
Второй этап
КРУГ. «Мозговой штурм» — 20 минут.
Тема. Время
Ключевой вопрос — Что для вас значит время?
Дидактический материал — Макет времени «паровозик № 1».
Когнитивно-образовательная цель — распределить по вагонам:
1) сезоны;
2) 12 месяцев с названиями;
3) Номера месяцев.
Дидактический материал Макет времени «паровозик № 2».
Когнитивно-образовательная цель — распределить по вагонам дни недели.
ПЕРЕМЕНА.
- Речевая зарядка «часики».
- Эстафета «Донеси шар на пальчике».
Третий этап
М А Т Е М А Т И К А
- Общая презентация дидактических Монтессори-материалов. Предметно-математическая когнитивно-образовательная деятельность – 15 минут.
- Сложение чисел с помощью доски на сложение.
- Сравнение чисел.
Индивидуальная интеллектуальная деятельность – 20 минут.
с дидактическими Монтессори-материалами.
v в рабочей тетради по математике Л.Г. Петерсон.
Самоконтроль – 10 минут.
Дидактические материалы:
«шершавые цифры».
Технология самообучения
- Диалог педагога с ребёнком – презентация сенсомоторного материала Марии Монтессори.
- Пальчиком провести по контуру конкретной цифры.
- Потренироваться на манной крупе.
- Потренироваться по написанию «Радужной цифры» (А.Б. Дурманова).
- Рабочая тетрадь «РАЗ – ступенька, ДВА – ступенька (Л.Г. Петерсон).
Когнитивно-образовательная цель.
Контроль и коррекция деятельности.
Записи выполненных действий сложить в папку, а затем поставить на полку «Рабочего сегмента».
ПЕРЕМЕНА.
- Речевая зарядка «Мы идём по линии».
- Волейбол с воздушным шаром в парах.
Четвёртый этап
Ч И С Т О П И С А Н И Е. Р У С С К И Й Я З Ы К
Общая презентация дидактических Монтессори-материалов. Предметная грамматико-звуковая когнитивная деятельность – 15 минут.
Дидактические материалы: «шершавые буквы».
Технология самообучения:
- Диалог педагога с ребёнком – презентация сенсомоторного материала Марии Монтессори.
- Пальчиком провести по контуру конкретной буквы.
- Потренироваться на манной крупе.
- Потренироваться по написанию «Радужной буквы» (А.Б. Дурманова).
Рабочая тетрадь «Прописи».
Самоконтроль – 10 минут.
ПЕРЕМЕНА. Подвижная игра «Гуси, гуси!».
Пятый этап
Р А З В И Т И Е Р Е Ч И. Ч Т Е Н И Е
Индивидуальная интеллектуальная деятельность – 20 минут.
Дидактические материалы:
1) «радужные буквы» (А.Б. Дурманова);
2) «звуковой ящик» (М. Монтессори).
Контроль и коррекция деятельности.
Записи выполненных действий сложить в папку, а затем поставить на полку «Рабочего сегмента».
Дидактические методички, карточки:
1) «Составь слово из трёх букв»;
2) «Составь слово из двух слогов»;
3) «Составь слово из трёх слогов»;
4) «Составь простое предложение»;
5) «Составь предложение из трёх слов».
Чтение по «Букварю» Н.С. Жуковой – 15 минут.
Работа с толковым словарём – 15 минут.
Дидактические материалы:
- Букварь.
- Толковый словарь дошкольника.
- Энциклопедия дошкольника.
- Развивающий материал «Ферма».
Шестой этап
С Ю Ж Е Т Н О – Р О Л Е В А Я С И Т У А Ц И Я ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Дидактические материалы:
1) «Мамы и детёныши»;
2) «Птичий двор»;
3) конструктор «Город»;
4) «Рыба»;
5) «Черепаха»;
6) «Цветок»;
7) «Одень мальчика»;
8) «Африканские животные»;
9) «Европейские животные».
Итак, в качестве наглядного примера приведена плотность одного дня, где чётко проструктурирована и опредмечена когнитивно-образовательная деятельность личности каждого ребёнка.
Заключение
В качестве заключения приведу структуру урока.
Базовые этапы когнитивно-образовательной деятельности личности каждого ребёнка
- Этап и его название.
- Предметно-содержательная направленность КОД.
- Временная продолжительность КОД.
- Набор сенсомоторных дидактических материалов.
- Технология самообучения.
- Самоконтроль и самокоррекция знаниевых компетенций.
Подробная недельная плотность когнитивно-образовательной деятельности как предметно-содержательная нагрузка во времени, описана в электронной книге «Когнитивно-образовательная деятельность самообучающейся личности».
Трекбеки/Пинги