Словарь-руководство является, своего рода, компасом в концептуальной научно-понятийной ориентации в ПСИХОЛОГИИ ШКОЛЬНОЙ ЭТНОДИДАКТИКИ как научно-практической базы
Школа через несколько лет, возможно,
станет пространством
для работы лучших психологов
Мария Монтессори
Зачем нужен этот словарь-руководство?
Словарь-руководство является тезаурусом дефиниций ПСИХОЛОГИИ ШКОЛЬНОЙ ЭТНОДИДАКТИКИ.
Рассмотрю кратко только ключевые проблемы, которые сподвигнули меня к написанию и составлению словаря с особенностью руководства в действиях для управления процессом детского саморазвития.
Первый момент — существуют словари с авторским раскрытием понятий конкретной теории, но нет технологий, конкретных методик, позволяющих читателю убедиться в содержании этих понятий.
Второй момент — есть конкретные теории, но нет интеграции, способствующей личности любого возраста хоть как-то сориентироваться в информационном мире предметов, явлений, процессов и межличностных отношений.
Думаю, достаточно этих двух моментов для образного представления словаря-руководства.
ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!
УСПЕХ детского саморазвития зависит от множества разнообразных факторов:
- Разработки и проработки структуры и содержания личностно-интеллектуального пространства детского саморазвития.
- Времени затраченного на его создания.
- Таланта педагога и родителя, в качестве главного помощника.
Но большую часть успеха детского саморазвития составляет УНИКАЛЬНОСТЬ ребёнка.
Именно уникальность позволяет выделить личность ребёнка среди бесчисленного множества других уникальностей, а талантливого педагога и родителя, единственного в своём роде, среди десятков тысяч педагогов и армии родителей.
Будучи уникальной, любая личность ребёнка обречена на УСПЕХ, даже, невзирая на то, кто в неё верит и помогает найти путь истинный.
Легко заметить, что придание уникальности личности наших детей, к счастью, личностно-интеллектуальная среда самообучения предоставляет огромное количество дидактических материалов, инструментов для ускорения детского саморазвития.
Разумеется, в нашем распоряжении как традиционные, так и инновационные методы, методики и формы детского саморазвития.
Хочу заострить Ваше внимание, уважаемый читатель, что в данном словаре-руководстве я рассматриваю авторские методики, технологии по принципу «ФИЛЬТРА», помогающие изменить личность ребёнка, согласно природным законам саморазвития.
Сейчас я не буду затрагивать тему отбора методик, методов, форм и технологий по принципу «Фильтра», и советовать, какие из них лучше использовать – к этому каждый педагог или родитель придёт со временем САМ.
Я же остановлюсь только на базовом наборе методов и технологий по принципу «Фильтра», с помощью которого, впрочем, можно также неплохо измениться, совершенствуясь профессионально, и изменить своё финансовое состояние.
Итак, перед Вами личностно-интеллектуальная среда самообучения, уже знакомая по моим статьям, чек-листам и электронным книгам.
Как Вы заметили, необходимо в первую очередь подготовить личность ребёнка, с которой Вам предстоит взаимодействовать и общаться.
Для этого Вам предстоит воспользоваться «оглавлением» словаря-руководства в качестве навигационного управления и ориентации в словаре. Найдите в «оглавлении» нужное понятие, определяющее тему Вашего поиска и откройте его, кликнув левой кнопкой мыши двойным щелчком.
Если в какой-то момент Вы поймёте, что авторских методик-фильтров Вам не хватает, то расширить их ассортимент Вы сможете, воспользовавшись Вашим собственным педагогическим опытом и чутьём.
Легко увидеть, что при внимательном просмотре «оглавления» словаря-руководства, Вы обнаружите методики, технологии довольно обширные по своему содержанию и лаконичные по логической структуре, которые заслуживают отдельного рассмотрения.
Дело в том, что несмотря на такие принципиальные отличия методик, технологий, дидактических материалов, работа с ними имеет чёткую структуру действий и единственную цель – детское саморазвитие.
Как видите, в нашем распоряжении всего лишь 3 момента:
- Количество возрастных периодов-уровней. Возрастной период отвечает за уровень сложности личностно-интеллектуального саморазвития ребёнка. Чем обширнее окажется проблемная зона саморазвития личности ребёнка, тем детализированной будет педагогическая деятельность.
- Простота определения границ возрастной периодизации детского развития. Второй момент отвечает за детализацию педагогических, дидактических и психологических методик. Чем богаче будет содержание социокультурного опыта личности ребёнка, тем будет меньшее количество набора методик детского саморазвития.
- Чёткость их отличий. Наконец, третий момент отвечает за ускоренное продвижение личности ребёнка по ступенькам возрастного саморазвития.
Теперь Вам остаётся только пройтись по «оглавлению», как по лабиринту насущных проблем детского саморазвития, и сохранить спокойствие мамонта, потому что для такой сложной жизненной проблемы, как детское саморазвитие, надо иметь разум мудреца и терпение разведчика.
На основе полученных знаний, Вы сможете пользоваться абсолютно любым «фильтром» взаимодействия и общения со своим ребёнком как уникальным божьим созданием.
А теперь я представлю Вашему взору «оглавление» словаря-руководства.
Читайте, если хватит терпения.
Сразу предупреждаю о том, что Ваш мозг окажется в зоне турбулентности. Надевайте шлем для его сохранения, чтобы не растерять при взрыве.
Научно-понятийный аппарат концепции
ПСИХОЛОГИЯ
ШКОЛЬНОЙ ЭТНОДИДАКТИКИ
МЕТОДИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
Оглавление
А
- Адаптивная функция личностно-интеллектуального пространства детского саморазвития.
- Активизация мыслительной речи.
- Актуальные причины.
- Антропоцентрический подход к процессу самообучения и саморазвития детей и молодёжи
- Арифметика школьной этнодидактики.
Б
- Базовые аспекты детской решительности
- Базовые навыки самообучения
- Базовые принципы коммуникативно-регулятивного сотрудничества
- Базовые принципы модели детского саморазвития
- Базовые условия динамики саморазвития СОЛ
- Базовые условия формирования СОЛ
- Базовые условия понимания
- Базовые факторы выживания
- Базовые этапы КОД личности ребёнка
- Беспорядок в психике
В
- Вектор самообразования и саморазвития.
- Векторы детского саморазвития
- Взаимодействие. Партнёрство. Общение.
- Виды речевого высказывания.
- Влияние коммуникативно-регулятивного сотрудничества
- Внеречевые факторы сообщения.
- Внеязыковые факторы.
- Внутренняя речь
- Возрастная периодизация саморазвития
- Волевые усилия
- Воля
- Воля как ключевое условие детского саморазвития
- Воображаемая сюжетно-ролевая ситуация
- Высказывание
Г
- Географическая мобильность
- Грамматические коды языка
Д
- Двусубъектность самообучающейся личности педагога
- Декодирование сообщения
- Декодирование значений предложения
- Детская психика
- Детское взаимодействие
- Детская память
- Деятельностная самооценка личности ребёнка.
- Дидактика самообучения детей дошкольного возраста.
- Динамика возрастного саморазвития
- Динамика условий саморазвития СОЛ
- Доказательства эффективности метода тройного стимула
- Действие
- Думать.
Ж
- Житейский социокультурный опыт
З
- Задача личностно-интеллектуального процесса самообучения личности школьника
- Задача
- Задачи этнодидактического пособия самообучения
- Закон
- Закон построения слова.
- Закон построения языка
- Знаниевые компетенции школьников из этносреды
- Знаниевые компетенции
- Знаниево-мыслительная активность.
- Знаниево-мыслительная деятельность.
И
- Идеализированные элементы реальной трёхмерной фигуры в понятиях
- Индивидуализация.
- Интеграция программы школьного обучения и социокультурного опыта личности ребёнка
- Интеллект
- Интеллектуальные новообразования
- Интеллектуальное саморазвитие
- Интеллектуальная компетентность
- Интеллектуальное поведение – продукт длительного детского саморазвития
- Интеллектуальная программа «Ситуативная конкретика»
- Интеллектуальная преемственность
- Интерес: динамика развития, распада, перемещения
- Интернатная система воспитания
- Инициативность
К
- Как возникает интеллектуальная деятельность
- Как сохранить семью?
- Какие результаты показал Таймырский эксперимент?
- Качество самообучения
- Качества технологии самообучения
- Качественное обогащение приёмов логического мышления СОЛ
- Ключевые особенности СОЛ
- Ключевые условия проявления СВОБОДЫ мыслительной деятельности
- Когнитивная активность СОЛ
- Когнитивно-образовательные способности СОЛ
- Когнитивно-образовательная деятельность.
- Когнитивные процессы
- Коммуникативно-регулятивное сотрудничество
- Компетентность
- Компетентность самообучающейся личности школьника
- Корректная самооценка личности ребёнка
- Креативность личности ребёнка
- Критерии и компетенции настоящего педагога
- Когда ребёнок САМ обучается?
- Когнитивно-образовательная деятельность СОЛ
- Когнитивно-образовательная деятельность личности ребёнка
- Когнитивное саморазвитие ребёнка дошкольного возраста
- Когнитивное саморазвитие ребёнка
- Когнитивные новообразования
- Когнитивная арифметика –
- Когнитивная геометрия —
- Кодирование мысли в речевом высказывании
- Коллективное восприятие информации
- Комплексное саморазвитие ребёнка
- Коммуникативно-регулятивное сотрудничество.
- Коммуникативный аспект этнопособия
- Конкретная практическая интеллектуальная деятельность
Л
- Личность ребёнка
- Личностные новообразования
- Личностное саморазвитие
- Личностно-интеллектуальный процесс самообучения
- Личностно-интеллектуальное пространство саморазвития
- Личностно-интеллектуальная среда самообучения
- Личностные качества СОЛ
- Личностная преемственность
- Личностный треугольник самообучения, саморазвития и самореализации
- Логическая память –
- Логико-грамматические формы языка как системы кодов.
- Любознательность
- Любопытство
М
- Мастерство грамотно мыслить
- Математическое мышление
- Математическая целостность восприятия окружающей действительности.
- Матрица качества мышления
- Матрица образов
- Матрица поведения
- Матрица социокультурного опыта
- Матрица языка
- Межвозрастная преемственность поколений
- Междисциплинарный интеллект
- Межкультурная коммуникация
- Метод тройного стимула
- Методы личностного саморазвития
- Методы формирования СОЛ
- Методика письма
- Методика «Следопыт».
- Модель когнитивной деятельности школьников
- Мотив высказывания
- Мотив
- Мотивация
- Мотив высказывания
- Мысль
- «Мысль совершается в слове»
- Мыслительная деятельность личности ребёнка
- Мышление личности ребёнка
- Мышление
- Мыслительная речь
- Мыслящая личность ребёнка
- Мыслительная деятельность
- Мудрец
Н
- Навыки самообучения математике
- Наглядность и иллюстрация как визуализация информации
- На что это похоже?
- Низкая мотивация к учению
- Новообразование
- Новообразования как качественные изменения в ЛИПС
О
- Обобщённый состав компетенции
- Образовательная стратегия этнодидактического пособия самообучения математике
- Образовательные стадии восприятия
- Операции умозаключения
- Опыт неудач, ошибок и потерь
- Ориентации настоящего учителя
- Осмысленные синтагмы
- Основные проблемы учебно-воспитательного процесса школьного обучения
- Основные условия личностно-интеллектуальной активности ребёнка
- Основа рассуждения
- Основные виды высказывания
- Особенности самообучения
- Ответственность детей перед родителями
- Ответственность личности ребёнка
- Ощущение
П
- Педагог-стратег
- Педагогические проблемы
- Переход от конкретики к абстракции
- Письменная речь
- Письменный текст
- Поддержка свободы выбора
- Познание
- Показательные ориентиры самообучения
- Понимание устного высказывания
- Понимание
- Понимание незнакомого письменного текста
- Понимание смысла сообщения
- Понимание способствует формированию логической памяти
- Последовательность мыслительно-деятельностной технологии усвоения новых знаний
- Последствия педагогических ошибок
- Поток
- Почему дети не умеют играть
- Почему таёжник и тундровик не понимают друг друга
- Пошаговая методика письма
- Поэтапный способ перехода от конкретного к абстрактному мышлению
- Поэтапность самообучения личности ребёнка
- План
- Плотность когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности дошкольника
- Предложение
- Преимущества личностно-интеллектуальной среды самообучения
- Преемственность в трёх аспектах
- Привычка
- Примеры из педагогической практики
- Принципы самообучения личности школьника
- Принцип самоопределения и саморазвития
- Принципы психологии школьной этнодидактики
- Принцип психологии школьной этнодидактики – прояснение непонятных слов.
- Причины отсутствия грамотной организации коммуникативно-регулятивного сотрудничества
- Причины «школьной неуспешности»
- Причинно-следственная связь
- Проблемные аспекты личностно-интеллектуального процесса самообучения
- Продуктивные методы сотрудничества с ребёнком
- Продуктивное мышление
- Проектирование
- Произвольное внимание
- Простые высказывания
- Профессиональные качества настоящего педагога
- Процесс
- Процесс понимания
- Процесс решения задач
- Процессы размышления, рассуждения
- Проявление личностной преемственности
- Психика
- Психика определяет структуру мышления личности ребёнка
- Психическая функция
- Психолого-дидактические ориентиры ЛИПС
- Психология школьной этнодидактики
- Психологический аспект этнопособия
- Пять положений этнодидактической модели самообучения
- Пять способов регуляции собственным поведением
Р
- Равнодействующая сил самообучающейся личности
- Развёрнутая речь
- Развитие
- Разумность
- Рефлексивная культура самообучения
- Речь
- Речевое или вербально-логическое мышление
- Речевое мышление
- Речевое мышление личности ребёнка
- Решение арифметических задач
- Родительская ошибка.
- Роль родного языка в саморазвитии личности ребёнка
С
- Самодеятельность
- Самодисциплина
- Самообучающаяся личность
- Самообучающаяся личность ребёнка
- Самообучение
- Самообучаемость
- Самоопределение
- Самоопределение в ЛИПС
- Самооценка
- Самопознание
- Саморазвитие
- Саморазвитие через действия в режиме свободного выбора
- Самореализация
- Саморегуляция —
- Самосознание
- Самостоятельное проявление мыслительной активности и инициативы
- Самостоятельность в собственных решениях и действиях
- Самообучаемость
- Свобода выбора есть главное условие возникновения мотивации
- Свобода разновидности выбора
- Свободная творческая активность личности ребёнка
- Семантическая память
- Семиэтапная логическая цепочка когнитивно-образовательных действий
- Семь ключевых слагаемых ЛИПС
- Семь ключевых условий успеха педагога
- Семь фундаментальных ошибок педагога
- Семья
- Сензитивный период саморазвития
- Сенсомоторные дидактические материалы
- Сенсомоторная практика впечатлений
- Сильные стороны личности педагога
- Сила воли личности ребёнка
- Синтагма
- Систематизация когнитивных аспектов «самости» в жизни
- Слагаемые личностно-интеллектуальной среды САМООБУЧЕНИЯ
- Слагаемые школьного образования
- Слово
- Слова как знаковая система
- Смысловые составляющие формирования самообучающейся личности
- Современный мир
- Сознание возникает из конфликтов
- Составление предложения
- Сотрудничество как кооперация
- Социализация
- Социальное воздействие
- Социальная природа формирования понятийного мышления
- Социальная среда
- Социальная ситуация саморазвития
- Социально-личностная значимость
- Социально-образовательная ситуация
- Социокультурная природа логической памяти.
- Социокультурный опыт личности ребёнка
- Социокультурные факторы саморазвития СОЛ
- Союз полярных личностей
- Способности
- Структурное содержание СОЛ
- Структура когнитивно-образовательной деятельности
- Структура сознательной деятельности
- Субъекты когнитивно-образовательной деятельности
- Схема самообучения в интеллектуальной программе «Ситуативная конкретика»
- Схема познания
- Сюжетно-ролевая ситуация
Т
- Творческое мышление
- Тексты бывают
- Технология деятельностного метода
- Технология процесса понимания научного (объяснительного) текста
- Технология процесса понимания художественного текста
- Технология решения арифметических задач
- Технология формирования и развития логической памяти
- Технология формирования мыслительной речи
- Технология формирования навыков самоорганизации
- Технология формирования самодисциплины
- Технологии школьного образования
- Три группы факторов, вызывающих трудности понимания
- Три ключевые причин создания ЛИСС
- Три основных видов
- Три основных форм поведения
- Три составляющих слагаемых ПСИХОЛОГИИ ШКОЛЬНОЙ ЭТНОДИДАКТИКИ
- Три условия, влияющие на социокультурный опыт личности ребёнка
- Три фактора детского саморазвития
- Три фундаментальные причины возникновения преемственности в самообучении
- Тундра
У
- Удивление
- Укрупнение дидактических единиц знаний
- Умозаключение
- Уровни детского саморазвития
- Усидчивость как наличие силы воли
- Условия проявления СВОБОДЫ мыслительной деятельности
- Успешность ребёнка
- Установка
- Устная речь
- Устное высказывание
- Учебная деятельность
Ф
- Факторы зависимости самообучения
- Факторы при решении задач
- Формы речевой деятельности
- Формирование лингвистических способностей детей
- Формирование личности зависит от культурно-средовых условий
- Фундаментальные вопросы саморазвития личности ребёнка
- Фундамент дошкольной и школьной Этнодидактики
- Функциональные компоненты самоорганизации
- Функции языка (по А.А. Леонтьеву)
- Функции самообучающейся личности педагога
Х
- Характеристика педагога-стратега
- Характеристика мышления самообучающейся личности
Ч
- Чем угрожает эгоцентризм взрослых?
- Четырёхшаговая технология подготовки ребёнка к письму и чтению
- Четырёхэтапная технология осознания буквы
- ЧТО не учитывается в учебно-воспитательном процессе?
- Что дала совместная продуктивная когнитивно-образовательная деятельность взрослых и детей?
- Что даёт коммуникативно-регулятивное сотрудничество ребёнку?
- Что может быть нагляднее собственного житейского опыта?
- Что такое образ?
Ш
- Шесть причин, разрушающих семью
- Школа
- Школьная неуспешность
- Школьная дидактика как предмет сотрудничества.
- Школьная этнодидактика
Э
- Эвристическая беседа запускает механизм РЕФЛЕКСИИ
- Этапы осознания опыта самостоятельного приобретения знаний
- Этапы формирования практической интеллектуальной деятельности детей
- Этапы формирования словесно-логического мышления
- Этнические особенности детей Крайнего Севера:
- Этнодидактическое пособие самообучения математике
- Этнодидактический материал
- Этнокультурная среда жизнедеятельности
- Этнокультурная среда детского саморазвития
Я
- Язык как знаковая система интеграции понятий и их написания
- Язык
- Языковые синтаксические средства
- Языковая компетенция
К сожалению, в момент коррекции всегда происходит добавление с уточнением, поэтому не гарантирую, что в словаре будет только 363 дефиниций с конкретным руководством.
Свежие комментарии